Воображаемый музей (4). Сурбаран из Эрмитажа
Франсиско Сурбаран — Отрочество Богоматери
Лучшие музеи мира предоставили свои шедевры в Государственный Музей изобразительных искусств в честь 100-летия его создания. Выставка получила название «Воображаемый музей». Зрители увидели необыкновенные произведения, полученные из Эрмитажа. Одной из таких работ была картина Франсиско де Сурбарана «Отрочество Богоматери», написанная в 1660 году.
Франсиско де Сурбаран является одним из ведущих живописцев испанского «золотого века». Он писал картины на религиозные сюжеты, образы святых и служителей церкви. Сурбаран испытал сильное влияние Диего Веласкеса и Хусепы Риберы. В поздние годы его стиль становится более мягким под влиянием Мурильо.
Сурбаран написал несколько композиций с изображением Богоматери в детском возрасте, когда она вышивает, сидя на стульчике в Иерусалимском храме. Родители Богородицы, Иоаким и Анна, дали обет: если у них родится дочь или сын, то жизнь ребенка будет отдана служению Богу. После 50 лет супружества у них наконец родилась Дочь, которую назвали Марией. Когда Ей было 3 года, Иоаким и Анна привели Марию в храм. Родители оставили Марию в Храме, где она пробыла до 12 лет. Она воспитывалась вместе с другими девочками, изучала Писание, участвовала в богослужениях, пряла, шила священнические облачения.
Сурбаран изобразил на картине тот момент, когда Девочка прервала работу, молитвенно сложила руки и устремила свой взгляд вверх к Господу. Картина относится к позднему периоду художника, и по сравнению с его ранними полотнами, она выглядит более строго и лишена интерьерных деталей и предметов, несущих символическую нагрузку. На темном коричневом фоне, на деревянном стульчике сидит прелестная Девочка с зеленой бархатной подушкой и лежащим на ней вышиванием на белоснежной ткани. Никаких аксессуаров на картине больше нет.
Художник сфокусировал внимание зрителя на маленькой героине. е образ наполнен детским, искренним чувством, душевной чистотой и сосредоточенностью. Считается, что моделью послужила одна из дочерей Сурбарана. Вероятно, именно поэтому с такой теплотой передано ее нежное личико, сложенные маленькие ручки, которые выделяются на фоне розовато-красного платья с темно-синей накидкой. Картина поражает своей простотой и гармонией.
Спасибо, Анатолий!
Хорошая картина, особенно хорошо передан и сохранился цвет.
Эту я хорошо помню. Часто мелькает везде
И не зря мелькает 🙂