Воображаемый музей (7). Портрет императора Каракаллы
Посвящается моей интернет-коллеге Нине Веспанти
Император Каракалла из Археологического музея в Неаполе
К 100-летию Государственного Музея изобразительных искусств им. Пушкина была открыта выставка «Воображаемый музей», на которую были предоставлены произведения из известнейших музеев мира. Активное участие в выставке принял Национальный археологический музей Неаполя, один из крупнейших мировых собраний памятников античного искусства. В середине XIX века он назывался Королевским музеем Бурбонов. После объединения Италии в единое государство в 1860 году музей был переименован в Национальный, а с 1957 года, после выделения картин в самостоятельную Галерею Каподимонте, он носит название Национального археологического музея в Неаполе.
Начало III века в истории Римской империи – время быстрого развития кризиса государства. Борьба различных группировок за власть, ожесточенные междоусобные войны, непрекращающиеся мятежи в провинциях, голод и эпидемии кардинальным образом меняют привычные устои жизни, приводят к утрате прежних идеалов. Напряженная, изобиловавшая драматическими событиями эпоха находит отражение в различных областях художественной культуры, наиболее полно раскрываясь в скульптурном портрете. Мастера первой четверти I века вновь обращаются к точной передаче индивидуальных портретных черт человека, демонстрируя при этом глубокое проникновение в его характер. Один из наиболее ярких примеров пластики этого времени – портрет императора Каракаллы, хранящийся сегодня в Неаполе.
Сын и преемник императора Септимия Севера, Марк Аврелий Антонин Бассиан, прозванный Каракаллой (по названию длинного плаща, введенного им в моду), за шесть лет правления (211-217) стяжал славу одного из самых жестоких и мрачных тиранов своего времени, начав с убийства младшего брата и соправителя Геты. Неаполитанский портрет Каракаллы раскрывает характер императора с особой глубиной и выразительностью. В изображении грубых черт лица нет и намека на идеализацию – нахмуренный лоб, сведенные к переносице брови и глубоко посаженные глаза, изогнутый рот со слегка спущенными губами.
Неаполитанский Каракалла, судя по монетам с изображением императора, создан не ранее 212 года, уже после братоубийства. Он послужил основой целой серии портретов правителя, не только прекрасно передающих индивидуальность и характер конкретного человека, но и отражающих черты, свойственные всей эпохе, исполненной драматизма и жесточайших потрясений.
Хотелось бы познакомится с биографией этого императора. Спасибо за увлекательный рассказ.
О, Милена, это уже совсем другая история!
по-моему это самый интересный период жизни Римской империи, когда наступил кризис. Учит нас как не допустить тех же ошибок.
К сожалению, мы не умеем учиться на чужих ошибках, всегда норовим своих наделать 🙂
Да, я потом залезла в интернет и проверила. Как всегда, я все напутала, потому что имела в виду не Марка Аврелия, а Марка Антония…. Что-то с памятью моей стало… 🙁
Оксана, иногда приятно разобраться с памятью. И еще раз прочитать старую информацию 🙂
А это тот же Марк Аврелий, который был другом Цезаря? Или я ошибаюсь?
Оксана, Марков Аврелиев было несколько. Цезарь умер 15 марта 44 до н. э, так что герой моего поста не мог быть другом Гая Юлия Цезаря. Был и еще один Марк Аврелий — 16-й Римский император, умер в 180 г. н.э. Вот такая история!
Валентина, спасибо тебе большое за посвящение! Мне очень приятно! А я и не знала, что Марка Аврелия называли Каракаллой. Удивлялась, что многие скульптуры извлекли из древнеримских терм Каракаллы. Что за название? — ломала голову.
Нина, я надеялась, что тебе это будет интересно вдвойне! 🙂