Воображаемый музей – Пит Мондриан. Композиция №6. Галерея Тейт, Лондон
Пит Мондриан — основатель авангардной живописи
Речь пойдет о втором шедевре, предоставленном лондонской Галереей Тейт для «Воображаемого музея», который был создан в честь 100-летнего юбилея Государственного Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. О первом шедевре можно прочитать здесь.
В коллекции Тейт Модерн представлено шесть полотен Пита Мондриана (1872-1944), одного из столпов авангардной живописи ХХ века. Создатель неопластицизма, он выдвинул идею «универсальной гармонии», воплощенной в геометризованной, обобщенной форме. Он предложил свой вариант абстрактной живописи – комбинации крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.
Пит Мондриан — творческая деятельность
Обретению собственного языка предшествовали годы ученичества, когда Мондриан писал традиционные реалистические пейзажи, запечатлевая все то, что уже было известно посетителям музеев по картинам многочисленных голландских пейзажистов. Около 1914 года, после посещения Парижа, где Мондриан знакомится с творчеством Сезанна, кубистов, перенимает так необходимый ему опыт у Пикассо, Брака, Леже, Озанфана, он начинает разрабатывать собственный стиль.
Изгоняя из живописи все узнаваемое, художник оставляет на поверхности холста лишь систему перпендикулярных линий и строго организованных, геометрически правильных прямоугольников чистого цвета. С 1917 года Мондриан с единомышленниками создает группу «Де Стийл», издает одноименный журнал, где пропагандирует идеи неопластицизма. Основными тезисами его теории становятся следующие утверждения: палитра должна состоять из основных цветов – желтый, синий, красный, или «нецветов» — белый, серый, черный. Композиция состоит из линий и прямоугольных плоскостей. Симметрия избегается, гармония достигается соотношением пропорций и ритмом расположения линий. Специалисты считают, что Пит Мондриан положил начало абстрактной живописи вместе с Малевичем и Кандинским, с творчеством которых вы можете познакомиться на страницах моего сайта.
Прекрасным примером раннего геометрического стиля мастера может служить представленная на выставке «Воображаемый музей» «Композиция № 6». Она входит в серию стилистически похожих работ, датируемых 1919 – началом 1921 года. Здесь Мондриан еще использует много цвета: черный, несколько оттенков серого и основные – желтый, синий, красный.
Я предлагаю вашему вниманию еще две картины Пита Мондриана.
Все картины кликабельны.
Композиция №6 меня как-то не впечатлила, так же как в свое время «Черный квадрат»Малевича, а вот портрет девочки Пита Мондриана мне понравился.
Елена, портрет девочки — это одна из ранних работ художника, потом он изменил свое направление, чем и прославился. Мне тоже эта работа напомнила «Черный квадрат» 🙂
Добрый день.
Красное дерево такое своеобразное и без листьев, наверное осень.
Дмитрий, я предполагаю, что в Лондоне это может даже зима, холодная и тоскливая.
Абстракция мне очень понравилась)
Милена, здравствуйте! Это особый тип живописи, рада, что Вам понравилось.
Девочка с цветами-удивительно солнечное полотно.Не хочется переключаться на созерцание другого.Удивительно притягательная кисть.И перекликается с квадратами,там тоже подбор цвета солнечный.Хотя абстракционизм для меня тоже спорно,просто это философия или же искусство.Или коммерция в чистом виде.Квадрат Малевича подозревают в том,что это всего-навсего хороший «чулок»,в котором хранятся огромные деньги и будут храниться из века в век.А в этих прямоугольниках всё же есть прелесть для моего глаза.То удовольствие,которое я жду от всего настоящего,и особенно от искусства.
Тамара, я рада, что Вы с удовольствием посещаете мой сайт. Уверена, что я вскоре буду с удовольствием приходить на Ваш Сайт!
Почему то никто на девочку с цветами не обратил внимание. Это абстракция так все затмила?! 😉 а девочка то Мондриановская просто ангелочек из солнечного света! дерево тоже достойно внимания. А абстракция напоминает таблицу для гармоничного подбора цвета — возможно в этом и есть смысл картины 😉 а совокупности все картины показывают насколько все таки Мондриан был разносторонний художник (кубизм, пейзаж или типа этого, портрет)
Наталья, я специально выставила ранние работы Пита Мондриана, для сравнения с его поздним увлечением, с его последней концепцией! Ранние его работы очень хороши!
Стали спасать не квадрат Малевича. ))
Дмитрий, ты специально не написал адрес своего сайта? Теперь ссылка на тебя не активна!!! Объясни ситуацию!!!
А где мой комментарий, Валентина? Вроде ушел нормально..
Нина, твоего комментария о Композиции №6 у меня нет. Не приходил 🙁
Здравствуйте, Вера! Замечательное сравнение! В этом что-то есть. У Вас необыкновенное креативное восприятие. Заходите, буду рада!
Часто можно услышать:»Я не понимаю абстракцию». Ее не надо понимать, это не математика. Получайте удовольствие от цветового расположения фрагментов. Когда вы покупаете обои, например, или шарфик, то не думаете о теории или концепции, а берете то, что приятно глазу. Абстрактная живопись- декоративное искусство, а не смысловое или информативное. Но инстинктивно хочется, чтоб и красиво было, и со смыслом, не так ли?
Мариш, полностью одобряю твой призыв получать удовольствие, к тому сама стремлюсь и других призываю. Всех тех, кто посещает мой сайт!
А мне нравится абстракция Пита Мондриана в Композиции №6. Не смотря на то что ей 100 лет выглядит как-то современно
Привет, Алексей! Очень рада, что ты одобряешь мой призыв получать удовольствие! Мне тоже нравится 🙂
Но Малевич и Кандинский были гениями. Это без сомнений.
Кто бы спорил 🙂 Мечтаю написать о них. Надеюсь, придет время!
Слушай, сначала подумал, что это настроечная таблица телевизора. Ну, как в годы СССР в обеденное время показывали по 1 и 2 ТВ.))))
Мне кажется, что черный квадрат Малевича стал знаменит только потому, что он первый на полном серьезе представил публике и подвел некую философскую базу.
Извини, но за искусство я такой формат не считаю.
Был даже эксперимент, когда критиков загнали в комнату с «Черным квадратом» и картиной Рубенса (если не ошибаюсь). Имитировали пожар.
Как думаешь, что они стали спасть в первую очередь?
Дима, привет! Дело в том, что Малевич — самый обсуждаемый художник по супрематическим работам именно в русском искусстве. Обрати внимание, эти художники, Мондриан и Малевич, писали приблизительно в одно и то же время, но ты слышал когда-нибудь о Мондриане? То-то и оно.
Дима, я теряюсь в догадках, что стали спасать критики. Думаю, 50 на 50 🙂
Абстракцию я не очень понимаю, но общая композиция мне нравится.
Здравствуйте, Анатолий! Рада, что понравилось!