Караваджо. Св.Франциск
Картина Караваджо «Святой Франциск»
Здравствуйте, дорогие гости! Продолжаем экскурсию по выставке итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина на Волхонке. Сегодня вашему вниманию представлена картина «Св.Франциск». Помните разговор Гамлета с Йориком? Шекспир написал «Гамлета» приблизительно в те же годы, что Караваджо написал «Св.Франциска»! Какие же события происходили в это время в жизни художника? Ведь шел 1606 год, переломный в его судьбе.
28 мая 1606 года в Риме праздновалась первая годовщина избрания Павла Пятого на папский престол, которое вылилось в драки и потасовки на улицах города. Во время игры в мяч (паллакорда, прародительница тенниса, игра, в которой мяч перебрасывался через натянутую веревку) столкнулись две противоборствующие вооруженные группы: Караваджо и его друзья с одной стороны и Томассони со своими людьми с другой стороны.
Конец жизни великого художника Караваджо
Между Караваджо и Томассони произошла дуэль, в которой Караваджо смертельно ранил Томассони. Художнику грозила тюрьма и смертная казнь, поэтому он бросился бежать. Через четыре дня его уже не было в Риме, он находился во владениях своих покровителей Колонна. Ему предстояло пережить четыре года изгнания и постоянных гонений, в которые ему приходилось пускаться, чтобы скрыться от преследовавших его врагов. Видимо, Караваджо все-таки не удалось от них уйти, 18 июля 1610 года он умер в больнице городка Порто Эрколе. Так вот, находясь в поместье Колонна, художник пишет одну из картин под названием «Св.Франциск». Как известно, у Караваджо были так называемые «двойные» произведения, то есть картины, существующие более чем в одном варианте. Франциск особо почитается католической церковью. Годы его жизни 1181-1226. В то время монастыри владели крупными наделами земли, аббаты разбогатели настолько, что не уступали в роскоши князьям и епископам. Франциск всю жизнь развивал идею бедности и призывал всех следовать за нищим и страдающим Христом. Для напоминания о земной жизни Спасителя Франциск сотворяет «живую картину» Рождества Христова. С этого времени устройство таких яслей (вертепов) в Рождество совершается во всех храмах Италии, а впоследствии и в других странах Европы, в том числе и в России.
Франциск поднимается на высокую вершину, и там, вдали от людей, проводит время в уединенной молитве и посте. После имевшегося здесь видения на руках и ногах Франциска появляются стигматы, кровоточащие раны на тех же местах, что и у распятого Христа.
На картине «Св.Франциск» Караваджо изобразил святого не в момент получения стигматов, а во время его мистических размышлений. Святой Франциск одинок перед образом смерти. Картина лаконична: одетый в изношенную рясу Франциск задумчиво смотрит на череп – символ смерти. Свет падает на его изнуренное лишениями, напряженное лицо. На картине нет никаких лишних деталей, что подчеркивает нравственное величие святого и глубину его размышлений.
Рим, Церковь Св.Петра, Карпинето Романо; на хранении в Национальной галерее старого искусства, палаццо Барберини
Спасибочки, я когда устаю работать перерывчики делаю, к вам бывает заглядываю, так держать.
Я подозреваю, что Св.Франциск и есть тот самый, молитву которого мы знаем, как «Молитва Святого Франциска Ассизского? Очень интересное открытие, эта история… Спасибо, Валентина!
Вы правы, Лада — это тот самый Св.Франциск. Так потихоньку нам приоткрывается история!