Шедевры Пинакотеки Ватикана в Третьяковской галерее
Шедевры Пинакотеки Ватикана приехали в Третьяковскую галерею. Недавно Государственная Третьяковская галерея провела обширные выставки произведений русских художников Валентина Серова и Ивана Айвазовского. Ажиотаж был огромный, очереди колоссальные. Я не буду здесь разбирать причины столь громадного взрыва интереса почтеннейшей публики к изобразительному искусству, хотя вопрос, конечно, интересный. Может, продолжительный кризис?
Пинакотека Ватикана
Представляете, каково стремление прикоснуться к прекрасному, впервые привезенного в Москву из Ватикана. Полное название выставки — «Roma aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо«. Вы увидите 42 живописные работы величайших итальянских художников (исключение — Никола Пуссен), которые почти никогда не покидали пределы Ватикана.
На выставке представлены фрагменты алтарей, произведения, выполненные темперой на дереве, которые обычно не совершают путешествий. Три фрагмента фрески, три знаменитейших ангела, которые так же, как Сикстинский потолок Микеланджело, являются визитной карточкой музеев Ватикана.
«Roma aeterna (вечный Рим), шедевры Пинакотеки Ватикана», эта выставка собрала произведения высочайшего художественного уровня. Икона «Христос благословляющий» написана в традициях, существовавших еще до разделения церкви на католическую и православную. На выставке посетители увидят всемирно известные картины Джованни Беллини «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной», Караваджо «Положение во гроб».
Зритель увидит Рим XVII века в центральном зале, конфигурация которого повторяет конфигурацию колоннады Джованни Бернини на площади Собора Святого Петра. Здесь четко отображен план этого великого собора.
Шедевры Пинакотеки Ватикана и русское искусство
Русские художники в XIX веке часто обращались к итальянским художественным прозведениям. Рим действительно был художественной меккой для русских художников конца XVIII века и XIX века. Пенсионеры российской академии художеств долгие годы жили и учились во Французской академии в Риме.
Для Александра Иванова «Преображение» Рафаэля было важнейшей точкой отсчета в истории мирового искусства. Он прожил и проработал там более 30 лет. Карл Брюллов, Сильвестр Щедрин были поглощены итальянским искусством. Эти влияния прослеживаются вплоть до первых десятилетий ХХ века. Об этом непременно будет сказано на ответной выставке, которая будет отправлена в 2018 году в Ватикан из Государственной Третьяковской галереи.
Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма» — самое большое произведение художника, написанное специально для Собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме. В XVII веке была заменена на мозаику, а само полотно долгие годы хранилось в папском дворце, прежде чем в 1790 году оно было показано в музее.
Аудиогид озвучен Вениамином Смеховым, проникновенно рассказывающего о самых драматических моментах жизни Христа. Это не только история искусства, это история культуры, рассказывающая о том, как древняя классическая античность и христанство переплетались, сочетались или противоречили друг другу.
Все фотографии — Photo © Vatican Museums/Фото © Музеи Ватикана
Выставка «Roma aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» открыта в Государственной Третьяковской галерее до 19 февраля 2017 года по адресу Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12.
Часы работы выставки:
вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00 (кассы и вход до 17.00)
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00 (кассы и вход до 20.00)
выходной — понедельник
Талант живописцев невероятен. Очень реалистично переданы сюжеты. Особенно поражают даты создания этих творений. Шедевры просто на века.
Сцена казни — это просто шок! А так работы очень интересные, детализированные. Интересно было рассматривать каждую)
Я люблю светскую живопись, все эти религиозные сюжеты меня трогают мало… Но всё равно выставка из Ватикана — это событие колоссального значения. Действительно, люди устали от всяких кризисов и интриг, так хочется прикоснуться к вечным, вневременным ценностям!!!
Помню ажиотаж на выстаку Серова. Что-то нереальное творилось. Да еще в сильный мороз. Даже не знаю, хорошо это или плохо
Спасибо за отличную статью. Хотелось бы, конечно, съездить в Италию и увидеть всё своими глазами, такие выставки невероятно воодушевляют!
С Новым годом, вас, Валентина!От всей души желаю вам исполнения самых сокровенных желаний! Пусть весь год будет согрет теплом, светом и добром!
Несколько раз была в Ватиканской пинакотеке, когда в Италию приезжала. Есть очень интересные работы, но многое меркнет в сравнении с другими шедеврами ватиканских музеев. Когда эту выставку только анонсировали, думала пойти, тем более, что подборка произведений искусства очень удачная, так не всегда бывает. А как стали рассказывать о билетах по паспортам и прочих строгостях — как-то расхотелось. Лучше еще раз зайду туда, когда буду в Италии.
Елена, мне тоже кажется, что лучше, интереснее и приятнее съездить на выставки в другие страны. Созданные в Третьяковке условия не создают воодушевления и соответствующего настроения.
Как же я давно была в Третьяковке, представляю, с каким наслаждением посетители рассматривают все эти картины из Ватикана. Спасибо, Валентина, что так детально знакомите с выставками. Хоть на Вашем сайте можно увидеть эти чудесные картины. С Новым годом Вас!
До празднования Нового года остался один день. Поздравляю Вас с наступающим праздником.
Пусть волшебная новогодняя ночь подарит вам светлые надежды и уверенность в завтрашнем дне, пусть наградит вас улыбкой радости, красотой и здоровьем, любовью и вдохновением, прекрасным настроением и долгожданными подарками судьбы. С Новым годом!
Наслышана об выставке из Ватикана, средства СМИ очень часто вещали, какой был ажиотаж. Пока только полюбовалась, хотелось бы своими глазами посмотреть, но Москва далеко. Валентина, спасибо за обзор, рассмотрела картины на сайте. Наверное, это счастье их увидеть, тем более я сама католичка.