Воображаемый музей. Статуя Исиды
Богиня Исида из Археологического музея Неаполя
Для «Воображаемого музея» Национальный археологический музей Неаполя представил не только мраморный портрет римского императора Каракаллы, относящийся к III веку н.э. Посетители выставки увидели также еще один известный шедевр из Неаполя. Это статуя времен Антонинов (II век н.э.) – богиня Исида в человеческий рост, в задрапированном одеянии, под грудью завязан так называемый «узел Исиды». На голове покрывало, спускающееся до плеч. Большая часть рук и головы является современным дополнением. Однако, это сделано по типичным образцам римских статуй Исиды.
Богиня держит в руках атрибуты, которые в античное время считались неотъемлемой частью ее образа. Они чисто египетские, но в древнеегипетской мифологии никогда не были принадлежностью богини Исиды. Систр – особый музыкальный инструмент, сотрясание которого означало невидимое присутствие Исиды на религиозных церемониях и мистериях.
В ситулу (бронзовый сосуд с носиком) наливали священную нильскую воду, с которой отождествлял бог Осирис, муж Исиды. Вода символизировала дарование живительной силы и возрождение. Головной убор Исиды – типичный пример греко-римской интерпретации изначального египетского атрибута.
В египетской иконографии Исида часто изображалась с коровьими рогами и солнечным диском между ними. В римской статуе солнечный диск с рогами стилизован под своеобразный цветок, в центре которого то ли солнечный, то ли лунный диск, ведь Исиду в античном мире ассоциировали с Луной.
Интересна символика черного одеяния Исиды. Его можно трактовать как знак скорби по убиенному Осирису. Однако, эта символика пришла не из египетской, а из греческой традиции, в которой безутешная богиня Деметра оплакивала свою потерянную дочь. Исида отождествлялась с Деметрой и считалась богиней плодородия. Она была также олицетворением черной египетской земли.
Поражаешься как древние люди не имея не каких технологии ,могли сооружать статуи и их качество работы,что они смогли дожить до наших дней.
Красивые древние статуи, согласна, их можно рассматривать долго, любуясь совершенством линий.
Исида, действительно, очень хороша.
Если бы не было описания скульптуры этой богини, посмотрела бы на нее мельком и прошла мимо. Но прочитав описание, долго рассматривала все детали: одежду, головной убор,символы, в ее руках. Спасибо за знакомство с богиней Исидой.
Людмила, с богиней Исидой нужно общаться осторожно и быть к ней внимательной. У Вас именно так и получилось
Думаю, что так. Если у современного чувак отнять ОйФон и Интернет — то предстанет довольно жалкое зрелище.
Не так давно общался с девушкой, которая не знала, кто такой Робинзон Крузо. Я даже растерялся.
А вот Тома Круза она наверняка знает :)). Вообще-то, это смешно и очень грустно! Книжек не читают, я имею в виду художественную литературу. А откуда же тогда ума набираться? Читай мой последний пост, тебе понравится, как у людей удаляли камни глупости, и они становились умными :)))
Меня такие вещи всегда удивляли. Ведь статуи реально больше 2000 лет. А уровень исполнения высочайший.
Да и вообще эпоха римской империи сопоставима с современной (в гуманитарном смысле, а не в техническом)
Дмитрий, и что же тогда получается — в чем заключается прогресс? Мы имеем технический прогресс, который разрушает нашу землю, на которой скоро места для человека не останется. А искусство — все уже умели до нас. Грустно как-то!
Как Вы красиво и романтично описали Исиду
Оксана, спасибо! Наверно, Вы почувствовали, что я давно к ней неравнодушна 🙂
Подожду, когда назад приедет:)
Нина, Воображаемый музей уже закрылся, так что Исида уже дома, наверно! 🙂
Ая и не помню такую! Нужно еще раз сходить в музей!
Исида, величайшая богиня Древнего Египта, была супругой и сестрой Осириса. Это скульптурное изображение мне очень понравилось!