Воображаемый музей — Ян ван Скорел. Мадонна с Младенцем
Государственный Музей изобразительных искусств (ГМИИ) постоянно поддерживает партнерские отношения с Тамбовской областной картинной галереей, которая выделяется уникальностью отдельных памятников старой западноевропейской живописи. Первый музей в Тамбове был открыт в 1879 году. В первые годы советской власти в городе был организован Художественный музей, куда поступали многочисленные произведения из купеческих и дворянских усадеб.
Ян ван Скорел — известный нидерландский художник
В настоящее время фонды Тамбовской картинной галереи включают богатые коллекции русского и зарубежного искусства (всего около 5000 экспонатов). Среди произведений старых западноевропейских мастеров особенно следует выделить картины художников итальянской и голландской школ. Главная жемчужина среди них – «Мадонна с Младенцем» кисти известного нидерландского живописца Яна ван Скорела, включенная в состав юбилейной экспозиции «Воображаемый музей».
Прославленный живописец, рисовальщик, поэт, архитектор и знаток древностей Ян ван Скорел принадлежит к числу ведущих представителей так называемого романизма. Приверженцы этого направления в нидерландском искусстве стремились соединить национальные традиции с достижениями мастеров итальянского Возрождения. Готовя себя к карьере священника, Ян ван Скорел получил хорошее философско-теологическое образование. Однако он начал увлекаться живописью и поступил в обучение к известному поклоннику античной культуры Яну Госсарту в Утрехте.
Вероятно, пользуясь советами наставника, в 1518-1526 годах он предпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии. В частности, познакомился с великим Дюрером и брал у него уроки. Затем он совершил паломничество в Иерусалим. В 1521 году, вернувшись в Рим, он получил предложение Папы Римского Адриана VI (также уроженца Утрехта) стать придворным художником Ватикана.
В Риме Ян ван Скорел, к тому времени уже признанный знаток античности, занимал должность хранителя папских коллекций антиков в Бельведере. На этом посту его предшественником был Рафаэль. В 1524 году, после кончины Адриана VI, художник вернулся в Утрехт, где вскоре принял сан священника. Однако он продолжал заниматься живописью и имел большую мастерскую. В 1550 году ему поручили реставрацию прославленного Гентского алтаря братьев ван Эйк.
«Мадонна с Младенцем» из Тамбовской картинной галереи принадлежит к сравнительно ранним работам Яна ван Скорела. Он создал это полотно около 1530 года, вскоре после возвращения из Рима. Отточенное профессиональное мастерство делает это произведение показательным образцом искусства нидерландского романизма. От поэтических образов Мадонны и Младенца веет теплотой, светом, надеждой, молодостью. Так мне показалось, когда я стояла перед этим замечательным полотном.
Образ Богоматери обладает яркой индивидуальностью, и утверждают, что черты ее лица напоминают Агату ван Схонховен – тайную возлюбленную художника. Она изображена на портрете, находящемся в галерее Дорна Памфили в Риме. Черты ее облика также легко узнаваемы в «Св.Марии Магдалине на фоне пейзажа» (Государственный музей в Амстердаме).
Кроме того, удалось установить, что хранящаяся в Тамбове «Мадонна с Младенцем» является левой створкой разрозненного в прошлом диптиха. Правой его частью было изображение бородатого мужчины средних лет (Государственные музеи в Берлине). В связи с этим было даже высказано предположение, что берлинский мужской портрет является автопортретом Яна ван Скорела.
В 1846 году картина хранилась в Галерее Солтмарш в Великобритании. Затем она попала в Россию и до 1919 года была украшением собрания графов Строгановых в имении Знаменка, расположенном в Тамбовской губернии.
Все картины кликабельны
честно? ну все пописано и обалденно, видно, что художник хорош, но вот лицо такое, что прямо не нравится и все — художнику бы писать пейзажи там, прописывать декор — ну не знаю, мне не нравится эта картина, прости Валюша
Ларисенок, тут такие обстоятельства: на выставке фотографировать нельзя, поэтому пришлось брать фотографию картины в Яндексе, а там нашелся только один вариант, вот этот самый. Я думаю, что он не совсем правильный, какой-то искривленный. Мне кажется, если посмотреть оригинал, то будет другое впечатление.
Я еще новичок на просторах интернета, — хожу с открытым ртом, хотя первый шаг сделала, слепила свой сайт под руководством ребят из «Твой Старт». Но вопросов больше, чем ответов, особенно по контенту. А Ваш сайт впечатляет, слов нет, — одни междометия! Здорово!
Здравствуйте, Ольга! Побывала на Вашем сайте — очень понравился, буду заходить. Информация интересная, дизайн отличный! До встречи!
А что за пирамида на заднем плане… Интересно…
Видимо, одно из чудес света!
Валентина, нижний твит не заполнен. Ни ссылки, ни названия. Настройки надо смотреть! Или плагин глючит.
Наталья, поясните, пожалуйста, какой твит не заполнен. У меня вроде все нормально. Напишите поконкретнее.
Очень интересно весь диптрих увидеть, а Мадонну Ян ван Скорел явно с голландской девушки (или девушек) нарисована. характерные черты лица просматриваются 😉 Все художники своих женщин рисовали (своих или местных имеется ввиду)
Конечно, приятно рисовать любимую девушку!
Нет. Я с боку-припеку,,,
Нина, как посмотришь на твои фотографии — хорошо припекается твой бочок :))
красивая картина — Мадонна с младенцем, о очень замечательно что она в Тамбовском музее
Да. Алексей, мне тоже очень приятно, что в России хранятся настоящие шедевры, причем, не только в Москве и Петербурге.
Вот и Скорел ездил в Италию:) Магнит настоящий для творческих людей. Да и не творческих:)
Начинаю вспоминать Древний Рим, все с него начиналось (еще со школы). Получается, что вся культура замыкается на Италии, и ты, Нина, в центре этой самой культуры!