Рисунки французских мастеров из музея Альбертина, Вена
Один из самых знаменитых музеев в Австрии, венский музей Альбертина, привез в Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина более 80 шедевров французского рисунка. Альбертина – это одна из крупнейших коллекций графики в мире, насчитывающая более миллиона рисунков и эстампов.
Герцог Альберт родился в 1738 году. Он был сыном Фридриха Августа, курфюрста саксонского, короля польского, и вырос в Дрездене. Сделав военную карьеру во время Семилетней войны на стороне Марии Терезии, он был представлен к Венскому двору и, несмотря на разницу в положении, завоевал любовь Марии Кристины, любимой дочери Марии Терезии. Приданое Марии Кристины обеспечило герцогу Альберту материальное благосостояние, без которого его дальнейшая собирательская деятельность была бы немыслимой.
Работы, привезенные в Москву, охватывают громадный отрезок времени – с XVI по XIX век. На выставке представлены рисунки мастеров школы Фонтенбло и виднейших представителей XVII века Клода Лоррена и Никола Пуссена. Восемнадцатый век представлен блестящими творениями Франсуа Буше, Жана-Антуана Ватто, Жана-Батиста Греза и Жана-Оноре Фрагонара. С XIX веком мы познакомимся по работам Жака-Луи Давида, Жана Огюста Доминика Энгра, Эжена Делакруа.
Пьер Дюмустье-дядя является представителем жанра придворного карандашного портрета, чисто французской разновидности искусства, пользовавшейся большой популярностью с XV по XVII век. Наряд на «Портрете молодого человека с брыжами и в польской шапочке» объясняется связью Франции с Польшей в начале 1570-х годов, когда брат Карла IX, Генрих (будущий Генрих III) был в течение одного года польским королем.Альбертина обладает двенадцатью превосходными пейзажными этюдами Никола Пуссена. Рисунок «Нимфа, седлающая козла, с сатиром и спящим амуром» представляет собой пример мифологических работ художника, но и в нем пейзаж играет важную роль.
Творчество Клода Лоррена считается воплощением классического пейзажа. Свои натурные впечатления художник сохранял в многочисленных рисунках, обычно кистью и пером. «Вид на Тибр к северу от Рима при облачной погоде» раскрывает удивительное богатство нюансов и оттенков.
Рисунок «Вид на палаццо Альбани на Квиринале» показывает гармонично вписанное в парковый ландшафт палаццо Альбани, Эффектно окруженное деревьями и ярко освещенное солнечным светом.
Графическое наследие Жана-Антуана Ватто по количеству и качеству не уступает его картинам. Он сам оценивал его выше, чем живопись, так как он считал, что карандаш позволяет добиться больше естественности и непосредственности.
Рисунок Франсуа Лемуана «Покушение Жака Клемана на Генриха III» свидетельствует о сотрудничестве художника с философом Вольтером в связи с его поэмой «Генриада». В поэме поэт описывает, в частности, убийство в Сен-Клу последнего короля из династии Валуа Генриха III монахом-доминиканцем Жаком Клеманом.
Жак Андре Портай был одним из любимых рисовальщиков Людовика XV. Технику и стиль рисунков Портая часто сравнивают с работами Ватто. Его пейзажные и жанровые сцены посвящены главным образом жизни королевского двора в Версале.
Жан-Этьен Лиотар безусловно всем известен по картине «Шоколадница», на которой изображена служанка, несущая на подносе горячий шоколад. Его можно считать одним из известнейших портретистов XVIII века. Портрет «Жанны Натуар» отличается элегантностью и утонченностью, возникает ощущение непосредственного присутствия.
Франсуа Буше, как и многие во Франции в XVIII веке, тоже поддался увлечению турецким стилем. Всех привлекали картины наслаждения и чувственной радости жизни. Кажется, что на его рисунке «Паша в гареме», несмотря на экзотические восточные наряды, действие происходит в Европе.
Франсуа Буше был известным портретистом, снискавшим славу прежде всего портретами своей заказчицы – маркизы де Помпадур. При этом художник создавал большое количество подготовительных рисунков, которые пользовались большой популярностью. Таким примером является рисунок «Венера с Амуром и голубями».
«Акведук в окрестностях Аркея». Деревня Аркей получила свое название по имени римского акведука. Во второй половине XVIII века он был частью знаменитого парка принца де Гиза и служил излюбленным мотивом многих художников.
В XVIII веке рисунок оставался подготовительным материалом для будущей картины. Жан-Батист Грез всегда делал многочисленные, выразительные рисунки. После него осталось обширное графическое наследие. Этюд «Голова мальчика с вьющимися волосами» является одним из многих портретов мужчин, женщин, стариков и детей, которые потом можно использовать в картинах.
«Голова улыбающейся девушки» кисти Греза представляет собой этюд к картине «Балованное дитя» из Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Пафос и чувствительность характерны для большинства его работ, за что его и превозносили как «художника морали, добра и прекрасных душ».
«Отец, проклинающий неблагодарного сына». Бурная сцена изображает разгневанного старого отца, проклинающего сына за то, что тот, вопреки мольбам домочадцев, собирается последовать за солдатом, набирающим рекрутов в армию. Этот рисунок является подготовительной работой для картины «Отцовское проклятие».
Наследие Жана-Оноре Фрагонара с его галантными мотивами и изысканностью тем принадлежит к вершинам позднего французского рококо. Сюда входят портреты, религиозные и мифологические сюжеты. Восхитительное изображение прелестной молодой савоярки с сурком относится к наиболее известным произведениям Фрагонара. Савояры выступали на ярмарках как музыканты или артисты, часто с дрессированным сурком.
Любопытно, что на выставке рядом с этой картиной висит другая картина Фрагонара под названием «Шарманщица». Она принадлежит Государственному Музею изобразительных искусств им.А.С.Пушкина и находится в его постоянной экспозиции.
Рисунок «Белый бык и собака в стойле» свидетельствует о восхищении художника голландским искусством XVII века. Видимо, это натурная зарисовка, в которой Фрагонар добивается поразительного впечатления от игры яркого света и глубокой тени.
Французский пейзажист Гюбер Робер получил шутливое прозвище «Робер из развалин». На его картинах знаменитые римские памятники превращаются в архитектуру руин. Прекрасными примерами таких картин являются рисунки из Альбертины «Вилла Саккети» и «Вилла Мадама».
Виды вечного города становились все более и более популярными, ведь путешествие по Италии считалось обязательной частью благородного образования. Интерес особенно оживился в XVIII веке, после новейших археологических находок в Тиволи, Помпеях и Геркулануме. В жанре руин Гюбер Робер приобрел столь громкую славу, что в 1766 году был принят в Королевскую Академию.
Жак-Луи Давид оказал большое влияние на развитие классицизма во Франции. Полотно «Гораций убивает свою сестру Камиллу» является частью работы художника над темой патрицианского рода Горациев. Сюжет таков: Два брата Горация погибли в сражении, третьему, прибегнув к хитрости, удалось убить раненых противников. Во время триумфального возвращения победителя Камилла, его сестра и невеста одного из убитых врагов, не удерживается от скорбных рыданий, и Гораций убивает ее в припадке гнева.
Камиль Коро создал представленный на выставке «Лесной пейзаж» во время первого пребывания в Италии в 1825-1828 годах. Художник точно схватывает впечатление от пронизанной солнцем листвы и камней, и кажется, что растительность и скалы неразрывно переплетены друг с другом. Наверно, из-за его каллиграфически точных движений рисунки Камиля Коро ценятся почти столь же высоко, как и законченные картины.
Во время пребывания Эжена Делакруа в Англии художник видел постановки Шекспира. Гамлет произвел на него особо сильное впечатление. В особенности сцена , показывающая Гамлета и Горацио на кладбище оставалась для Делакруа постоянным источником вдохновения в живописи, рисунке и печатной графике.
Оноре Домье считается одним из величайших мастеров карикатуры. Он высмеивал уродливые явления и политической жизни, и мелкобуржуазной среды. Именно поэтому рисунок сидящей девушки из собрания Альбертины представляется уникальным. «Портрет девушки Жанетт», кроме блестящего исполнения, примечателен тем, что это единственный известный графический портрет в творчествет Домье, исполненный с такой тщательностью и в таком формате.
На рисунке «Эмели Милле с кошкой» художник Жан-Франсуа Милле изобразил свою сестру. Портрет получился замечательный, ведь свое первое художественное образование Милле приобрел у двух мастеров портрета в Шербуре. После переезда в Барбизон в 1849 году Милле начал чаще обращаться к темам из деревенской жизни. Крестьянская среда, близкая ему с раннего детства, стала с той поры определяющей для его творчества. Я рассказала вам о выставке «Рисунки французских мастеров из музея Альбертина, Вена» в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Она работает до 15 февраля 2015 года по адресу ул.Волхонка, дом 12. Проезд до метро Кропоткинская. Стоимость билета для взрослых 300 рублей. Для людей с льготной категорией 150 рублей. Детям до 18 лет бесплатно.
Очень чувственные и живые рисунки. Спасибо, Валентина, за экскурсию!
Оксана, я рада, что Вам понравилось. Всегда жду в гости!
хороший обзор, понравилась галерея, картины просто загляденье!
Елена, приятно, что Вам понравилось!
Вот бы посмотреть всю коллекцию венского музея Альбертина. Большое спасибо за статью и фото,здорово.
Я думаю, Вам надо посетить Вену, а там, кроме Альбертины, еще что-нибудь посмотрите.
Прекрасная выставка, — спасибо, Валентина, за обзор! Мне тоже многие имена художников не знакомы, но как хорошо, что есть Ваш сайт!
Лада, это прекрасно, что Вам понравилось и Вы открыли для себя что-то новое.
Я не рискну сравнивать графику с живописью. Вещи не сравнимые. Это все равно, что сравнивать прозу с поэзией.
Как?
Да никак!
Есть проза и есть поэзия.
Есть графика и есть живопись.
И каждая по своему впечатляет! Сильные картины в этой подборке!
Графика — вид изобразительного искусства, так же как и живопись. И занимает свое достойное место, что и подтверждается такими экспозициями из Альбертины.
Спасибо, Валентина! Выставка прекрасная: так много выразительных портретов и не только! Очень понравились такие работы как»Девушка с сурком» и «Мальчик с вьющимися волосами». До этого мне было знакомо только имя Ватто, а теперь вы мой кругозор расширили. )))))
Елена, мне очень приятно, что Вам понравилось!
Мне всегда казалось, что графика даже более выразительна, чем живопись. Рисунки французских мастеров из музея Альбертина, , подтверждение этому. К сожалению, не знала имен этих художников, Мало нам приходится знакомиться с графикой. Валентина, большое вам спасибо за прекрасную экскурсию.
Елена, вы знаете, мне самой интересно ходить на выставки, чтобы знакомиться с новыми для меня мастерами живописи. Постепенно узнаешь все больше и больше и о живописи, и о художниках. Это по-настоящему захватывает.
Потрясающие картины по своей насыщенности и задумке. Спасибо!
Без преувеличения можно сказать — великолепная выставка!
«Голова мальчика с вьющимися волосами» очень красиво нарисована. Я обычно к портретам мало интереса проявляю, но тут много интересных, которые хочется разглядывать.
Я рада, что Вам понравилось!
Девушка с сурком и шаманщица — прямо одно лицо. Хорошая подборка рисунков французских мастеров, всегда приятно окунуться и приоткрыть ту историческую эпоху, которую отражают полотна художников.
Любовь, я долго стояла перед этими двумя картинами и искала отличия, как в известной игре :). Действительно, они очень похожи.
Сегодня день рождение Пушкина А.С. и по телеку показывали, что какое то Пушкинское сообщество отправило правительству франции, что то вроде требования, чтобы они извинились за убийство Пушкина. Картина «Герцог Альберт Саксен-Тешенский» мне почему то напомнила об этом)). Хотя времена вроде разные.
Извиниться за убийство — какое-то странное сочетание слов, не находишь? А пушкинские времена с портретом герцога, я думаю, разнятся где-то в столетие.
Странно конечно. Простить то их, вместе с Дантесом, уже давно простили, а Пушкина не вернуть. Франция все равно проигнорировала просьбу.
Наверно, потому что просьба несколько запоздала.
Надо же, а мне казалось, что раньше карандаш был не в цене, обычно картины старых мастеров написаны маслом или акварелью
Мне кажется, рисунки не так модны как картины маслом, они не так броски и небольшого размера. Но если тщательнее к ним приглядеться, то можно увидеть настоящее великое искусство, примером чего и является настоящая выставка знаменитых французских мастеров.
Наверно, не важно, что в руках талантливого художника — кисть или карандаш, главное, чтобы вдохновение его не покинуло, пока он творит. Но, выставка рисунков — довольно необычна, правда же?
Эллина, я сама не ожидала, что выставка рисунков произведет на меня столь сильное впечатление. Но видимо рисунки таких талантливых живописцев были собраны в коллекции, что все они вызывают море эмоций.
Валентина, спасибо за экскурсию, отдохнула душой, впечатлилась. Пока нет возможности путешествовать, заочные прогулки, отличный вариант узнать и увидеть много прекрасного!
Ох, какая же я темная личность. Ни одно из имен, представленных в коллекции венского музея Альбертина, мне не знакомо даже на слух. Благодаря вашим, Валентинам, статьям с чудесными иллюстрациями и я приобщаюсь к миру прекрасного. Спасибо огромное!
Елена, мне приятно это слышать, я ведь рассказываю о Прекрасном!
С удовольствием бы посмотрела всю коллекцию графики(более миллиона рисунков), однако и за это большое спасибо.
Наталья, тебе придется поехать в Вену и осуществить свое желание, там в музее Альбертина ты все увидишь.
«Портрет девушки Жанетт» — потрясающе красив, такая живая картина!
Оноре Домье был прекрасным портретистом, кроме других его достоинств. И этот портрет ему удался безусловно!