Караваджо. Лютнист
Здравствуйте, дорогие гости! Выставка живописных произведений итальянского художника Караваджо в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) продолжает работать. Сегодня мы посмотрим картину «Лютнист», которой нет на этой выставке, но я обещала вам рассказать о ней, потому что это единственная картина Караваджо, находящаяся в России. Увидеть ее можно в Государственном музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
Караваджо. Лютнист
Вспомним о жизненных обстоятельствах, которые сложились у известного живописца после его ранения в ногу. Выйдя из больницы Микеланджело не вернулся в мастерскую Чезари из-за возникших между ними материальных разногласий. Через какое-то время после тяжких бедствий он попадает на службу к могущественному и образованному венецианскому кардиналу Франческо Мария Дель Монте, который представлял в Риме интересы Великого герцогства Тосканского. Кардинал предлагает Караваджо поселиться у него в палаццо Мадама и стать его личным художником.
Для живописца начинается новая жизнь. У него не только улучшается материальное положение, но он также общается с умными и образованными людьми, имеющими отношение к науке и искусству. У кардинала Караваджо знакомится с аристократами и состоятельными меценатами, которые живо интересуются искусством, особенно, музыкой. Многие становятся поклонниками художника.
Во дворце у кардинала часто устраивались домашние концерты. Именно на музыкальную тему Караваджо пишет картины, в частности, «Лютнист», которая известна в двух вариантах. Один вариант Микеланджело написал для самого Дель Монте, а второй – для образованного генуэзского банкира Джустиниани. Картина, созданная для Дель Монте, сейчас находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк), второе полотно «Лютнист» можно увидеть в Эрмитаже (Санкт-Петербург).
На картине изображен юноша, играющий на лютне. Черты лица юноши очень нежны, и какое-то время предполагали, что на картине нарисована девушка. Потому полотно в Эрмитаже какое-то время называлось «Лютнистка». Существует предположение, что Караваджо нарисовал портрет миланского музыканта Галлуса, так как это имя написано в лежащей на столе тетради. В этой ранней работе видны мощные предпосылки новой манеры письма живописца. Мы видим картину глазами человека, слушающего музыку на концерте. Юноша обращается прямо к зрителю, и лютня как бы является связующим звеном между исполнителем и слушателями.
Санкт-Петербург, Государственный музей Эрмитаж
И правда очень похож персонаж на картине на девушку, я бы вначале так и подумала. Хорошо история сохранила тетрадь, из которой прояснилось что это все же музыкант-молодой человек.
Самое интересное, что репродукцию этой картины я видела раньше, давно, в журнале «Огонек». Хоть я и человек, далекий от искусства, но картина чем-то тронула мою душу и я ее запомнила. Благодаря вам, Валентина, узнала историю портрета и о жизни художника Караваджо.
Елена, вполне понятно, почему эта картина Караваджо оказалось в «Огоньке», ведь это единственная картина этого художника, имеющаяся в России. Находится она в Эрмитаже. Караваджо обладал буйным характером. Когда он успевал картины писать, если все время участвовал в драках и поножовщине. Ужас!