Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ) представляет сейчас замечательную выставку «Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний», которая знакомит нас с одной из малоизвестных граней искусства итальянского Возрождения. И не только потому, что творчество этого живописца и при жизни, и после смерти существовало в тени таких великих гениев эпохи, как Рафаэль, Леонардо, Микеланджело, Тициан. Показанные на выставке десять картин из итальянских собраний написаны в разные годы для провинции Марке, с которой была тесно связана вся жизнь художника.
Я хочу вам сказать, дорогие читатели, что войдя на выставку, я стояла, словно завороженная, перед картинами великого мастера. И потому мне очень хочется, чтобы прочитав мой рассказ и посмотрев на представленные здесь произведения художника, вы запомнили его, и, услышав где-нибудь его имя, представляли себе его чудесные работы.
Лоренцо Лотто – исключительная фигура на фоне итальянского искусства эпохи Ренессанса
Лоренцо Лотто родился около 1480 года в Венеции. В самой Венеции он не получил признания, хотя с полным правом может считаться одним из величайших живописцев своего времени. Из Венеции Лотто уехал еще в юном возрасте, и с тех пор художник был тесно связан с Северной Италией (городами Ломбардии и Венето) и областью Марке, расположенной в Центральной Италии. Художник рано удостоился высокой похвалы. В одном из документов 1505 года он назван «pictor celeberrimus» (прославленный художник), но произошло это за пределами Венеции – в городе Тревизо. Именно в провинции мастер в основном получал заказы, там он работал, ведя неустроенную жизнь до конца дней своих.
Художник не следовал принципам Джорджоне, не оглядывался на Тициана, он был верен лишь самому себе, с годами все острее ощущая, что его искусство чуждо родному городу. Все заметнее отдаляясь от классической Венеции, Лоренцо Лотто все больше интересовался мастерством великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Живописцы были знакомы. Их связывала духовная близость, и неудивительно, что многие картины итальянского художника окрашены чисто северной эмоциональностью.
В родной Венеции Лотто бывал лишь эпизодически. В конце декабря 1525 года он приехал туда из Бергамо, который заняли французские войска. Однако в Венеции он окунулся в атмосферу острого соперничества Порденоне и Тициана, который к тому времени уже создал свою знаменитую «Ассунту» для церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. В эту новую художественную реальность Лоренцо Лотто не вписался. В 1538 году он еще раз ненадолго приехал в Венецию, чтобы вскоре покинуть ее уже навсегда. Последние годы художник провел в провинции Марке, в Лорето, страдая от одиночества и бедности.
Лоренцо Лотто – исключительная фигура на фоне итальянского искусства эпохи Ренессанса. Гениальная одаренность мастера позволила ему раскрыть и воплотить в своих работах новые грани итальянского искусства первой половины XVI столетия, которое в широком сознании связано главным образом с классическим идеалом Рафаэля.
Пути от Лоренцо Лотто идут и в будущее, однако его влияние сказалось не столько в Венеции, сколько за ее пределами. По словам Роберто Лонги, известного итальянского историка искусства,
если бы время смогло по достоинству оценить революционную суть искусства Лотто и он занял бы место духовного пастыря живописцев, то тогда, возможно, венецианское искусство развивалось бы и в дальнейшем в направлении к Рембрандту, а не к Тинторетто.
Расположенная в Центральной Италии провинция Марке находится на восточном Адриатическом побережье Апеннинского полуострова. Некогда она представляла собой конгломерат небольших городов-государств, каждое из которых называлось «марка» — Марка Анконы, Марко Урбино и т.д. (итальянское слово «Марке» указывает на множественное число). На протяжении веков эта территория сохраняла тесные отношения с Венецианской республикой, которую называли царицей Адриатики. Эти контакты касались не только торговли и экономических отношений, но включали также и сферу искусства. Собственный вклад этой провинции в мощное культурное движение, переживаемое Италией в эпоху Возрождения, не было значительным. Там работали в основном приезжие – венецианские мастера. Во второй половине XV века Карло Кривелли, а с первого десятилетия XVI века Лоренцо Лотто.
В 1506 году Лотто впервые едет в Марке, где ему была заказана большая алтарная композиция для церкви Сан Доменико в Реканати. Впоследствии он возвратился туда не раз и там же, при храмовом комплексе Santa Casa (Святой дом Богородицы) в Лорето, он и закончил свои дни. Полученные им в Марках заказы на выполнение живописных произведений состоят почти исключительно из произведений религиозного характера, предназначенных для церквей. На выставке можно видеть картину «Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и Святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом, Матфеем и Лаврентием» (Анкона, Городская пинакотека), которая является образцом монументальной алтарной композиции мастера.
Работы Лоренцо Лотто
Некоторые из представленных на выставке работ, такие как «Св.Рох» (Урбино, Национальная галерея) или створки с изображением «Девы Марии из Благовещения» и «Ангела из благовещения» (Йези, Городская пинакотека), в прошлом были частями алтарных композиций, которые дошли до нас во фрагментах. Укажем также на работы, посвященные религиозной тематике, но написанные не для церквей, а как молельные образы для частных лиц. Это «Святое Семейство со Св.Екатериной Александрийской» (Бергамо, Академия Каррара), «Мадонна с Младенцем» (Рим. Квиринальский дворец).
Также для частного лица была исполнена и картина «Мистическое обручение Св.Екатерины» (Бергамо, Академия Каррара), на которой рядом с Мадонной представлен заказчик произведения Николо Бонги. За фигурами художник поместил, по рассказам современников, великолепный пейзаж с видом на гору Синай. Но при оккупации французскими солдатами Бергамо один из них вырезал этот пейзаж и увез с собой. В отличие от ранее названных, это полотно, одно из выдающихся созданий мастера, было написано для Бергамо, для которого Лоренцо Лотто выполнил большое число работ.
Художник создал обширную галерею портретов и по праву считается одним из ведущих мастеров этого жанра. Об этой стороне творчества мастера дает представление знаменитый «Портрет Лючины Брембати» (Бергамо, Академия Каррара), который, как и предыдущая работа, был написан в Бергамо. В то же время для провинции Марке художник не написал ни одного портрета. Лоренцо Лотто умер около 1556 года, вероятно, в Лоретто.
В России находится всего две работы Лоренцо Лотто. Это «Мадонна с Младенцем» — Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, и «Портрет супругов» в собрании Государственного Эрмитажа.
Музей изобразительных искусств не впервые знакомит зрителей с работами Лоренцо Лотто, но никогда прежде его творчество не было представлено столь полно, как на данной выставке, где можно видеть произведения, редко покидавшие пределы Италии.
Выставка открыта до 10 февраля 2013 года.
Все картины кликабельны.
Я недавно начал присматриваться к живописи и понял каким дураком был раньше, что не обращал на это внимание. Спасибо за такие чудесные статьи!
Живые мадонны, в истинно материнском обличье! До сих пор такая энергетика чистая у полотен! Художник верил в их святость и влияние на все вокруг.
Не много я художников знаю, но Лоренцо Лотто точно слышал и видел уже его работы. Они все, художники эпохи Ренессансе, похоже на религиозные темы писали?
Да, Александр, такое было время. Художникам делали заказы украшать храмы. Но они уже начинали писать портреты.
Да, художник потрясающий! Каждый человек у него со своим характером. Люблю портреты. А на остальных картинах живые люди, нет ничего застывшего, всё в движении — это прямо завораживает.
Ольга, Вы все совершенно правильно подметили. И еще у этого необыкновенного художника удивительные краски. Невозможно понять, как за пять столетий они так сохранились !
Вот это настоящее искусство. Все на них как живое.
Андрей, это действительно так, потому что Лоренцо Лотто — великий и гениальный художник!
Красивые картины. Талантливый художник. Больше и слов не надо.
Добрый день, Татьяна! Несмотря на 500 лет, прошедшие с их создания, в них чувствуется особая притягательность и харизма. Сразу, как только входишь в зал, где они развешаны!
Валюша, чудесная выставка, прекрасные картины итальянского художника. Жду продолжения!
Олечка, привет! Выставка замечательная, очень советую наведаться. Получишь огромное удовольствие, это обязательно!
Картины, конечно, сильные. Мне нравится смотреть на людей прошлого, у них были свои идеалы красоты. Теперь бы их не поняли.
Ольга, будем стараться, чтобы и в наше время было побольше людей, стремящихся понимать идеалы красоты 😉
Даже самый выдающийся художник может чем-то не угодить сильному миру сего и по этой причине стать не популярным, да ещё при наличии не менее талантливых. Так могло произойти и с Лоренцо Лотто.
Святослав, вполне с Вами согласна. В истории мы знаем много тому примеров.
не большой знаток искусства, удивляюсь правда красоте и дома картину повесил из Омска, откуда сам корнями
Здравствуйте! Рада Вас приветствовать на своем сайте. Обживайтесь, полюбуйтесь на картины, и знатоком быть вовсе необязательно!
Великолепные картины, спасибо, Валентина, что знакомите с такими шедеврами. Нам в провинции это к сожалению недоступно, с помощью Вас будем узнавать.
Людмила, я буду стараться выбирать для Вас всё самое прекрасное!
Потрясающе! 500 лет этим произведениям искусств! Была бы возможность — посмотрела бы в музее.
Татьяна, конечно, в Музее изобразительных искусств в Москве всегда интересно побывать, все выставки великолепные. Но пока нет возможности — жду Вас на моем сайте :).
Великолепные работы у Лотто. Было интересно узнать о художнике. Вы несете красоту в массы! 😉
Какие краски великолепные. Интересно было узнать о таком величайшем художнике. Вы несете красоту в массы! 😉
Спасибо огромное, Виталий! Когда посмотришь на такие замечательные произведения искусства, то откуда-то появляется сильное чувство (видимо, вдохновение :)) и хочется всем рассказать о необыкновенной красоте, которую создали гениальные мастера!
Восхитительная кисть у Лотто. Работы не потеряли цвет, некую таинственность того времени.
Наталья, я была просто потрясена, когда вошла в зал с картинами Лотто. Я просто не ожидала такого яркого впечатления. Особенно мне понравились Ангел и Дева Мария из Благовещения. Ведь Лоренцо практически не смешивал краски. Ангел получился какой-то воздушный, парящий. Ведь пятьсот лет прошло, а картины очаровывают! Чудо!
Добрый вечер.
Вы пишите картины или просто они вам нравятся…
Дмитрий, картин я не пишу. Я люблю посещать выставки и музеи. И раз уж появился сайт, то почему бы не поделиться с друзьями своими впечатлениями!
Лоренцо Лотто — гениальный художник, только благодаря таким открывателям как Вы, появилась возможность узнать о нем и о многих других роскошных произведениях искусства и их авторах, спасибо.
Здравствуйте, Рашида! Я рада, что Вы по достоинству оценили итальянского художника Лоренцо Лотто. Заходите в гости!
Всё таки как здорово сейчас развивается информационный поток. Раньше когда в художественной школе училась трудно было найти информацию о картинах и их авторах, только в библиотеках и дорогих книгах!
Надежда, интернет — наш великий помощник! Только бы он нас не поглотил окончательно и бесповоротно!
и я тебя — прикинь? ты такая роднулечка стала
Вот такие чудеса происходят в интернете!
Да, он очень известный художник. Радуюсь, словно он мой соотечественник. Чудеса:)
Нина, я считаю, Лотто — гениальный художник, но по каким-то причинам не очень признанный :(. Как хорошо, что я тебя порадовала!
Валентина, у Вас отличный сайт.По доброй традиции выпускников школы Твой старт получите награду сайта.
Здравствуйте, Александр! Спасибо за высокую оценку.
чмокушки тебя)))
Лисенок, обожаю тебя!
Картины то красивые,но дети не пойми какие. Какие-то другие, а не как в наше время
Алексей, так ведь 500 лет прошло. Многое изменилось! А дети особенно!
Очень красивые картины. Эпоха ренессанса в целом отличается великолепным искусством
Ирина, рада Вас приветствовать на своем сайте. Искусство ренессанса мое пристрастие тоже!
Никогда не слышала об этом художнике, а работы у него очень интересные…
Это вполне понятно, Ольга. Ведь это малоизвестный итальянский художник, но талантом не уступающий самому Тициану.
Картины просто потрясающие. Не понимаю, почему не получил признание в Венеции. Куда смотрели венецианцы, они что были слепые?
Василий, так бывает в жизни. Видимо, Тициан смог разрекламировать себя, выражаясь современным языком, и затмить гениальность Лоренцо Лотто.
нормально так — талант
Ларик, ты, как всегда, ухватила!
С талантом не поспориш. Поистине он очень талантлив и картины словно живые, а какой взгляд у самого художника! Недавно мы были в Увре в Париже, вот где красота, у меня было такое чувство, что из соседнего зала сейчас появятся мушкетеры.
Людмила, я тоже думаю, какая тайна здесь сокрыта. Ведь 500 лет прошло, как эти картины написаны, а от них какое-то необыкновенное сияние исходит, Потрясающее явление!