Воображаемый музей – Эль Греко «Страсти Христовы. Христос с крестом». Музей Прадо
Эль Греко — Страсти Христовы. Христос с крестом
Для «Воображаемого музея» в честь 100-летнего юбилея Государственного Музея изобразительных искусств Музей Прадо представил еще один шедевр западноевропейского искусства – картину Эль Греко «Страсти Христовы. Христос с крестом» (ок.1600-1605).
Эль Греко родился на Крите, где обучался у монастырских иконописцев, работавших в традициях византийской живописи. В 1560-х он приехал в Венецию, где стал изучать ренессансное искусство. Сохранились косвенные свидетельства, что художник обучался в мастерской Тициана и у Якопо Бассано, а также испытал сильное влияние Тинторетто. В 1570 году он перебрался в Рим, где работал для кардинала Алессандро Фарнезе.
Эль Греко принадлежит высказывание о недопустимом преобладании плоти в «Страшном суде» Микеланджело. В результате своего противостояния гениальному флорентийцу, Эль Греко выработал свой неподражаемый метод, наполненный экспрессией и эмоциональностью образов. Около 1576 года художник переехал в Испанию в надежде получить заказ на монументальные композиции для строящегося Филиппом II Эскориала, королевского дворца. Его мечте не суждено было осуществиться, король предпочел ему итальянских живописцев.
Расцвет творчества художника связан с Толедо. Первые выполненные Эль Греко алтарные картины для монастыря Санто-Доминго эль Альтиуго принесли ему успех и новые заказы. В толедских композициях художник в полной мере воплотил свое видение мира, отвечающее религиозно-мистическим исканиям испанских мыслителей рубежа XVI-XVII веков.
На картине «Страсти Христовы. Христос с крестом» представлен Христос в момент шествия на Голгофу. Это один из завершающих эпизодов Страстей. Страсти Христовы – совокупность событий, принесших Иисусу физические и духовные страдания в последние дни и часы Его земной жизни. После предания Пилатом Христа суду Его бичевали, а затем осмеяли.
Эль Греко создал несколько композиций на этот сюжет, полотно из Музея Прадо – одна из лучших поздних работ. Полуфигура Христа, обхватившего крест, дана на фоне голубовато-серого неба с пронзительно яркими всполохами света. На Нем малиново-красная туника и синевато-стальных оттенков плащ. Фарфорово-бледный лик Христа с огромными, полными слез глазами, обращенными наверх, и тонкие кисти рук, спокойно лежащие на вертикальной перекладине, свидетельствуют о смирении перед волей Отца, пославшего Его для искупления грехов человеческих. В терновый венец на голове Иисуса вплетены едва заметные зеленые побеги в ореоле ромбовидного нимба, что дает надежду на спасение через страдание и физическую смерть.
В Музей Прадо картина поступила в 1882 году.
Символы и здесь присутствуют на картине. Зеленые побеги правда почти не видны- все же похож более на проволоку колючую венец. А некое страдание и смирение четко видны у Эль Греко в написании Христа.
Да, Наталья, Вы совершенно верно подметили: Христос — это воплощенное страдание и смирение, которое подчеркнул Эль Греко. Но больше о страдании напоминает Николай Ге, картины которого на последней юбилейной выставке меня совершенно потрясли!
Спасибо за новые интересные факты о столь талантливом художнике, да и сама картина хороша
Ваня, спасибо, что заглянули в гости! Заходите еще, у меня большие планы! Ваш сайт мне понравился, почитала с удовольствием.