Воображаемый музей — Веласкес. Музей Прадо
Диего Родригес де Сильва Веласкес
Как и положено испанцам, Музей Прадо расточителен в своих шедеврах. Вот еще один – для «Воображаемого музея» к 100-летию Государственного Музея изобразительных искусств. Это полотно гениального мастера Диего Родригеса де Сильва Веласкеса «Конный портрет принца Бальтасара Карлоса» (ок.1635).
Диего Веласкес – выдающийся живописец не только испанского «золотого века», но и один из лучших художников XVII столетия. Он родился в Севилье, глее в 1610-1611 годах стал учеником Франсиско Пачеко. В 1617 году Веласкес закончил обучение и женился на дочери учителя. В начале своей карьеры в Севилье он писал бодегоны – испанские варианты композиции натюрмортов с фигурами – в караваджистском стиле.
Летом 1623 года через посредничество друзей Веласкес был приглашен в Мадрид выполнить портрет короля Филиппа IV. Портрет принес ему грандиозный успех, и он был принят на королевскую службу, став придворным художником. Кроме портретов королевской семьи и ее окружения, он писал работы на религиозные, исторические и мифологические сюжеты. Сильное влияние на него оказали произведения Рубенса, с которым испанский мастер был лично знаком.
Вместе с тем Веласкес был неизменным поклонником венецианской живописи и главным образом творчества Тициана, которое он изучал не только в испанских собраниях, но и во время двух путешествий по Италии. Веласкес выработал свой неповторимый живописный стиль, отличающийся быстрой, экспрессивной кистью. Веласкес не имел непосредственных последователей, но его творчество вдохновляло мастеров более позднего времени, в частности, Франсиско Гойю и Эдуарда Мане.
Принца Бальтасар Карлос появился на свет 17 октября 1629 года. Это был долгожданный наследник трона королевской четы – Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской. Портреты работы Веласкеса составляют живописную летопись жизни принца. Первый был исполнен, когда Бальтасару Карлосу исполнилось 2 года, последний – в возрасте 16 лет. Он носил титулы Принца Австрийского и Принца Португальского. В 1646 году юноша путешествовал с отцом по северу Испании и заразился оспой. Он умер в Сарагосе 9 октября 1646 года.
Его конный портрет был создан для дворца Буэн Ретиро. Во второй половине 1630-х годов Веласкес присоединился к группе писателей, поэтов и художников, которые были призваны прославлять династию Габсбургов. Автором проекта являлся могущественный граф-герцог Оливарес. Под его руководством были расширены и украшены королевский дворец Буэн Ретиро и Торре де ла Парада.
Центральным местом в Буэн Ретиро стал Салон Гранде (Зал королевств). Все пять портретов для этого зала были поручены Веласкесу. Напротив конных портретов Филиппа III и Маргариты Австрийской располагались портреты Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской. Над дверным проемом помещался конный портрет их сына Бальтасара Карлоса.
Бальтасар Карлос изображен на коне на фоне далей возвышенности Гуадарамы. Жезл в руке говорит о том, что изображен наследник престола, который Бальтасару Карлосу не суждено было занять. Принадлежность к королевской фамилии подчеркнута дорогими нитями, украшающими одежду мальчика и седло. Веласкес передает атмосферу холодного пасмурного дня в горах. И тут как золотой луч, освещающий окружающее пространство, появляется юный принц на скачущем коне.
Одна из любимых моих картин Веласкеса,ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ статья!
Иришка, большое тебе спасибо, и успехов тебе!
Традиция осталась (смотрим фото из детсадов собственных детей : )
Это точно 😉
Музей — это обитель искусства! Хорошая статья. Приглашаю с удовольствие в гости — чтобы мы с вами становились все успешнее. Удачи вам!
Спасибо, что заглянули в гости! Посмотрю, что у Вас 🙂
Не у каждого наследного принца была такая живописная портретная летопись жизни. А этого юного принца мы видим сейчас через века на полотнах.
Да. великий мастер оставил нам на столетия его портрет!
Я знаю, что он работал в Неаполе. Как же без него:)
Вот что значит маленькое государство! Все Великие кучно работали! 🙂
Сколько бед от них было! От этих испанских королей! А Веласкесу нужно было прилично НАФОТОШОПИТЬ для портрета! 🙂 Да оно и понятно. Не безумец Караваджо он
Да, Нина, видимо, Веласкес был более уравновешенным человеком, а не то что Караваджо — гуляка и драчун! А в Неаполе есть Веласкес, интересно?