Шедевры живописи из запасников ГМИИ
Шедевры живописи из будущей экспозиции Государственного Музея изобразительных искусств (ГМИИ)
Вы можете посмотреть, любезные мои читатели, мировые шедевры живописи, посетив потрясающую выставку «Новая жизнь старых мастеров», открывшуюся в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ). Именно с этой выставки ГМИИ начинает знакомство зрителей с отдельными разделами своей будущей постоянной экспозиции, которая вскоре откроется в бывшей усадьбе князей Вяземских – Долгоруковых.
Шедевры созданы немецкими, австрийскими и испанскими живописцами XVII – начала XIX века. Написанные в различные эпохи и в разных регионах эти картины пришли в коллекцию ГМИИ каждая своим путем, но все они объединены одним принципиально важным обстоятельством – они хранятся в недоступных для зрителя музейных запасниках.
Музей на Волхонке был спроектирован как учебный музей при Московском Императорском университете. Его основное экспозиционное пространство было отведено под гипсовые слепки шедевров скульптуры Древнего мира, Средневековья и Ренессанса.
В связи с послереволюционной национализацией крупных частных коллекций собрание ГМИИ увеличилось в несколько раз. Одно из важнейших мест в составе его коллекций стали занимать подлинные произведения великих мастеров западноевропейского изобразительного искусства.
После того, как шедевры художников XIX и ХХ столетий переместили в отдельное здание, экспозиции памятников искусства Древнего мира и Западной Европы от Средневековья до ампира были расширены. И для произведений итальянских, французских, немецких и австрийских живописцев XVII – начала XIX просто не хватило места.
А испанская живопись представлена лишь несколькими работами Эль Греко, Сурбарана и двумя работами Мурильо. В фондах ГМИИ хранятся пять картин этого прославленного севильского мастера. Не менее представительно выглядит собрание произведений немецких и австрийских художников, но к величайшему сожалению, их сейчас тоже некуда разместить.
Выставка «Новая жизнь старых мастеров» — это шедевры живописи, извлеченные из запасников Музея. На сегодняшний день у Музея остаточно обширных художественных ресурсов, благодаря которым вскоре будет развернута экспозиция новой Галереи искусства старых мастеров.
Шедевры живописи с выставки «Новая жизнь старых мастеров»
Апостол Иаков был сыном святого Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы, от его первого брака. С юности он вел жизнь аскета, пребывая в непрерывном молении и питаясь только хлебом и водой. После сошествия Святого Духа на апостолов он проповедовал Евангелие в разных странах, в частности, в Испании, где особенно почитаем.
София-Шарлотта Бранденбургская (1668-1705) интересовалась философией и науками, владела английским, французским, итальянским и латинским языками, увлекалась музыкой, оперой, литературой и изящными искусствами. В 1697 году встречалась в замке Коппенбрюгге с русским царем Петром I во время пребывания Великого посольства в Европе. Романдон, приехавший в 1686 году в Берлин, служил придворным художником курфюрста и «смотрителем за живописью» его галереи. Являлся одним из основателей берлинской Академии художеств.
В 1789-1792 годах Екатерина Петровна Барятинская путешествовала по Европе и в декабре 1790 года приехала в Рим. Там она познакомилась с Ангеликой Кауфман и заказала ей семейный портрет, на котором, кроме Екатерины Петровны, изображены ее сын, Иван Иванович Барятинский, ее дочь, Анна Ивановна, в замужестве Толстая, и зять, граф Николай Александрович Толстой. В руке княгини – миниатюрный портрет супруга.
Картина написана по заказу княгини Екатерины Петровны Барятинской. Кауфман изображена с двумя аллегорическими фигурами Живописи и Музыки в тот момент, когда художница прощается с Музыкой. Ангелика сжимает руку Музыки в знак прощания и целиком предается Живописи, которая показывает ей вдали храм Славы, к которому та может прийти, следуя по пути живописи и рисунка.
Елизавета Тун-Гогенштейн (1764-1806) – первая супруга русского дипломата графа Андрея Кирилловича Разумовского, посла в Вене. В супружестве – Елизавета Осиповна Разумовская, хозяйка известного литуратурно-художественного салона, друг Людвига ван Бетховена и Фридриха Генриха Фюгера.
Сюжет из «Метаморфоз» Овидия, популярный в живописи XVIII века. Актеон, охотившийся в лесу, случайно увидел грот, в котором купалась богиня охоты Диана и ее спутницы. Он был жестоко наказан за тайное созерцание божественной наготы: богиня прекратила его в оленя, и его собственные собаки набросились на него и растерзали.
Христиан Рихтер – родоначальник семьи известных веймарских художников и скульпторов. Портрет исполнен в честь бракосочетания Эрнста I Благочестивого с принцессой Элизабет Софией Саксен-Альтенбургской. Несмотря на продолжавшуюся Тридцатилетнюю войну, Эрнст I заботился о благосостоянии народа, страшно разоренного за долгие годы войны. Город Гота был обстроен красивыми зданиями, основаны новые школы, строгими законами стеснены проявления безнравственности и мотовства. Тогда же были собраны многочисленные научные и художественные коллекции.
Моралес овладевал живописью вдали от крупных испанских художественных центров, всю жизнь проработав в родном Бадахосе на границе с Португалией. Он создавал произведения на религиозные сюжеты, обычно небольшого размера. Основное влияние на его творческое формирование оказали нидерландские мастера. Здесь представлена одна из лучших его работ на сюжет «Се, человек!». Христос изображен в один из самых трагических моментов Страстей. Он предстает перед Понтием Пилатом после осмеяния и избиения.
К подлинным шедеврам выставки «Новая жизнь старых мастеров» относится маленькая картина Франсиско де Сурбарана «Благословляющий Младенец Христос». Она находилась на дверце алтаря Святого Иосифа в монастыре Тринидад Кальсада. Образ Христа-ребенка поразителен своей естественностью, его живые черты и эмоции говорят об открытости и безграничной любви.
Франсиско де Сурбаран являлся одним из ведущих живописцев испанского золотого века. Он в основном писал картины на религиозные темы. Образ Мадонны, кормящей Младенца грудью в Испании был несколько менее популярным, чем в Италии. Нежность отношений Марии и Младенца переданы в картине со свойственным Сурбарану лиризмом и сдержанностью.
Бартоломе Эстебан Мурильо является ведущим живописцем испанского барокко. Он был главой севильской школы второй половины XVII века и стал первым президентом Севильской Академии в 1660 году. В сравнении с ранними произведениями художника в работе «Бегство в Египет» точно передана атмосфера семейного общения. Фигуры сидящей на ослике Марии, с нежностью смотрящей на Младенца, и спешащего за ними Иосифа окутывает серебристый свет, придающий их движениям легкость и изящество.
Отношения обручника Марии – Иосифа и маленького Христа переданы в этом произведении со свойственной Мурильо лиричностью и теплотой.
«Святая Екатерина Александрийская» является одним из замечательных однофигурных композиций Мурильо. Смелость, достоинство и духовная чистота христианской мученицы переданы художником ярким живописным языком.
Картина «Архангел Рафаил с епископом Домонте» кисти Мурильо был вывезена из Испании во время наполеоновского нашествия в 1808 году. Картина была заказана для алтаря церкви монастыря Мерсидариев в Севилье в связи с принятием Домонте сана в 1680 году: явившийся архангел Рафаил убеждает аббата принять епископский сан.
Картина Мурильо «Девочка – продавщица фруктов» является парной к полотну «Мальчик с корзиной и собакой» из собрания Государственного Эрмитажа. Обе работы упоминаются в инвентаре коллекции фламандского торговца шелком и покровителя художника Николаса де Омазура. Талант Мурильо в полной мере выражен в этой работе.
В недалеком будущем мы сможем посмотреть шедевры старых мастеров в новой галерее Государственного Музея изобразительных искусств (ГМИИ) в прекрасной усадьбе князей Вяземских – Долгоруковых. А пока спешите на выставку «Новая жизнь старых мастеров», которая открыта до 17 мая 2015 года по адресу: Москва, улица Волхонка, 12. Проезд до метро «Кропоткинская».
Стоимость входного билета 300 рублей.
Стоимость льготного билета 150 рублей.
Дети до 18 лет проходят на выставку бесплатно.
С удовольствие полюбовалась на творения великих художников. Хорошо жителям больших городов, как Москва и Питер. При желании можно хоть раз в неделю сделать культпоход на выставку, в музей…
Леночка, заходи ко мне, буду стараться рассказывать что-нибудь интересное!
Завораживающие картины, большое спасибо!
Ирина, Вы совершенно правы. Выставка необыкновенная!
Ведиг, «Портрет девочки» — это волшебство какое-то! Так ее характер хорошо передан, а кружева на ее платье как будто игрушечные!
«Апостол Иаков старший» — очень, очень правдиво!
«Иосиф с Младенцем Христом» Бартоломе Эстебана Мурильо написан так, что лица на картине будто светятся — такие чистые и прекрасные.
Сколько же отличных работ томятся в запасниках! И касается это не только живописи.
Скоро Музею будет предоставлено отдельное великолепное здание для картин из запасников, и это радует!
Классическая живость — настоящий образец, к которому нужно стремиться. Потрясающие полотна!
Ольга, рада Вам! Приходите еще!
Шедевры классики никогда не потеряют свою привлекательность, великие мастера оставили их в наследство всему человечеству!
Выставка замечательная! Портреты восхитительные! Спасибо, Валентина, за обзор прекрасной выставки!
Елена, хорошо, что выставка Вам понравилась!
С удовольствие просмотрела все картины, большинство из них вижу впервые, поэтому благодарю вас за представленную возможность познакомиться с мировыми шедеврами живописи.
Людмила, приятно, что Вы получили удовольствие, посмотрев на шедевры живописи из запасников Музея изобразительных искусств.
С удовольствием просмотрела все картины. Очень понравилось.
Наталья, мне приятно, что я Вам угодила!
Спасибо Валентина за прекрасную выставку замечательных картин, сегодня такую красоту уже не напишут похоже.
Наталья, картины, действительно, великолепные!
Какие прекрасные портреты.Интересно, среди современных художников есть такие портретисты, которые могли бы так тонко передавать характер и эмоции человека?
Первая мысль, которая приходит в голову, это, конечно, Александр Шилов, самый известный современный художник-портретист.
Как всегда интересно. Обзор отличный, спасибо. Жаль, что не схожу на выставку.
Инна, а Вы в Москве живете?
Опять пришла весна. Сейчас
Жизнь снова стала светлой сказкой:
С Христовым Воскресеньем вас,
С великой и прекрасной Пасхой!
Любовь, спасибо за поздравление!
Большое спасибо, Валентина, за этот обзор!
Обратила также внимание на то, что детям до 18 лет вход бесплатный. Если бы везде так было…
Лада, я тоже обратила на это внимание, потому что очень редко встречаю такую надпись.
Неужели эту красоту «прячут» от публики? Наверно, в подлиннике они завораживают…
Эллиночка, это настоящие шедевры с необыкновенной аурой!
Валентина, спасибо за интересную ретроспекцию картин. Я еще успею посетить выставку на Кропоткинской.
Ирина, жду Вашего рассказа о посещении выставки!
Добрый вечер Валентина.
Интересно что за девочка изображена на картине Готфрида.
Дмитрий, образцами для Готфрида фон Ведига-портретиста могли служить детские портреты кисти голландских художников XVII века и работы фламандского художника Гелдорна Горциуса, работающего между 1590 и 1620 годами в Кельне.
Я думал, что писали с живых детей.
Иногда живописцы пользовались готовыми портретами.
Какая кровожадная история с Актеоном и Дианой! : ) Слишком непомерная плата за созерцание божественной красоты…
Да, Александра, и это не единичный случай. Помните принцессу Турандот, которая женихам загадки загадывала, и если они не разгадывали ее, то лишала их жизни. Такие были нравы!
Валентина, огромное спасибо Вам за возможность полюбоваться такими удивительными картинами, на выходя из дома! Я не очень люблю портреты, но вот как старые мастера рисовали пейзажи — восхищаюсь просто! Очень понравилась картина Якоба Филиппа Хаккерта Развалины храма в Сегесте на Сицилии.
Галочка, вы, как заядлый путешественник, конечно, обратили свое внимание на развалины храма 🙂
Выставка замечательная! Мой любимый Эль Греко-один из своеобразнейших живописцев тоже там, ах как жаль,что не попаду 🙁
Заметила, что старые мастера зачастую изображают детей как-то не так. Многие дети на картинах напоминают карликов. Нонсенс? )))
Может быть, попадете, когда эти картины переведут в постоянную экспозицию в новое помещение-усадьбу!
Валентина, спасибо, что порадовали такой великолепной выставкой. Как богата наша страна — для шедевров не хватило места!
После такого замечательного обзора хочется просто бежать на выставку. Как хорошо, когда уже до посещения выставки есть представление и сведения о произведениях.
Елена, я своим друзьям всегда советую перед посещением выставки почитать мои рассказы, потому что намного интереснее идти на выставку с некоторыми знаниями, уже подготовленным зрителем.
Люблю я картина старых мастеров. Мне они как-то более близки и понятны
Анна, я тоже склоняюсь к такой точке зрения.
Просто великолепные картины! Каждое отдельное произведение искусства является отражением особой исторической эпохи. Спасибо вам огромное за то, что даете возможность посетить такие замечательные музеи не выходя из дома!
Мария, мне приятно, что Вам это пришлось по вкусу!