Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо
В городе Бергамо на севере Италии находится музей, широко известный под названием Академия Каррара. Он обладает богатейшей коллекцией живописи. В его экспозиции представлены шедевры Якопо Беллини и его сына Джованни Беллини, Антонио Пизанелло, Перуджино, Боттичелли, Тициана, Рафаэля, Лоренцо Лотто, Джованни Батисто Морони и многих других великих мастеров.
Музей в Бергамо
Большая часть экспонатов была завещана или подарена музею частными коллекционерами. Основатель Академии Джакомо Каррара оставил музею выдающиеся произведения живописи и внушительное собрание рисунка и гравюры. Интересно, что Джованни Морелли, подаривший музею большую коллекцию, находил достойные внимания произведения там, где никто не ожидал. Он нередко приобретал ценнейшие работы тосканских мастеров XV столетия или фламандских художников XVII века в таких местах, как римский ломбард.
Возникновение Академии Каррара связано с покупкой графом Джакомо Каррарой старинной таверны «Ла Кампана». В конце XVIII века это заведение, пользовавшееся дурной славой, находилось рядом с дорогой, которая вела к стоявшему на холме городу. Граф открыл в бывшей таверне художественную школу. В ней господствовал неоклассический вкус. По указанию графа в здании возвели большую внутреннюю лестницу, повсюду развесили картины из его собрания, служившие ученикам примерами для подражания. Как в галереях XVIII столетия, картины плотно покрывали все стены от пола до потолка, их размещали даже над дверями и в простенках между окнами.
С 2008-го года этот музей в Бергамо находится на капитальном ремонте, поэтому его экспозиция фактически свернута. И с этого времени музей стал показывать свои коллекции на выставках в разных странах: в Америке, в Канаде, в Швейцарии. Проводились выставки и в самой Италии. Повезло и Государственному музею изобразительных искусств в Москве, в котором открылась выставка «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо». Посетители смогут посмотреть произведения великих итальянских мастеров, начиная от поздней готики и заканчивая работами позднего Возрождения. Это период приблизительно в 150 лет.
Антонио Пизано, прозванный Пизанелло, написал «Портрет Лионелло Д’Эсте», правителя Феррары в 1441 году. Это одно из самых знаменитых полотен живописи итальянского Возрождения, начало портретного искусства. Портрет изображен в профиль в подражание античным медалям. Именно в это время возникает понятие вирту – это доблесть и человеческое достоинство, полнота силы, ума и воли. Обладание вирту – это главная ценность человека.
XV век – это искусство в основном на религиозные темы. Две картины Джованни Д’Алеманья, посвященные Святой Аполонии, сцены ее мученичества. Картины написаны на деревянной основе темперой. Мы видим необыкновенно тонкую живопись, богатство деталей, часто сказочных, говорящих о понимании красоты. Художник пощадил нас и не показал ужасных подробностей.
Две небольшие картины оказались в Академии Каррара сравнительно недавно: они не входили в коллекции, составившие более трех четвертей нынешнего собрания, — коллекцию Джакомо Каррары, переданную Академии в 1796 году, а также коллекции Орсетти, Локиса и Морелли, поступившие в XIX веке.
Франческо ди Стефано, прозванный Пезелино, создал в середине XV столетия несколько картин, посвященных Гуальтьери и Гризельде. Видимо, эти композиции были созданы для кассоне, свадебных сундуков, в которых закладывались одежды невесты, а на стенках сундуков писались картины.
Изображения взяты из знаменитой десятой новеллы десятого дня «Декамерона» Боккаччо, в которой рассказывается история несчастной девушки Гризельды. Граждане уговаривают правителя Гуальтьери жениться, чтобы не остаться без наследника. Он соглашается, но ставит условие: его женой должна стать бедная девушка. Он готовит ей невиданные испытания, и все это Гризельда терпит, после чего становится его женой.
Основателем раннего Возрождения в Венеции стал художник Якопо Беллини. Его творчество малоизвестно, ведь в то время писали, в основном, фрески на стенах храмов. Станковую живопись писали гораздо меньше. Большая редкость – картина Якопо Беллини «Мадонна с младенцем» 1440-го года. В изображении Мадонны с Младенцем, обращает на себя внимание мастерское использование светотени, а также классическое благородство персонажей, безмятежность выражения их лиц, излучение нежности и любви.
Небольшая по размерам картина «Мадонна Смирение» принадлежит кисти художника Беноццо Гоццоли, известного своими фресками во Флоренции. Картина производит потрясающее впечатление, показывая образ чудесного райского сада. У ног Марии музицируют два ангела. Здесь ярко выражено готическое искусство, но в это время уже появляются работы, в которых звучит эпоха раннего Возрождения.
Я говорю о картине художника Винченцо Фоппа «Три креста». Это крупный художник, но его картин в российских музеях нет. И в Музей изобразительных искусств его никогда не привозили. Элементы приемов раннего Возрождения уже появились здесь, например, глубина второго плана, обозначенная аркой.
Картина «Мадонна с Младенцем» (около 1476 года), предлагающая единственное в своем роде решение фигуры Младенца, по праву признана одним из лучших и наиболее оригинальных произведений Джованни Беллини. Нет другой такой картины, где бы Младенец изображался столь активным. Лишь на первый взгляд картина проникнута теплой домашней атмосферой. Остановившись у полотна, понимаешь – изображение Мадонны с Младенцем напоминает Оплакивание. Таким образом художник будто предсказывает события последних дней жизни Христа.
На выставке «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» представлена еще одна картина Джованни Беллини. Это «Мадонна с Младенцем», написанная художником через 10 лет. Она называется также «Мадонна ди Альцано» по той церкви, где она хранилась. Он по-новому запечатлевает тот мир, в котором присутствует Мать с этим Божественным Младенцем. Беллини – именно тот художник, который открывает путь в Высокое Возрождение. У него учатся и Джорджоне, и Тициан.
Еще сильнее эти элементы видны в картинах Скьявоне. Его настоящее имя Джорджо Чулинович, он пришел в Венецию с востока и здесь остался. Это створки с двумя святыми «Святой Иероним» и «Святой Алессио». Скьявоне показывает свое знание античности, геометрии и пространства. Раннее Возрождение знаменито тем, что оно осваивает все принципы живописи, которая с этой эпохи будет господствовать во всем европейском искусстве вплоть до авангарда.
Боттичелли в Бергамо
Одной из самых крупных фигур этого времени был Алессандро Боттичелли. Он уже уходит от готики, но в формальных элементах он еще к ней возвращается. На выставке три его картины. «Портрет Джулиано де Медичи» (1480 год) отражает удивительную сложность человеческой личности. Это был посмертный портрет, так как в 1478 году был заговор против Лоренцо Медичи, и Джулиано Медичи был убит.
Интересна и необычна другая картина Боттичелли «История Виргинии» (около 1500 года). В этой картине изображено четыре эпизода из жизни Виргинии. Мы видим Марка Клавдия, он влюблен в Виргинию и хочет ее увести. Правитель на троне присуждает Виргинию Марку, и она должна стать его рабыней. Но неожиданно появляется отец Виргинии, доблестный солдат. Он убивает свою дочь, чтобы не допустить поругания ее чести. И наконец, Виргиний собирает своих сторонников, чтобы свергнуть несправедливого правителя Аппия Клавдия.
Образ «Благословляющего Спасителя» необычен для Боттичелли, в творчестве которого преобладает воспевание культа красоты и классической античности. Картина получила известность, начиная с момента ее приобретения Джованни Морелли во Флоренции, и по всей видимости, она составляла пару к «Скорбящей Богоматери», которая была позднее куплена Великой княгиней Марией Николаевной. Известно, что в 1912 году эта картина находилась в коллекции Шереметева в Санкт-Петербурге.
Милой и трогательной я бы назвала картину «Благовещение» (1504) кисти Франческо ди Симоне да Сантакроче. Действие на полотне происходит в доме, интерьер которого написан со строгим соблюдением правил перспективы. Коленопреклоненная Мария погружена в чтение миниатюрного часослова. Принесший весть ангел приближается к Богоматери, в левой руке у него белая лилия – символ чистоты. На полу щегол – символ грядущих страстей Христовых, перед окном парит голубь – символ Святого Духа. За окном открывается вид Венеции XVI столетия.
Джованни Бузи, прозванный Карьяни, родился неподалеку от Бергамо, но получил образование в Венеции, где и прошла большая часть его творческой жизни. На выставке «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» представлен «Портрет Джованни Бенедетто Караваджи» кисти Карьяни. Образ задумчивости, созерцательности совершенно покоряет зрителя. Вирту, о котором мы говорили, присуще этому человеку в полной мере.
«Портрет дворянина» работы Альтобелло Мелоне долгое время считался портретом Чезаре Борджа, известного персонажа со зловещей репутацией. В образе чувствуется явный драматизм, тем более что герой картины держит ручку кинжала. Яркие цвета полотна привлекают внимание.
Заканчиваю я свой рассказ, показывая «Портрет девочки из рода Редетти» (1570) кисти Джовани Батиста Морони. Появление жанра «детского портрета» является особенностью позднего Возрождения. Художнику удается передать непосредственный и живой взгляд его маленькой модели. Морони с очаровательной простотой сумел показать милую девочку, передав нежность ее кожи и маленькую детскую ручку, держащую блестящее украшение.
О картинах Карпаччо, Лоренцо Лотто и Морони я уже рассказывала на своем сайте, поэтому их произведения я здесь не показала. Хотелось бы показать вам больше итальянских шедевров, но боюсь вас утомить. И так статья непомерно выросла в своих размерах. На выставке «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» в Музее изобразительных искусств представлено 58 картин, и я, конечно, не могла охватить все произведения великих итальянских живописцев. Надеюсь, что общее представление вы получили, мои дорогие друзья, и понимаете, что эту выставку надо посмотреть обязательно.
Выставка работает до 27 июля 2014 года. Часы работы: с 10:00 до 19:00 ежедневно по четвергам с 10:00 до 21:00 Выходной день — понедельник Адрес: г. Москва, ул. Волхонка, 12 Проезд: м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина www.arts-museum.ru
Почитала Вашу статью и вспомнила экскурсию в галерею Уфица во Флоренции. Очень мне понравилась. А Ваш рассказ как полноценная экскурсия получился. Спасибо! Действительно, В Италии столько великих мастеров творило!
Ирина, а у Вас есть рассказ об экскурсии в галерею Уфица. С удовольствием бы почитала!
Вот надо же, сколько смотрю эти картины и удивляюсь — им почти 600 лет! Большинству 500 лет. Не зря говорят: «время не властно над истинными ценностями»…
Александр, у меня тоже часто возникают ассоциации: что происходило в то время в России, а что в западных странах, в одно и то же время. Колоссальная разница!
Спасибо Вам, Валентина, огромное! Для тех людей, которые не могут посещать такие выставки, Ваш сайт очень необходим! Картины того времени действительно впечатляют, к тому же узнала новые имена..
Лада, спасибо за поддержку!
Вот у этих великих художников эпохи Ренессанса картины очень реалистичные. Как будто объемные они. Умели люди рисовать.
Я поняла, Александр, что вы поклонник живописи Ренессанса. Я тоже к нему неравнодушна!
Эпоха ренессанса великое время, сколько всего прекрасного было создано в то время, спасибо за доставленное удовольствие Валентина.
Наталья, рада, что ты по достоинству оценила итальянских мастеров живописи!
Картины художников времен Ренессанса в прямом смысле Божественны!
Особенно нравиться Мадонны. с младенцами. Такие у них выражения лиц чистые как и души.
Александр, рада, что Вам понравилось. Выставка великолепная!
Спасибо большое,будто выставку посетила.Вот во истину нет худа без добра,если бы не злополучный капитальный ремонт,многие люди не увидели бы в живую замечательные полотна известных художников.
Еще нет, но уже скоро непременно поедем! Очень хочется побывать на выставке и желательно с экскурсоводом, хотя так, как Вы рассказали о картинах в Вашем посте, расскажет далеко не каждый экскурсовод 🙂
Натали, спасибо за теплые слова. На такую выставку обязательно надо сходить, тем более, что там еще одна великолепная выставка открылась с картинами Рубенса — коллекция из Лихтенштейна! Сам принц открывал!
Когда смотрю на картины художников, запечатлевших людей, пейзажи, архитектуру, то есть всё, что было много веков до меня, то зачем мечтать и фантазировать о машине времени. Смотри на картину и удивляйся тому, какое это было время и какие были люди, и как они жили. Бывать на выставках — это сродни не только прикосновения к прошлому, но и приобщения к действительности жизни времён художника.
Алексей, совершенно с Вами согласна. Ведь этим картинам несколько сотен лет, и вглядываясь в них, мы узнаем о жизни людей, живших в ту эпоху.
Портрет девочки Морони запал в душу… эти глаза!
Согласна,ее портрет потрясающий!
Картины Беллини производят реалистическое впечатление…
Да, Беллини — великий художник!
Действительно великие живописцы Ренессанса, осень красивые полотна, вы побывали на чудесной выставке, Валентина.
Любовь, я посетила выставку еще раз. Великолепная коллекция!
Смотрела бы и смотрела! Такой восторг! Хорошо, что и до нас такая чудесная выставка добралась!!
Картины потрясающие, Нина. Я ходила два раза! Сейчас очередь большая. Но выставка действительно великолепная!
Очень интересно было посмотреть на произведения великих итальянских мастеров, начиная от поздней готики и заканчивая работами позднего Возрождения. Понравились картины Беллини и Портрет девочки из семейства Редетти Морони.
Леночка, очень рада, что тебе что-то приглянулось. Классика — твой стиль!
Все-таки картины тех времен — необычайная красота! Представляю, как они прекрасны на выставке!
Вы правы, Елена, эта красота помогает жить!
Добрый вечер.
Мне показалось или вы начали подписывать часть своих изображений на блоге.
Дмитрий, у меня идет эксперимент 🙂
Замечательные картины. Очень красиво
Приятно, что Вам понравилось. А на выставку сходить нет возможности?
Как восхитительно! Как я вовремя зашла к Вам на блог! Обязательно всей семьей посетим выставку в эти выходные! Спасибо Вам!
Натали, вы с семьей уже побывали на выставке великих итальянских живописцев?