Воображаемый музей – Ханс Мемлинг. Королевские Музеи изящных искусств. Брюссель
Ханс Мемлинг — Мужской портрет
Королевские Музеи изящных искусств в Брюсселе были учреждены по указу Наполеона Бонапарта в 1801 году во дворце бывшего правителя Австрийских Нидерландов. В настоящее время Музеи обладают всемирно известной коллекцией ранней нидерландской, фламандской и голландской живописи, а также превосходными произведениями мастеров других западноевропейских школ.
После оккупации французскими революционными войсками в 1794 году, в Брюсселе начала конфискация произведений искусства, которые раньше хранились во дворцах бежавшей аристократии и упраздненных монастырях. Они составили основу первого в истории страны публичного музея. В последующие годы наиболее выдающиеся произведения из этой коллекции вывезли во Францию. Правда, их все-таки вернули обратно, но уже после свержения Наполеона.
В 1811 году музей стал собственностью города Брюсселя. В 1887 году открылось новое здание музея, в котором разместилась коллекция произведений старых мастеров. Собрание работ художников и скульпторов XIX века оставалось на прежнем месте, во дворце Габсбургов. В настоящее время для Музея пристроено здание для работ ХХ века. В Музее старого искусства находится около 1200 произведений, охватывающих период с XIV по XVIII столетие.
Ханс Мемлинг впервые в России
Для «Воображаемого музея» из Брюсселя привезли в Москву полотно знаменитого нидерландского живописца Ханса Мемлинга «Мужской портрет». В музеях России никогда не было произведений этого художника. По этой причине весьма знаковым событием является предоставление на выставку в Государственный Музей изобразительных искусств «Мужского портрета» кисти этого мастера из Брюгге.
Согласно старой романтической легенде, в молодости Мемлинг вел разгульный образ жизни и за свои похождения был взят в солдаты. В 1477 году, после битвы при Нанси, в которой потерпел сокрушительное поражение последний бургундский герцог Карл Смелый, израненный Мемлинг оказался в Брюгге. Напрягая последние силы, он добрел до госпиталя Св.Иоанна, позвонил в колокольчик и потерял сознание.
Монахини-иоанниты подобрали и вылечили его. Выздоровлению Мемлинга якобы способствовал тайный роман с одной из монахинь, ухаживавшей за ним. Поправившись, будущий художник зажил тихой затворнической жизнью и отблагодарил госпиталь Св.Иоанна целым рядом своих блистательных работ.
Однако, в действительности все обстояло гораздо прозаичнее. Согласно сохранившимся документам, уроженец Германии Ханс Мемлинг был зажиточным бюргером, жизнь которого протекала без особых приключений. Он обладал значительным состоянием, владел несколькими домами в Брюгге, был главой процветавшей художественной мастерской. Профессиональное образование он получил, по всей видимости, в конце 1450-х годов под руководством Рогира ванн дер Вейдена в Брюсселе.
В 1467 году стал мастером гильдии Св.Луки в Брюгге. В 1468-1486 годах был главным городским художником, пользовался широкой известностью и получал многочисленные заказы как от земляков, так и от иностранцев. Унаследовав от своих великих предшественников живой интерес к окружающему миру, применяя новые изобразительные приемы, Ханс Мемлинг стал знаковой творческой личностью. Своей деятельностью он завершил «золотой век» нидерландской живописи.
Помимо больших и маленьких алтарей и картин на религиозные сюжеты, он писал немало портретов своих современников. К их числу принадлежит и «Мужской портрет», созданный около 1480 года, в зрелый период творчества Ханса Мемлинга. Талант художника проявился здесь в полной мере, показывая жизненную правду изображения. В области портретного жанра Ханс Мемлинг добился больших успехов. Он первым в нидерландском искусстве широко использовал пейзаж в качестве фона и сделал его важным художественным средством, которое позволяет глубже постичь образ модели.
(Все картины кликабельны)
Самой знаменитой картиной Мемлинга считается триптих «Страшный суд», сделанный на дубовых досках по заказу представителя банка Медичи. Центральная часть- Апокалипсис. Тема, волновавшая многих живописцев.
Марина, спасибо за интересное сообщение!
Привет!
Все сделал!
Дмитрий, спасибо!
Валентина, я тебе письмо написал по поводу конкурса — дошло ли?
Дмитрий, твое письмо дошло, и я тебе сегодня утром отправила ответ. Ты получил?
Я в мужчинах не разбираюсь, но вот идеал красоты женщины средневековья у меня тоже иногда вызывает вопросы.
ВИдимо, мы для них были вообще страшнее атомной войны.
Дмитрий, я думаю, если с этого мужчину снять шапочку, причесать, одеть другой костюмчик, он бы вполне вписался в современную толпу. Вот такое выражение глаз, конечно, несовременное, но на это никто не обратит внимание 🙂
у него просто выдающиеся глаза и наверное там из всех — он единственный согласился позировать))))
Лариса, а мне кажется, у него улыбчиво-задумчивое выражение лица. Он там про себя чего-то думает и над кем-то подсмеивается )))
А вот глаза у него очень грустные. Особенно если на картину кликнуть и смотреть в увеличенном виде. Прямо жалко мужика становится )))
какие же мужики страшные то были)))
Здравствуйте, Лариса! Он не красавец, конечно, но, наверно, у него были определенные достоинства, если художник решил его нарисовать!
Слушай, а что только одну картину вставила? Или такая задумка? В статье про Серова гораздо больше иллюстраций.
Дмитрий задумка такая: Музей хоть и называется Воображаемый, но картины привезли из лучших музеев мира настоящие, подлинные. И про них двумя словами не скажешь. И если несколько картин в одну статью вставить, получится такой трактат!!! Кто ж его читать будет :))). А про Серова, Коровина я старалась покороче писать, вот и вставляла по несколько картин. Согласен со мной?
Как интересно. Однако, думаю я, и в наше время есть великие. Есть и будут.
Хочу для Вас повторить мой комментарий: » Как появляются в Новой истории и какими методами оперируют творческие люди нового типа? С чего начинаются дороги, которые приводят к Стендалю и Джойсу, Гоголю и Чехову, Пикассо и Малевичу? Шекспир, Сервантес, Веласкес — это особенно удобные фигуры, чтобы подумать о рождении нового типа художника, который не боится ставить опасные и неудобные вопросы, экспериментирует и нарушает правила в условиях особо трудной истории и тяжелого кризиса.» Как Вам это?
Удивительный век великих художников. Почему это время приходит и уходит? Странно мне как-то
Нина, а ведь не только нет великих художников, но и великих поэтов, великих писателей, великих архитекторов, великих скульпторов! И что же остается? Вернее, кто же :). Но зато на Земле нас все больше и больше, а уровень все ниже. И какая же это цивилизация? Телевизор, мобильник, а где ВЕЛИКИЕ…
Вот интересное высказывание об этом: » Как появляются в Новой истории и какими методами оперируют творческие люди нового типа? С чего начинаются дороги, которые приводят к Стендалю и Джойсу, Гоголю и Чехову, Пикассо и Малевичу? Шекспир, Сервантес, Веласкес — это особенно удобные фигуры, чтобы подумать о рождении нового типа художника, который не боится ставить опасные и неудобные вопросы, экспериментирует и нарушает правила в условиях особо трудной истории и тяжелого кризиса.» По-моему, сильно сказано?