Воображаемый музей (3). Фрагонар
Фрагонар — Портрет Дидро
Одним из шедевров, привезенных из Лувра на выставку «Воображаемый музей» в честь 100-летия создания Государственного Музея изобразительных искусств, является «Портрет Дидро» (1769) кисти Фрагонара. Жан Оноре Фрагонар (1732 — 1806) – художник яркого дарования, блестящий рисовальщик и тонкий колорист второй половины 18-го века. Трудолюбив необыкновенно, он создал более 550 картин, не считая рисунков
Исследователи творчества мастера связывают создание этого полотна Фрагонара со знаменитым «Портретом Дидро» работы Луи Мишеля Ван Лоо, выставленным в Салоне (Лувр) в 1767 году. Биография Фрагонара связана с Лувром. Как «знаток и великий художник», по протекции Давида, в конце жизни он был назначен хранителем Музеума с 1794 по 1796 год.
Дени Дидро был французским философом-просветителем, писателем и драматургом, ученым и публистом. Он был одним из авторов «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1772). С Дидро переписывалась Екатерина Вторая, он был советником императрицы в вопросах приобретения произведений для ее картинной галереи. Дидро является автором знаменитых «Салонов», писем Ф.М.Гримму. На протяжении 22-х лет в этих письмах он давал обзоры академических художественных выставок, которые проходили в Квадратном салоне Лувра.
Дидро холодно воспринял портрет, написанный его другом Ван Лоо, написанный в традициях аристократической портретной живописи того времени. Фрагонар создает портрет Дидро, соперничая с произведением старшего коллеги.
В истории создания портрета кисти Фрагонара много белых пятен. Портрет Фрагонара написан широким и динамичным мазком, в отличие от тщательно прописанного полотна Ван Лоо. Черты лица модели имеют сходство с достоверными изображениями Дидро. Исключением является одна неточность: глаза у дидро были карие, а на портрете они голубые.
Философ на портрете молодого художника представлен в так называемом испанском костюме, по моде Людовика Восемнадцатого. мастер вырывает модель из эпохи. Перед нами скорее не портрет конкретного человека в привычном окружении, а попытка передать состояние творческой энергии, литературного вдохновения. Живописец увлечен яркой, полной энергии личностью Дидро.
А я вот не слышала о Фрагонаре, может видела работы, но имя мне незнакомо. Валентина, спасибо, что знакомите с различными художниками. Кругозор расширяется. Если сразу не запомню, то по крайней мере представление какое то будет уже 🙂
Я сама смотрела и читала о Фрагонаре давно. И когда я начинаю сейчас писать свои посты, мне самой это вдвойне интереснее, вспоминаю, что я знала раньше, что нового смогла узнать сейчас 🙂
Ну а Фрагонаровы КАЧЕЛИ можно увидеть даже на чашках 🙂
Это точно!