Воображаемый музей – Эдуард Мане. Завтрак на траве. Галерея искусств Курто
В создании «Воображаемого музея» в ГМИИ принимал участие Институт искусств Курто (в составе Лондонского университета). Это одно из значительных художественных учреждений Англии. С 1947 года Институт носит имя текстильного фабриканта и коллекционера искусства Сэмюэла Курто (1876-1947), передавшего в Институт собрание картин художников итальянского Возрождения и французских импрессионистов.
Своих первых студентов Институт принял осенью 1932 года. В начале 1930-х к нему были присоединены Институт Варбурга, переведенный в Англию из Германии после прихода к власти нацистов, и уникальная библиотека Варбурга из Гамбурга. Тогда же поступила коллекция искусства ХХ столетия известного британского критика Роджера Фрая. С 1989 года Институт Курто располагается на берегу Темзы в выдающемся памятнике архитектуры XVI века Сомерсет-хаусе, где ранее размещалась Королевская Академия искусств.
Ныне в открытой для публики галерее Института можно увидеть картины выдающихся итальянских живописцев Лоренцо Монако, Сандро Боттичелли, Джованни Беллини, шедевр нидерландского художника Квентина Массейса, пейзаж Питера Брейгеля Старшего, полотна Джанбаттиста Тьеполо и Петера Паула Рубенса. На третьем этаже здания выставлены полотна импрессионистов.
Эдуард Мане — Завтрак на траве
Так вот, в «Воображаемый музей» поступила работа Эдуарда Мане (1814-1883), выдающегося французского художника, рисовальщика, гравера, новатора, роль которого в истории искусства трудно переоценить. Создав новую манеру живописи, Мане проложил путь между старым искусством, импрессионизмом и постимпрессионизмом. На выставке в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ) было представлено произведение художника «Завтрак на траве» (ок.1863).
Мане обучался живописи в мастерской модного в то время живописца Тома Кутюра в соответствии с академическими правилами. Начинающий художник восставал против методов учителя. Впоследствии Мане уничтожил почти все, что создал за время обучения в мастерской. Он сохранил только собственные вольные копии картин и фресок старых мастеров. От этих зарисовок и этюдов идут пути ко многим последующим работам художника.
Начиная с Салона 1861 года Мане постоянно привлекает внимание критиков. Менее всего желавший стать ниспровергателем основ официального искусства, Мане был враждебно встречен академическими кругами. Очень скоро он становится центральной фигурой прогрессивной художественной интеллигенции Парижа. Импрессионисты признают Мане своим предводителем. Хотя Мане не участвовал в выставках импрессионистов, он оказал большое влияние на формирование этого направления.
Привезенная картина является уменьшенным вариантом скандально известного произведения «Завтрак на траве», написанного в 1863 году. Источником вдохновения послужила картина «Сельский концерт» кисти Джорджоне из собрания Лувра. Косвенно повлияли на картину также «Паломничество на остров Киферы» Антуана Ватто и «Девушки на берегу Сены» Гюстава Курбе. Композицию трех главных фигур художнику подсказала гравюра XVI столетия, сделанная Маркантонио Раймонди с несохранившейся фрески Рафаэля «Суд Париса». Мане наполнил образы иным содержанием и перенес их в современную реальность.
Человеческие фигуры свободно и естественно соединяются с пейзажем. Художника интересовала проблема солнечного света, воздушного пространства. Нагота натурщицы позволила Мане передать контраст между теплыми тонами ее тела и холодной серо-черной гаммой одежды мужчин.
Картина предназначалась для парижского Салона 1863 года. Однако ее вместе с тремя тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Картина Мане была объявлена министерством двора «оскорбляющей нравственность». Непризнанные картины были выставлены на так называемом «Салоне отверженных», который был создан по инициативе императора Наполеона III.
Представленный вариант сильно отличается от большого полотна из Музея Орсэ. В уменьшенном варианте другая манера письма. Широкие мазки создают ощущение незавершенности работы.
Специалисты Института Курто долго решали вопрос, является ли картина из Курто предварительным наброском или репликой, сделанной после большой версии. Рентгеновский снимок обеих картин прояснил ситуацию. На картине из Курто нет изменений, сделанных во время написания. Большая версия содержит много переделок. Это подтверждает, что версия из Курто является именно повторением большого полотна «Завтрак на траве».
Первым владельцем полотна из Курто был друг Мане майор Ипполит Лежозн, сторонник литературного, музыкального и художественного авангарда. Вероятно, именно он попросил Мане сделать уменьшенную версию своего знаменитого полотна.
Для знакомства с творчеством Эдуарда Мане я поместила еще несколько его картин.
Все картины кликабельны.
Не все картины Моне, воспринимаются однозначно. Я не понимаю «Завтрак на траве». Возможно, просто не доросла. Да, я могу оценить цвет, свет, манеру письма, но я не понимаю сюжет. Хотя много читала об этой картине. А вот другие полотна этого мастера, очень нравятся.
В то время Мане интересовался изображением солнечного света. Но, наверно, не только это побудило его выбрать такой сюжет.
О том, что был такой художник — Эдуард Мане, знала, однако не предполагала , что у него такая разнообразная тематика. Особенно понравилась картина «Гвоздики и клематис в хрустальной вазе».
Эдуард Мане — один из первых французских импрессионистов, родоначальник, так сказать.
Согласна с Василием. Художники любят обнаженную натуру, особенно женскую. А живопись Мане многообразна и всегда радует глаз.
Ольга, спасибо, что зашли. Всегда Вам рада!
Спасибо, что еще раз напомнили о творчестве великого художника Мане, картины которого приводят в неописуемый восторг и трепет!
Любовь, когда Вы заходите на мой сайт, на нем становится теплее и краше от Вашего присутствия. Думаю, великие художники это бы поняли!
Странный сюжет: обнаженная женщина в компании одетых мужчин. Очень талантливый и разносторонний художник, у него прекрасно получались и портреты, и натюрморты.
Да, Василий, таковы фантазии художника… А о таланте спорить не приходится.
спасибо за экскурс в творчество Мане
Татьяна, благодарю Вас за посещение моего сайта. Надеюсь, что теперь будете заходить в гости 🙂
Ну, вот я и окунулась опять в атмосферу прекрасного… Валентина, Вы выбрали замечательный способ передавать свои знания. В одной статье невозможно всё изложить, поэтому спасибо Вам за информацию о других работах художников, о которых пишете. И история написания полотен тоже добавляет свои нюансы. У Вас свой, прекрасный стиль изложения, и это радует. Спасибо.
Лада, огромное спасибо за теплые слова и поддержку, ведь этого иногда так не хватает. Обязательно заходите, буду рада!
Немного критики, если позволите. <> Если бы читателями были искусствоведы, то такие сравнения они бы оценили, но если читатели не видели репродукций (не говоря об оригиналах) тех работ, на которые ссылается автор статьи, то это пустая информация, не так ли? На Вашем сайте мне нравится Ваша манера коротко и душевно рассказывать о картинах и художниках. Не уходите от нее в академизм пожалуйста. А в остальном- спасибо за уютность интонации.
Марина, благодарю за четкие, профессиональные советы. Надеюсь, что будете ко мне заглядывать!
Оказывается мне нравится Мане и я даже откуда=то знакома с его творчеством, удивительно, думала, что живопись для меня = белый лист, оказывается нет. Буду почаще заходить в Воображаемый музей. Спасибо.
Nashira, это замечательно, что у Вас становится меньше белых листов, и особенно в такой области как живопись. Рада нашему знакомству!
Мане великолепный художник, в чём я ещё раз убедился просмотрев эти картины
Алексей, рада, что наши вкусы совпадают. Я тоже люблю смотреть на картины Мане.
Вообще классные картины, мне такая рисовка нравится. Необычная и по своему красива. И главное понятно что нарисовано, в отличии от абстракционистов, которые порой в своей необычности заходят слишком далеко.
Руслан, очень рада, что Вам нравится. Не стоит Вам тратить время на абстракционистов, ведь так много других художников, пожалуйста, смотрите, выбирайте!
Вот и мои любимые импрессионисты! Я даже копировала натюрморт с клематисом:) Домой отправила рисунок… Жду Ренуара:)
Нина, чувствую, что наши вкусы во многом совпадают. Из всех цветов я выбрала именно эти для размещения на сайте. А уж про Ренуара и говорить нечего — обязательно будет, но не в Воображаемом музее (никто его не привез, к сожалению). Будет Ван Гог скоро :).
Получила большое удовольствие от картин и статьи. Люблю импрессионизм, всегда с интересом читаю на эту тему все, что найду. Спасибо, Валентина!
Елена, очень рада, что Вам нравится и Вы получаете удовольствие, глядя на картины Мане. Много его картин не стала размещать, чтобы удобнее было читать и смотреть.
Мне Мане не очень нравиться. слишком все контрастно. Но статья интересная. Очень понравились гвоздики и клемантис в Вазе. Спасибо. От меня еще и твит
Здравствуйте, Эдуард! Не вижу ничего страшного в том, что Вам не нравится Мане. Я так поняла, что импрессионизм Вас не вдохновляет? Цветы, действительно, очень хороши! Спасибо за внимание!
Добрый день.
Давно не выбирался пообедать на природе. Сейчас зима, не сильно то и хочется :).
Дмитрий, придется дождаться прихода весны, и рвануть на природу!
Здорово, что вы познакомили нас с его картинами. Побывать бы в этом музее, представляю как это смотрится на больших полотнах. Спасибо.
Здравствуйте, Алла! Мне кажется, это заветная мечта многих — побывать в Лувре или Галерее искусств Курто!
Мане мне нравится очень. Он очень здорово передает жизнь того времени.
Здравствуй, Дмитрий! Я тоже к Мане очень неравнодушна :). Потому и постаралась побольше картин его представить, не могла себе в этом отказать.
Основное в картинах Мане-игра света.В каждой из картин главный герой-свет.А не чётко выписанные детали.
Здравствуйте, Тамара! Я совершенно с Вами согласна.
Вера, здравствуйте! Скажу откровенно, я вообще люблю собак, а эта собачушка мне особенно понравилась 🙂