Воображаемый музей – Антонис ван Дейк. Портрет Марии де Тассис. Музей Лихтенштейна, Вена
Воображаемый музей, организованный к 100-летию Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, был пополнен картиной-шедевром из собрания музея Лихтенштейна в Вене. Музей был открыт в 2004 году, в него входит одна из самых значительных коллекций в мире – собрание семейства Лихтенштейн. Начало коллекции было положено еще в XVI веке Карлом I, собиравшим произведения живописи и предметы прикладного искусства с драгоценными металлами и камнями.
Антонис ван Дейк — гениальный фламандский живописец
Позднее принцы Лихтенштейн значительно расширили художественное собрание. Иоганн Адам Андреас I существенно обогатил коллекцию картинами фламандских живописцев, в первую очередь двух гениев своей эпохи – Питера Паула Рубенса и Антониса ван Дейка. Более ранними произведениями XIV-XVI веков, в том числе кисти не только северных, но и итальянских мастеров, коллекцию удалось пополнить Иоганнесу II.
Впервые на всеобщее обозрение коллекция была выставлена во Дворце Лихтенштейн в 1807 году и мирно просуществовала вплоть до начала Второй миррой войны, во время которой, во имя сохранения, была перевезена в Вадуц – столицу государства Лихтенштейн. Позднее коллекция вернула в Вену и была выставлена в Музее Лихтенштейн, где находится и по сей день.
Богатейшая коллекция Лихтенштейн включает в себя замечательное собрание работ выдающегося фламандского живописца Антониса ван Дейка (1599-1641), исключительный талант которого наиболее полно раскрылся в искусстве портрета.
Ван Дейк с ранних лет проявил свою одаренность, начав обучение в мастерской Хендрика ван Балена. Ко времени поступления в гильдию живописцев Св.Луки он был уже вполне сложившимся художником. Около 1617 года юный художник поступил в мастерскую великого фламандского живописца Питера Паула Рубенса. Антонис хорошо усвоил композиционное мастерство Рубенса.
В 1621-1627 годах ван Дейк совершил поездку в Италию, в основном пребывая в Генуе, Венеции и Риме. Здесь художник близко познакомился с венецианской живописью, в первую очередь с работами Тициана, что существенно обогатило его художественный опыт.
Ван Дейк возвращается в Антверпен в 1627 году, и последующие пять лет стали настоящим венцом творческой деятельности мастера. В 1630 году он становится придворным художником Изабеллы Клары Евгении. В этот период ван Дейк создает множество парадных аристократических портретов, поражающих своей жизненностью и точностью психологических характеристик.
К этому времени относится настоящий шедевр кисти Ван Дейка «Портрет Марии де Тассис», написанный около 1629-1630 годов. Семья де Тассис происходила из Бергамо и прославилась изобретением в конце XV столетия первой в Европе почтовой системы. Мария де Тассис происходила из антверпенской ветви семьи. В коллекцию также вошел и портрет ее отца Антонио де Тассиса, написанный ван Дейком несколькими годами позже.
Художник изображает девятнадцатилетнюю девушку, стоящую вполоборота и смотрящую прямо на зрителя. Темный фон позволяет сконцентрировать внимание на прекрасной модели. На ней изысканное черно-белое платье с большими буфами по французской моде того времени. Удивительно воздушный белый шелк искусно расшит тонкой золотой тесьмой. Многочисленные, тонко выписанные складки платья создают замечательную игру света и тени, подчеркивающую блеск изысканной ткани.
На груди Марии украшение в виде золотого креста с бриллиантами, на шее – нитка крупного жемчуга. В правой руке она держит веер из страусиных перьев, который будто колышется в воздухе, наполняющем пространство картины. Белоснежный высокий воротник из тонкого кружева украшен острыми узорными краями.
В слегка смущенной полуулыбке, озаряющей лицо Марии, легком румянце, тронувшем ее щеки, нежности белой кожи художник с виртуозным мастерством передает неповторимое очарование юности. Взгляд больших темных глаз девушки, смотрящих открыто и в то же время задумчиво, придает образу особое очарование.
Я прошу вас, не спешите, остановитесь, полюбуйтесь на необыкновенную, красивую девушку, которую создал гениальный художник. Ван Дейк наделяет аристократически тонкий портрет Марии де Тассис яркой индивидуальностью и благородной одухотворенностью.
Все картины кликабельны!
Впечатляет! За недостатком времени для посещения музеев — то что надо.
Привет, Артем! Рада, что понравилось. Для того и стараюсь, что не все могут посещать музеи, а интересных художников много! Читай и смотри на картины здесь 🙂
Так искусно написано кружево,как «живое».Сколько же труда и увлечённости надо художнику,чтобы выписать каждую детальку!Написать портрет-нужен особый талант.
Тамара, Вы совершенно правы, у Ван Дейка был особый талант, и теперь мы любуемся его творениями!
мне очень понравился портрет Марии де Тассис, это совершенно гениально!
Наташа, очень рада видеть тебя! Пишу еще об одной необыкновенно красивой женщине, заходи!
И портрет красивый и статья познавательная. Можно в музей не ходить Спасибо
Вам спасибо, что зашли! А Вам желаю успехов!
Добрый день! Мы с Вами коллеги по цеху школы «Твой Старт», У Вас отличный сайт. Мы с партнерами из нашей школы развиваем новый бизнес, заработок на первоначальном этапе 50-100 долларов, ищем партнеров для расширения. Если интересно пишите в скайп — kosmodzila24
Здравствуйте, Артем! Спасибо за предложение, я подумаю.
Блестящий Ван Дейк! Как у него все совмещается: и парадность, почти официальность, и вместе с тем проникновение во внутренний мир, душевность!
Елена, портрет великолепный, я просто любуюсь! 🙂
Очень хороший портрет, Валентина. Я люблю Ван Дейка с молоду. А этот портрет не помню
Что говорить, Ван Дейк — гениальный художник, я тоже отметила его еще в молодые годы. Портрет Марии просто шикарный!
красивый портрет девятнадцатилетней девушки Марии де Тассис
Рада, что девушка Вам понравилась, Алексей 🙂