Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения
Опять итальянцы покоряют нас своими картинами. Великолепная выставка «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии» представлена в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В небольшом зале всего четыре картины, но какие! Истинные шедевры Возрождения, а точнее эпохи Кватроченто, то есть Раннего Возрождения (вторая половина XV века).
В христианской традиции образ Богоматери находится в центре повествования о спасении. По преданию Матерь Божию запечатлел Евангелист Лука, а со временем иконы Богородицы заняли важнейшее место среди образов, которым поклоняются верующие. На иконах этого типа Богородица изображена стоящей или сидящей. На руках у Марии словно на троне восседает отрок Иисус, нередко его рука поднята в благословении. Иконография соответствует названию «Путеводительница»: Богоматерь указывает рукой на Иисуса как на спасение и одновременно подчеркивает, что является заступницей за людей перед Господом.
Центральной картиной экспозиции является полотно Пьеро делла Франческа (1412-1492) «Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами», или «Мадонна Сенигалья» (1491), из Национальной галереи Марке в Урбино. Рассматривая картину, надо обратить внимание на все детали, обозначающие символическую трактовку. Это и белая роза в руке Иисуса, и украшения из жемчуга и коралла.
По мнению специалистов, одеяние Младенца похоже на одежды античных философов, ткань, лежащая в плетеной корзинке, напоминает о занавеси Иерусалимского храма, разорвавшейся в момент смерти Иисуса. Изображение восседающей на троне Богородицы, которая держит на коленях Младенца и рядом с которой стоят два ангела, восходит к древним образцам V-VI веков.
Картину Карло Кривелли (1430/1435-1494/1495) поистине можно назвать драгоценной. Она небольшого размера (21 х 15,5 см), но насыщена богословским содержанием и символами, связанными с Иисусом Христом и Девой Марией. Яблоко напоминает о первородном грехе, огурец – о Воскресении, щегол, которого за веревочку держит Иисус, — символ Страстей, сидящий на сухой ветке дерева ворон – символ Земли, которая до прихода Иисуса была разоренной, а раскрытая раковина с моллюском в правой руке Младенца – аллегория Воплощения Христа в чреве Матери.
Подобный образ «Мадонны с Младенцем» из Анконы часто повторялся в работах Карло Кривелли. За парапетом из розового мрамора, на котором лежит раскрытый молитвенник и край узорчатого плаща, изображена Богоматерь с Младенцем. Над головой Марии гирлянда с фруктами, вдали изображен пейзаж, написанный с каллиграфической точностью. Возможно, это Назарет.
В Ферраре придворные художники, в том числе Козимо Тура (1433-1495) трудились вместе с выдающими мастерами декоративно-прикладного искусства. Сам Тура нередко подражал технике эмали, превращая свои небольшие картины в драгоценности. Подобный подход при создании образов Мадонны был вполне уместным, поскольку на христианском Востоке иконы украшались золотом, серебром и драгоценными камнями.
Показанная на выставке картина (около 1470 года) из венецианской Галереи Академии представляет собой домашний табернакль. (В католических храмах табернакль – это сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, богато украшенное резьбой, скульптурными изображениями). Сцена, в которой Мадонна пробуждает Младенца ото сна, явно связана с темой Воскресения и с темой судьбы Христа, родившегося, чтобы умереть ради спасения людей.
Картина также известна под названием «Мадонна зодиака», поскольку на фоне с левой стороны видны золотые знаки — Водолей, Рыбы,Стрелец и Дева. Справа изображения почти не сохранились. Картина насыщена символикой. Над полотком изображены два ангела, поддерживающие монограмму «IHS», которая отсылает к Святому Бернардину. Виноградные грозди и щегол символизируют Страсти Христовы, поползень и пробуждение Младенца символизируют Воскресение.
Мотив спящего Младенца был чрезвычайно популярен в искусстве итальянского Кватроченто. Эта тема встречается и в творчестве Джованни Беллини(1438/1440-1516) . После взятия Константинополя в 1453 году турками Мехмеда II в Венецию хлынули беженцы. Особенно многочисленной была греческая община. Они везли с собой спасенные иконы, с которыми связано дальнейшее возрождение интереса к Византии в искусстве Венеции, по крайней мере, у Джентиле Беллини, брата Джованни Беллини.
Картину кисти Джованни Беллини «Мадонна с Младенцем» (около 1490 года) также называют «Мадонна с херувимами». На полотне свет привлекает внимание к окружающей природе, что для того времени было новым. Приоткрытый ротик Младенца и внимательный взгляд Его Матери придают сцене исключительно интимный характер. Кажется, будто Иисус спрашивает Марию о своем будущем, а Мать с нежностью глядит на него, зная, что Его судьба связана с Любовью, которую предвещают херувимы.
Икона – образ, создаваемый для религиозного поклонения, как на Востоке, так и на Западе, наводит на размышления о спасении через таинства Веры. Великие итальянские художники напоминают нам о таинствах Веры и Любви.
Выставка «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии» работает в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина до 22 февраля 2015 года по адресу ул.Волхонка, дом 12. Проезд до метро Кропоткинская. Стоимость билета для взрослых 300 рублей. Для людей с льготной категорией 150 рублей. Детям до 18 лет бесплатно. Фотографии Татьяны Пелипейко
Когда я смотрю на подобные работы старых итальянских мастеров, мне всегда кажется, что Мария с самого начала знала (чувствовала?), что с ее ребенком будет дальше…
Елена, у меня тоже возникает такое удивительное чувство, и оторваться от этих полотен просто невозможно.
Удивительная манера письма, и ведь правда, что детали и знаки часто остаются без внимания. Весь акцент забирают на себя главные герои картины.
Очень любопытно рассматривать отдельные детали, которые окружают главных героев. Эти детали о чем-то нам хотят рассказать, так пожелал живописец!
Эти работы действительно заслуживают достойного внимания. Талант — есть талант, его не скроешь.
Картины итальянских мастеров всегда вне конкуренции!
Прекрасные картины и статья очень понравилась. Спасибо! Хотелось бы увидеть все вживую.
Спасибо, Людмила! Картины на выставке Вам бы понравились еще больше. Они излучают необыкновенный свет и тепло, идущие от старых итальянских мастеров.
Эпоха возрождения дала нам много красивых произведений и конечно же картины, где изображена мадонна с младенцем.
Безусловно, Наталья, тема Богоматери с Младенцем всегда была одной из важнейших в живописи, и очень трепетной.
Интересные и необычные образы мадонны итальянцев эпохи возрождения. Каждый народ и эпоха передают свое виденье.
Тем более было интересно познакомиться с неизвестными итальянскими живописцами!
Очень интересная статья. Много новой и познавательной для меня информации. Спасибо за обзор.
Инна, всегда вам рада!
Очень живописные полотна художника Делла Франческа и его современников
Любовь, рада, что Вам понравились картины итальянских художников.
Я, как человек, воспитанный в эпоху атеизма, не обращала внимание на такие библейские сюжеты, как мадонна с младенцем. Поэтому интересно было узнать что-то для себя новое и познавательное.
Леночка, а ведь мы много потеряли, что нам не рассказывали о библейских сюжетах. Сколько картин и поэм написано на эти темы известными художниками и поэтами, а для нас все оставалось закрытой книгой!
Замечательная статья! На выставку непременно схожу. В начале января я была в Венеции в Галерее Академии и никак не могла найти картину Тура. Работник музея сказал, что ее увезли в Париж. А оказывается — в Москву.
Елена, раз Вы не смогли посмотреть Тура в Венеции, придется навестить его в Музее изобразительных искусств в Москве. Очереди нет сейчас, перед закрытием выставки всегда приходится постоять в очереди.
Необычные образы дала эпоха Возрождения миру. Спасибо за статью.
Марина, спасибо за отзыв.
Как много разных знаков на картинах, которые простому обывателю не прочесть.
Я постаралась по возможности рассказать об этих символах. Мы ведь многого не знаем, а тема интересная.