Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи
Княжество Лихтенштейн
Вы знаете, что между Россией и княжеством Лихтенштейн всего лишь 20 лет существуют дипломатические отношения? А ведь когда-то, а именно в 1815 году, между Россией, Пруссией и Австрией, частью которой являлось княжество Лихтенштейн, был заключен Священный союз, подаривший этим странам 30 лет мирной жизни. Теперь мы дружим, и в Государственный Музей изобразительного искусства имени А.С.Пушкина приехали из Лихтенштейна величайшие шедевры фламандской живописи. Нам несказанно повезло, потому что эта коллекция является одной из лучших среди всех музеев мира.
Афишей выставки «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» является портрет Клары Серены, дочери художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Ей около пяти лет, а жить ей уготовано всего лишь двенадцать лет. Не хочется думать об этом, когда смотришь на ее прелестное радостное личико, полное детской непосредственности. На портрет не было официального заказа, художник писал картину не на продажу, а для себя.
Шедевры фламандской живописи
На выставку фламандской живописи привезли 19 картин великого Рубенса, и я теряюсь при выборе произведений для моего рассказа. Трогательным образом Девы Марии мы любуемся, глядя на картину «Св.Анна украшает Марию цветами». Мария готовится к введению во храм, и Св.Анна кладет на голову Марии цветочный венок. Видимо, Марии предстоит сейчас обручение с Иосифом.
В картине «Оплакивание Христа» Рубенс следует средневековой итальянской иконографии, в которой Христос изображался лежащим на плите. Над ним наклонилась переполненная горем Богоматерь, которая вынимает терновый шип из головы Сына.
В 1609 году Питер Пауль Рубенс возвращается в Антверпен из Италии, где он близко познакомился с живописью Караваджо. И вот появляется картина «Сатир и девушка с корзиной фруктов». На ней образ Сатира воплощает неприхотливую, полную удовольствий жизнь в единении с природой. Он питает страсть к вину, женщинам и танцу.
У Питера Пауля Рубенса была обширная библиотека, благодаря которой художник был прекрасно знаком с античной культурой. В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз». У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост. Минерва спрятала его в корзину и запретила ее открывать. Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет, и тайна была раскрыта. Рубенс изобразил тот драматический момент, когда любопытная Аглавра приоткрывает корзину и зовет сестер посмотреть на младенца.
Рея Сильвия, жрица богини Весты, следила в храме за вечным огнем. Весталки заботились о том, чтобы он никогда не погас, иначе государству грозили страшные беды. На картине Рубенса Марс стремительно приближается к весталке. Сводником между Марсом и Реей Сильвией выступает бог любви Амур. Римский поэт Вергилий повествует, что у Реи родились близнецы от Марса – Ромул и Рем, основавшие впоследствии Рим.
На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века, из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса. Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии. На выставке в Музее изобразительных искусств, привезенной из Лихтенштейна, представлено 10 его работ. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз. Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей». Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис».
В картине «Святой Иероним» Ван Дейк рассказал об ученом священнике, который перевел Библию на современную латынь. С большим трудом он подыскивал подходящие слова для перевода с греческого оригинала. Стопка книг создает ощущение надежного убежища ученого. Лев, которому по легенде Св.Иероним вытащил из лапы колючку, стал верным спутником Святого.
После смерти Питера Пауля Рубенса в 1640 году Жак Йорданс (1593-1678) стал считаться ведущим мастером фламандской школы. Картина «Поклонение пастухов» Жака Йорданса считается одним из ранних его произведений. Краски яркие, а свечение, исходящее от Младенца, чистое и нежное. Тема рождения Иисуса Христа всегда трогательна, и близка зрителю.
В картине Йорданса «Девушка со стариком и попугаем» явно видна тема неравных пар, высказанная художником с иронией и насмешкой. Пожилой человек богат, судя по его одежде, и уверен в себе и в достижении своей цели. Тема вечная как мир, могу я добавить. В облике девушки художник изобразил свою дочь Элизабет Йорданс, часто служившую моделью для его произведений.
Картина Франса Люйкса (1604-1668) «Явление Христа Марии Магдалине и ангелам» представляет особый интерес, так как была написана в самом начале творческого пути, когда он покинул мастерскую Рубенса. Иисус Христос, прежде чем вознестись на небо, несколько раз чудесным образом являлся ученикам. В первое воскресное утро он явился Св.Марии Магдалине. Кроме Иисуса Христа, особенно запоминается облик Марии Магдалины.
Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего, и картина «Перепись в Вифлееме» является копией. Вы помните, что император Август приказал провести перепись населения, поэтому Мария и Иосиф должны были отправиться в родной город Иосифа Вифлеем, где в хлеву Мария родила Иисуса. Поскольку Иисус родился в декабре, то Питер Брейгель старший поместил событие в зимний пейзаж. На переднем плане изображены Мария, завернутая в голубой плащ, и идущий перед ней Иосиф с пилой. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни.
Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы». И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632). Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. Чтобы при похищении девушки никого не испугать своим появлением, он превратился в великолепного быка, у которого шерсть сияла как золото. Европа села на его спину, и бык увез красавицу на Крит. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой.
Выставка совершенно уникальна, все картины являются мировыми шедеврами. К сожалению, в своем рассказе я не могу показать все привезенные произведения, Но я надеюсь, что заинтересовала вас живописными работами из Княжества Лихтенштейн, и вы найдете их на просторах Интернета. Выставка была открыта в Государственном Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина с 19 июня по 19 октября 2014 года по адресу: улица Волхонка, 12.
Картины восхитительные. Спасибо.
Картины восхитительные. Спасибо за знакомство с живописными работами.
Я рада, что Вам понравилось!
Картины такого уровня нужно смотреть в оригинале на выставках, ведь их рассматривать можно часами.
Алла, совершенно верно, на выставке такие картины очаровывают божественной энергией!
Такие шедевры художественной живописи можно рассматривать часами, спасибо, Валентина, за чудесную статью.
Любовь, мне повезло, я считаю, и я эти божественные картины, действительно, рассматривала часами.
Спасибо, Валентина, как будто побывала на выставке фламандской живописи, давно я не посещала картинные галереи.
Галина, посещение картинных галерей подпитывают мою жизненную энергию. Видимо, художники много вкладывают в свои работы.
Благодаря вам как будто действительно побывала на выставке и увидела всю эту неземную красоту.
Здравствуйте, Анюта! Уже полакомилась вашими пряничными домиками, спасибо. Заходите еще, будем посещать выставки 🙂
Отличная выставка с истинными шедеврами фламандской живописи! Спасибо, Валентина! Получила большое удовольствие от просмотра! Твит
Елена, всегда Вам рада! С наступающим Старым Новым Годом — опять праздник!
Очень интересные картины, жизненные, динамичные сюжеты. Так и кажется, что герои картин сейчас оживут и сойдут с полотна.
Старинные картины рассказывают нам о своей жизни и жизни своих создателей. Кто может, тот это видит и чувствует!
Спасибо за статью, было очень интересно.
Здравствуйте…
«…Питер Пауль Рубенс.Оплакивание Христа.1612…» — это уже после распятия?
Атмосферная, конечно, картина
Да, Александр, Рубенс описал событие, произошедшее после распятия.Тело мертвого Христа занимает всю центральную часть картины. Измученное тело Христа изображено с предельной реалистичностью. Обескровленные губы, холодная синева вечной ночи, завладевшая его лицом и телом, отражается на застывшем от горя лице Богоматери.
Если постараться мысленно перенестись туда, то почему-то становится страшно =(
Александр, видимо, у вас хорошее воображение 🙂
Спасибо за интересный рассказ, Валентина!
А вы не знаете, что обозначает барельеф пятигрудой женщины на картине «Нахождение младенца Эрихтония»? Никогда не встречала подобного образа.
Жанна, рассказываю о барельефе, о котором не упомянула в статье, чтобы не утяжелить ее. Вся сцена происходит около украшенного раковинами грота, посреди пышного паркового пейзажа. Мраморный колодец обрамлен скульптурой с многогрудой Артемидой Эфесской, чей образ во времена Рубенса ошибочно связывался с Геей, богиней Земли. Окруженная с двух сторон прекрасными дельфинами, она наблюдает за происходящим. Вот такая история!
И мне тоже понравилась ваша подборка картин, словно в музей сходила.
Наталья, выставка великолепная, я постаралась обо всем рассказать.
Замечательная экскурсия, с удовольствием посмотрела. Жалко, когда была в Вадуце, не было времени сходить в музей (зато побывала на вилле Аскания Нова в гостях у барона фон Фальц-Фейн). Спасибо за экскурсию!
Здравствуйте, Елена! Вам повезло встретиться с бароном фон Фальц-Фейном на вилле. Надеюсь, я сейчас почитаю об этом на вашем сайте!
Очень интересная подборка картин, посмотрела с удовольствием. Ощущение, что побывала на выставке великих художников. Жаль, что не удаётся увидеть картины вживую.
Светлана, заходите ко мне. Здесь и посмотрите картины!
Картины восхитительные, с удовольствием посмотрела бы их живьем. Надо узнать, не приедут ли они к нам?
У нас выставка была приурочена к 20-летию наших отношений. Может быть, и между вашими странами найдется какая-либо дата?
Может без всякой даты привезут, чисто похвастаться шикарной коллекцией ? 🙂
Конечно, могут привезти, вы же недалеко находитесь — транспортные расходы небольшие. Но вот на страховку придется потратиться!
Спасибо за статью. Очень интересный обзор.
Благодарю, заходите еще!
Добрый вечер.
Лихтенштейн вообще маленькое государство. Картины красивые, сатир и служанка понравились больше всех.
Совершенно верно, Дмитрий, Лихтенштейн очень маленькое государство, но картины в его музеях высочайшего уровня. Нам повезло, что мы смогли их увидеть!
Валентина — вы прекрасный экскурсовод! С удовольствием посмотрела картины, это, действительно, шедевры!Смотрела и все думала, что картины писаны, как будто это фотографии. Все так четко и тонко подмечено! Смотреть одно удовольствие!
Да,Таисия, это великолепные мировые шедевры. Нам повезло, что их привезли на выставку!
Очень красивые и насыщенные работы. жаль нет возможности увидеть их в близи. Спасибо и успехов!
Спасибо, Олег!
Словно на выставке поприсутствовала! Шикарные фото, завораживающая подача материала… Сколько нового я узнала благодаря вам Валентина, спасибо, за познавательную статью!
Спасибо, Мария, Вы прибавляете мне силы на новые подвиги 🙂
Интересно было посмотреть и почитать описание под шедеврами фламандской живописи. Спасибо за познавательную статью.
Здравствуйте, Татьяна! Рада приветствовать Вас на своем сайте.
Валентина, это здорово. Благодаря вам, не выходя из дома, посмотрела шедевры фламандской живописи. И описания сюжетов, изображенных на картинах, было очень интересно читать.
Заходите, Оксана, всегда рада!
30 лет мира не такой уж и большой срок, а картины шедевры.
Мне кажется, для одного человека 30 лет жить в мире — это хорошо. К сожалению, на нашей земле все время идут войны.
Как хорошо, что под каждой картиной есть рассказ, — пояснения очень кстати, хоть это и шедевры. Спасибо, Валентина, за этот замечательный обзор!
Лада, я тоже думаю, что мифологические легенды не все помнят!
Очень выразительные картины! Особенно у Пауля Рубенса. Они наверное очень сильно отреставрированы? Или через фотошоп яркость увеличена? Подозрительно красочные.
Александр, насчет сильно отреставрированы — не могу сказать. Фотографии картин брала в интернете, так как на выставке фотографировать нельзя :(.
А почему на выставке нельзя фотографировать? На других выставках вы вроде свои фотографии делали. Может фотовспышка может портить картины? Или чтобы жулики не придумали как их украсть? 🙂
Александр, это вопрос непростой. Обычно на выставках со старинными привозными картинами фотографировать нельзя, с фотовспышкой тем более. А вот на постоянных экспозициях даже в Музее Пушкина фотографировать можно. Пока вот такие правила.
Валечка, спасибо за знакомство с живописными работами из Княжества Лихтенштейн. Я не только с удовольствием посмотрела картины, но и почитала интересные описания их сюжетов.
Спасибо, Леночка, за добрый отзыв!
Эти картины фламандской живописи я вижу не впервые, кажется в моем далеком детстве мне их приходилось видеть в Ленинграде, когда мне было десять лет.
Да, такие картины запоминаются навсегда!