Воображаемый музей – Жак-Луи Давид. Портрет Альфонса Леруа. Музей Фабра, Монпелье
Один шедевр для «Воображаемого музея» привезли нам из Музея Фабра в Монпелье. Этот Музей входит в пятерку крупнейших музеев Франции. Монпелье в XVIII веке был столицей провинции Лангедок и славился активной интеллектуальной жизнью. Музей в Монпелье носит имя своего основателя, уроженца этого города художника Франсуа-Ксавье Фабра (1766-1837). В 1825 году он подарил городу значительную часть унаследованной коллекции. И в 1828 году в специально перестроенном особняке был открыт музей.
Находясь на посту руководителя Музея, Фабр пополнял собрание картинами своих друзей, художников неоклассицизма, работами итальянских мастеров. На протяжении XIX века музей получил ряд даров, определивших основной состав коллекции. По завещанию Антуана Вальдо в 1836 году в музей поступило собрание картин фламандских и голландских художников. Коллекционер Альфред Брюйа подарил картины Курбе, Делакруа, Коро, Кабанеля. От семьи Фредерика Базиля поступили произведения этого основоположника импрессионизма.
Итак, о шедевре, который привезли к 100-летию Государственного Музея изобразительных искусств. Это «Портрет Альфонса Леруа» (ок.1783) кисти основоположника революционного классицизма Жака-Луи Давида (1748-1825). Давид сформировался как художник в мастерской исторического живописца Ж.М.Вьена, одного из активных сторонников Античности.
Выиграв Римскую премию, он работал в Риме с 1775 по 1780 год. За картину «Велизарий» (ее можно посмотреть внизу статьи) художник был принят в Академию. Идеи революции вдохновили живописца на создание знаменитого произведения «Клятва Горациев» (1785) из истории республиканского Рима. Будучи человеком больших идейных устремлений, блестящим оратором, Жак-Луи Давид принадлежал к числу активных участников революции. Он был членом Конвента, другом Робеспьера, голосовал за казнь короля. В 1804 году он становится придворным художником императора Наполеона. После реставрации Бурбонов Давид окончил свои дни в ссылке в Брюсселе.
В 1780-е годы ведущее место в творчестве Давида занимала историческая картина. Однако, вскоре он создает портреты людей, связанных с ним родственными узами. Это его дядя архитектор Ж.Демезон (1784), тесть и теща – смотритель королевских строений Шарль-Пьер Пекуль и госпожа Пекуль (1784). В эту группу работ входит и «Портрет Альфонса Леруа», который был показан на академической выставке, Салоне 1783 года. Там же была представлена картина «Скорбь Андромахи у тела Гектора», эскиз которой хранится в Государственном Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина.
Альфонс Леруа был известным парижским акушером. Скорее всего, к его услугам прибегала госпожа Давид, чей первый сын родился в 1783 году. Леруа изображен сидящим за письменным столом в модной домашней одежде. Локоть его левой руки опирается на трактат Гиппократа, демонстрирующий профессиональное занятие. Видно, что Леруа позирует художнику, его взгляд сосредоточен и направлен прямо на зрителя. В нем присуствует естественное очарование. Энергия таится в твердо сомкнутых губах, в напряженых мускулах лица. Портрет Леруа воплощает дух времени, в нем живописец утверждает достоинство разума, твердой воли.
Для того, чтобы познакомиться более полно с творчеством великого художника, представляю вам еще несколько его картин.
Все картины кликабельны.
У художника яркая событийная жизнь, бурное участие в политике. Дебаты о политике дома привели к разводу с женой, на которой он спустя несколько лет снова женился.Географически он учился в Риме, долго жил во Франции, затем в Швейцарии, закончил в Бельгии. Дом Давида, сильно разрушенный, в течение нескольких лет выставлялся на продажу в Брюсселе. Теперь там идут ремонтные работы- кто-то купил дом…
Марина, благодарю за интересные подробности из жизни художника.
Добрый день.
Интересно изображены древнегреческие боги. А вы верите, что они существовали.
Дмитрий, конечно верю. Иначе бы мы о них столько не говорили, и давно бы позабыли 🙂
Великолепные работы, спасибо вам за знакомство с искусством, хоть и виртуально.
Милена, благодарю за добрые слова. Обязательно приходите еще!
Как жаль,что не получается прочитать всю статью.Каждый день не один час просиживаю на Вашем сайте,но всё равно не осваиваю всей информации.Спасибо Вам,Валентина.мне нравятся все эти картины.Присутствие символических деталей подчёркивает естественность изображения лица,особенно глаз.
И Вам, спасибо, Тамара!
Очень интересная статья
Эдуард, здравствуйте! Спасибо, что посетили. Заходите еще. Буду рада!
Очень хороший пост, Валентина. Сколько знакомых имен!
Нина, так получается, что мир тесен 🙂 Какую эпоху ни возьми — всего несколько имен!
Спасибо, Светлана! Я постаралась показать самые разные картины художника, чтобы можно было составить мнение о его творчестве.