Караваджо. Св. Иоанн Креститель
Здравствуйте, дорогие гости! Продолжаю рассказ о жизни итальянского художника Микеланджело Караваджо. Выставка его картин сейчас проходит в Музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина. И мне пришлось отстоять на сильном морозе в очереди, чтобы посмотреть на эти знаменитые картины, собранные из музеев и храмов всей Италии. Сегодня речь пойдет о живописном полотне «Св.Иоанн Креститель».
Юбилейный 1600 год
По случаю юбилейного 1600 года папа Климент Восьмой начал широкую кампанию по украшению города, чтобы поставить преграду лютеранству и подчеркнуть значение папства. Самые влиятельные кардиналы занимались завершением начатого строительства и началом новых работ, восстановлением памятников христианского Рима. Активно развивали свою деятельность новые религиозные ордена: театинцы, ораторианцы и иезуиты. Для того, чтобы получать дорогие заказы, в Рим стекаются художники со всей Италии и изо всех стран Европы.
Караваджо приезжает в Рим в начале 1596 года и поселяется недалеко от церквей Сан Луиджи деи Франчези и Сант Агостино, для которых в последующие годы живописец создаст свои признанные шедевры. Первым художником, с которым сближается Караваджо, был Лоренцо Карли, имевший мастерскую по созданию картин на религиозные темы, особенно по написанию копий с икон, почитавшимися чудотворными. Работая у Карли, Караваджо писал аж «по три головы за день». Именно здесь он знакомится с художником из Сиракуз Марио Миннити, который становится его ближайшим другом. Именно в это время в Риме начинают часто упоминать имя Караваджо, в основном в судебных хрониках.
О честолюбии художника
Микеланджело был честолюбивым молодым человеком и старался добиться славы. Он переходит в мастерскую модного художника Джузеппе Чезари, которому благоволит папа Климент Восьмой Альдобрандини. Караваджо обладает исключительным даром подражания натуре, и в мастерской Чезари он рисует много фруктов, цветов и различных бытовых предметов. В мастерской Чезари Микеланджело проработал восемь месяцев. В душе художник был недоволен хозяином, который в качестве постели давал ему только соломенный тюфяк. Отношения их прервались внезапно. Дело в том, что Караваджо ударила копытом лошадь и он получил ранение в ногу.
А теперь поговорим о картине Караваджо «Св.Иоанн Креститель». Счастливый, переполненный радостью жизни юноша обнимает овна. Он сидит на звериной шкуре, под которой видны белая ткань и красный плащ. Зрителей привлекает обезоруживающая простота картины, ведь живописец старается по-новому выразить религиозные чувства и знание природы. Картина предназначалась не для церкви, а для частного дворца. Именно поэтому она стала результатом размышлений о Христе самого художника. Произведения художника не являются иконами, но они рассказывают о плоти и крови, о радости и муке, о поиске Бога.
Рим, Капитолийские музеи, Картинная галерея
С интересом прочла статью. Картина очень понравилась. Спасибо. С удовольствием посетила бы подобную выставку, но это возможно в Москве. В маленьких городах, увы, нет.
Любовь, очень интересно, где Вы живете?
Спасибо за рассказ. Теперь и я буду стремиться попасть в Пушкинский на выставку!
Конечно, Олечка, постарайся сходить на выставку. Она работает до 19 февраля.