Главная » Зарубежные художники » Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения

Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения

Опять итальянцы покоряют нас своими картинами. Великолепная выставка «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии» представлена в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В небольшом зале всего четыре картины, но какие! Истинные шедевры Возрождения, а точнее эпохи Кватроченто, то есть Раннего Возрождения (вторая половина XV века).

Пьеро делла Франческа. Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами

Пьеро делла Франческа. Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами

В христианской традиции образ Богоматери находится в центре повествования о спасении. По преданию Матерь Божию запечатлел Евангелист Лука, а со временем иконы Богородицы заняли важнейшее место среди образов, которым поклоняются верующие. На иконах этого типа Богородица изображена стоящей или сидящей. На руках у Марии словно на троне восседает отрок Иисус, нередко его рука поднята в благословении. Иконография соответствует названию «Путеводительница»: Богоматерь указывает рукой на Иисуса как на спасение и одновременно подчеркивает, что является заступницей за людей перед Господом.

Пьеро делла Франческа. Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами

Пьеро делла Франческа. Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами

Центральной картиной экспозиции является полотно Пьеро делла Франческа (1412-1492) «Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами», или «Мадонна Сенигалья» (1491), из Национальной галереи Марке в Урбино. Рассматривая картину, надо обратить внимание на все детали, обозначающие символическую трактовку. Это и белая роза в руке Иисуса, и украшения из жемчуга и коралла.

Пьеро делла Франческа. Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами

Пьеро делла Франческа. Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами

По мнению специалистов, одеяние Младенца похоже на одежды античных философов, ткань, лежащая в плетеной корзинке, напоминает о занавеси Иерусалимского храма, разорвавшейся в момент смерти Иисуса. Изображение восседающей на троне Богородицы, которая держит на коленях Младенца и рядом с которой стоят два ангела, восходит к древним образцам V-VI веков.

Карло Кривелли. Мадонна с Младенцем

Карло Кривелли. Мадонна с Младенцем

Картину Карло Кривелли (1430/1435-1494/1495) поистине можно назвать драгоценной. Она небольшого размера (21 х 15,5 см), но насыщена богословским содержанием и символами, связанными с Иисусом Христом и Девой Марией. Яблоко напоминает о первородном грехе, огурец – о Воскресении, щегол, которого за веревочку держит Иисус, — символ Страстей, сидящий на сухой ветке дерева ворон – символ Земли, которая до прихода Иисуса была разоренной, а раскрытая раковина с моллюском в правой руке Младенца – аллегория Воплощения Христа в чреве Матери.

Карло Кривелли. Мадонна с Младенцем

Карло Кривелли. Мадонна с Младенцем

Подобный образ «Мадонны с Младенцем» из Анконы часто повторялся в работах Карло Кривелли. За парапетом из розового мрамора, на котором лежит раскрытый молитвенник и край узорчатого плаща, изображена Богоматерь с Младенцем. Над головой Марии гирлянда с фруктами, вдали изображен пейзаж, написанный с каллиграфической точностью. Возможно, это Назарет.

Карло Кривелли. Мадонна с Младенцем

Карло Кривелли. Мадонна с Младенцем

В Ферраре придворные художники, в том числе Козимо Тура (1433-1495) трудились вместе с выдающими мастерами декоративно-прикладного искусства. Сам Тура нередко подражал технике эмали, превращая свои небольшие картины в драгоценности. Подобный подход при создании образов Мадонны был вполне уместным, поскольку на христианском Востоке иконы украшались золотом, серебром и драгоценными камнями.

Козимо Тура. Мадонна Зодиака

Козимо Тура. Мадонна Зодиака

Козимо Тура. Мадонна Зодиака

Козимо Тура. Мадонна Зодиака

Показанная на выставке картина (около 1470 года) из венецианской Галереи Академии представляет собой домашний табернакль. (В католических храмах табернакль – это сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, богато украшенное резьбой, скульптурными изображениями). Сцена, в которой Мадонна пробуждает Младенца ото сна, явно связана с темой Воскресения и с темой судьбы Христа, родившегося, чтобы умереть ради спасения людей.

Козимо Тура. Мадонна Зодиака

Козимо Тура. Мадонна Зодиака

Козимо Тура. Мадонна Зодиака

Козимо Тура. Мадонна Зодиака

Картина также известна под названием «Мадонна зодиака», поскольку на фоне с левой стороны видны золотые знаки — Водолей, Рыбы,Стрелец и Дева. Справа изображения почти не сохранились. Картина насыщена символикой. Над полотком изображены два ангела, поддерживающие монограмму «IHS», которая отсылает к Святому Бернардину. Виноградные грозди и щегол символизируют Страсти Христовы, поползень и пробуждение Младенца символизируют Воскресение.

Козимо Тура. Мадонна Зодиака

Козимо Тура. Мадонна Зодиака

Мотив спящего Младенца был чрезвычайно популярен в искусстве итальянского Кватроченто. Эта тема встречается и в творчестве Джованни Беллини(1438/1440-1516) . После взятия Константинополя в 1453 году турками Мехмеда II в Венецию хлынули беженцы. Особенно многочисленной была греческая община. Они везли с собой спасенные иконы, с которыми связано дальнейшее возрождение интереса к Византии в искусстве Венеции, по крайней мере, у Джентиле Беллини, брата Джованни Беллини.

Джованни Беллини. Мадонна с красными херувимами

Джованни Беллини. Мадонна с красными херувимами

Джованни Беллини. Мадонна с красными херувимами

Джованни Беллини. Мадонна с красными херувимами

Картину кисти Джованни Беллини «Мадонна с Младенцем» (около 1490 года) также называют «Мадонна с херувимами». На полотне свет привлекает внимание к окружающей природе, что для того времени было новым. Приоткрытый ротик Младенца и внимательный взгляд Его Матери придают сцене исключительно интимный характер. Кажется, будто Иисус спрашивает Марию о своем будущем, а Мать с нежностью глядит на него, зная, что Его судьба связана с Любовью, которую предвещают херувимы.

Джованни Беллини. Мадонна с красными херувимами. Образ Мадонны

Джованни Беллини. Мадонна с красными херувимами

Икона – образ, создаваемый для религиозного поклонения, как на Востоке, так и на Западе, наводит на размышления о спасении через таинства Веры. Великие итальянские художники напоминают нам о таинствах Веры и Любви.

Джованни Беллини. Мадонна с красными херувимами

Джованни Беллини. Мадонна с красными херувимами

Выставка «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии» работает в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина до 22 февраля 2015 года по адресу ул.Волхонка, дом 12. Проезд до метро Кропоткинская. Стоимость билета для взрослых 300 рублей. Для людей с льготной категорией 150 рублей.  Детям до 18 лет бесплатно. Фотографии Татьяны Пелипейко

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 24
  1. Елена
    • Валентина Кирс
  2. Anna
    • Валентина Кирс
  3. Олег
    • Валентина Кирс
  4. Людмила
    • Валентина Кирс
  5. bytrina
    • Валентина Кирс
  6. Елена
    • Валентина Кирс
  7. Инна
    • Валентина Кирс
  8. Любовь
    • Валентина Кирс
  9. Елена Картавцева
    • Валентина Кирс
  10. Елена Бурова
    • Валентина Кирс
  11. Марина
    • Валентина Кирс
  12. Эллина
    • Валентина Кирс

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *