Воображаемый музей – Гюстав Курбе. Раненый. Музей Орсэ, Париж
«Воображаемый музей» пополнился двумя шедеврами благодаря музею Орсэ в Париже. Музей Орсэ – один из самых молодых французских музеев. В 1900 году, когда в Париже проходила Всемирная выставка, на набережной Сены был построен Орлеанский вокзал. Архитектором этого здания был Виктор Лалу. Теперь в помещении бывшего вокзала размещается всемирно известный музей Орсэ.
Музей Орсэ открылся в 1986 году. Его коллекции начинаются с 50-х годов XIX столетия до 1910 года. Вся художественная жизнь Франции предстает перед посетителями музея. Своеобразие музейных экспозиций в том, что наряду со знаменитыми художниками зрители могут посмотреть «второстепенные» работы малоизвестных скульптуров и живописцев.
Итак, одним из шедевров, предоставленных музеем Орсэ, является картина «Раненый» художника-реалиста первой половины XIX века Гюстава Курбе (1819-1877). С его именем связано становление нового мощного направления в искусстве. Гюстав Курбе создал Декларацию, вошедший в историю как программный документ реализма. В нем мастер сформулировал задачу: передавая идеи, нравы, облик эпохи, быть не только живописцем, но и гражданином.
Гюстав Курбе — творческий путь
После демонстрации в парижском Салоне картин «Похороны в Орнане» (эту картину вы можете увидеть в конце статьи), «Дробильщики камня» произведения Курбе отвергались салонным официальным жюри. Несмотря ни на что, Гюстав Курбе искал новые возможности в трактовке образов простых людей. Художник писал портреты и сцены из жизни жителей своего родного Орнана, деревень местности Франш-Конте. Славу живописцу принесли картины, возвеличивающие обыденные темы.
Гюстав Курбе присоединился к Парижской коммуне в 1871 году. Ему было поручено управлять общественными музеями. На дальнейшую судьбу его повлияло и то, что он руководил низвержением Вандомской колонны. Его посадили в тюрьму на полгода, после падения Коммуны, и художник вкладывал свои средства для восстановления Колонны. В полном безденежье художник удалился в Швейцарию, где и умер в нищете.
Начиная свою карьеру, Гюстав Курбе обратился к жанру портрета. Но задачи этого жанра он решал по-своему. В картине «Раненый» (1844-1854) художник предлагает смелое для своего времени композиционное решение. Он пишет своего героя, как будто расположившись у его ног. Раненый заключен в столь тесное пространство, что зритель ясно ощущает его обреченность. Тем не менее, видны сохраняемые им достоинство, сила воли, спокойствие.
Теперь посмотрите на другие картины известного художника.
Все картины кликабельны.
О втором шедевре из Музея Орсэ вы узнаете в следующей статье.
Я была в музее Орсэ в Париже…провела там почти весь день, даже забыла о том, что нужно есть и пить…. Это было такое ощущение, как будто оказалась в другом мире
Оксана, как интересно побывать в таком музее. А я была на выставке музея Орсэ в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Тоже неплохо 🙂
Красиво,и очень познавательная статья. о т меня еще и твит.
Здравствуйте, Эдуард! Благодарю за внимание!
Добрый день.
Больше всего понравился порыв ветра, даже не знаю почему :).
С уважением, Дмитрий Сергеев.
Дмитрий, я считаю, что иногда совершенно не обязательно объяснять, почему нравится картина. Это совершается на уровне эмоций.
Да… Познакомился с интересным художником. Спасибо.
Добрый день, Евгений! Рада, что зашел.
Валентина, Вы не представляете, какой мир Вы открываете своим посетителям! Я, к своему стыду, совсем ничего не слышала о таком потрясающе талантливом художнике, как Гюстав Курбе! Спасибо Вам огромное!
Здравствуйте, Лада! Я рада, что на моем сайте Вы открыли для себя замечательного художника и познакомились с его творчеством. Спасибо за добрые слова!
Мастерская художника очень известна. Все остальное-новость для меня!!!
Нина, я рада, что открыла для тебя такие прекрасные картины. Необыкновенный живописец!
Курбе известен не только высоким уровнем реализма в своих картинах. За ним следовала слава скандального художника из-за ряда картин обнаженной женской натуры, картин-ню, из-за которых он подвергался многочисленной критике. В частности, одним из яростных критиков был писатель Александр Дюма-младший (автор «Дамы с камелиями», по сюжету которой поставлена опера «Травиатта»).
Марина, спасибо за подробности из творческой жизни художника. Мне интересно, еще кто-нибудь откликнется на картины Курбе?