Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом
В Москве в Музее изобразительных искусств им.Пушкина открыта потрясающая масштабная выставка, которую никак нельзя пропустить, — «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом». Жизнь и творчество одного из крупнейших мастеров немецкого искусства Лукаса Кранаха Старшего и его сыновей Ганса и Лукаса Младшего неотделимы от истории Германии конца XV-XVI века, от культуры страны в период Возрождения и Реформации в Европе.
![Лукас Кранах Старший](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/1Lukas-Kranah-Starshiy.-Venera-i-Amur.-Sankt-Peterburg-Gosudarstvennyiy-E`rmitazh.jpg)
Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Кранахи
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Кранах изобразил античную богиню красоты и любви обнаженной, ее бедра обвиты прозрачной лентой. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Картина создана в 1509 году, когда Кранах был придворным художником курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого. В 1504 году Фридрих призвал ко двору в Виттенберге тридцатилетнего живописца, уже известного в Вене своими портретами и пейзажами. В то время для курфюрста работали такие знаменитые мастера, как Якопо де Барбари и Альбрехт Дюрер.
Появлению эрмитажной картины «Венера и Амур» предшествовали композиции Дюрера «Ева и Адам», находящиеся сейчас в Музее Прадо в Мадриде. Кранах заимствовал у Дюрера черный фон, эффектно оттеняющий светлую кожу человеческого тела. Но если Дюрер был первым немецким мастером, изобразившим обнаженных библейских персонажей в рост, то Кранах стал первым художником севернее Альп, создавшим изображение языческой богини. В Германии начала XVI века такая композиция на светский сюжет была революционной.
![Лукас Кранах Старший](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/2Lukas-Kranah-Starshiy.-ZHenskiy-portret.-Sankt-Peterburg-Gosudarstvennyiy-E`rmitazh.jpg)
Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Кранахи. Женский портрет
Меня привлек «Женский портрет» работы Кранаха Старшего. Предполагают, что это Сибилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского, у которого Кранах состоял на службе. Ему доверили воспитание юного Иоганна Фридриха. И в 1526 году художник во главе Саксонского посольства прибыл ко двору курфюрста Иоганна III Миротворца в Бранденбурге, чтобы посватать его дочь Сибиллу за своего воспитанника.
Девушка стоит на фоне темного занавеса, сложив перед собой руки с переплетенными пальцами, украшенными массивными кольцами. На шее ожерелье в форме обруча с драгоценными канями, на грудь спускаются стружечные деревянные цепи. Тип лица Сибиллы с тех пор не только повторяется в ее многочисленных портретах, вышедших из мастерской Кранаха, но и встречается в образах его библейских и мифологических персонажей.
![Кранахи](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/3Lukas-Kranah-Starshiy-i-masterskaya.-Portret-damyi-s-yablokom.-Praga.-Kartinnaya-galereya-Prazhskogo-grada.jpg)
Лукас Кранах Старший и мастерская. Портрет дамы с яблоком. Прага. Картинная галерея Пражского града
Обратите внимание, мои любезные читатели, на «Портрет дамы с яблоком». Есть различия: на голове дамы — украшенный жемчужными нитями чепчик, признак замужней женщины, на шее и груди золотые цепи.
![Кранахи](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/4-Lukas-Kranah-Starshiy.-Neravnaya-para-Bogatyiy-krestyanin-i-molodaya-kurtizanka.-Moskva-sobranie-Svetlanyi-Antonovoy.jpg)
Лукас Кранах Старший. Неравная пара (Богатый крестьянин и молодая куртизанка). Москва, собрание Светланы Антоновой
Вот еще любопытная картина «Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка)» из мастерской Кранаха Старшего. Куртизанка протягивает руки к дорожной сумке поклонника, и тот достает из нее деньги.
Кранахи. Мадонна с Младенцем
![Кранахи](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/5Lukas-Kranah-Starshiy.-Madonna-i-Mladenets-s-grozdyu-vinograda.-Madrid-Muzey-Tissena-Bornemisyi.jpg)
Лукас Кранах Старший. Мадонна и Младенец с гроздью винограда. Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы
Картина «Мадонна и Младенец с гроздью винограда» из собрания Музея Тиссена-Борнемисы занимает почетное место среди кранаховских изображений Мадонны с Младенцем на фоне пейзажа. В сочетании красного и синего цветов одеяния Мадонны угадывается хорошее знакомство с творчеством Перуджино и молодого Рафаэля.
![Кранахи](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/6Lukas-Kranah-Starshiy.-Madonna-s-Mladentsem-pod-yabloney.-Sankt-Peterburg-Gosudarstvennyiy-E`rmitazh.jpg)
Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем под яблоней. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
А вот посмотрите на «Мадонну с Младенцем под яблоней». Кранах необычно часто для лютеранина писал образ Мадонны. Лютер, с которым дружил художник, относился к этому терпимо. Видимо, большинство заказчиков было католиками. Живописец и его мастерская едва справлялись с заказами, хотя в Виттенберге у Кранаха работали до 10-12 подмастерьев и 3-4 ученика.
Распущенные вьющиеся волосы Мадонны лежат на плечах, словно накидка. Лицо с узкими глазами и широким открытым лбом выработанному в Виттенберге идеалу женской красоты. Мадонна нежно прижимает к себе ребенка, как бы опасаясь выпустить его в мир.
![Кранахи](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/7Lukas-Kranah-Starshiy.-Madonna-s-Mladentsem-Madonna-v-vinogradnike.-Moskva-GMII-im.A.S.Pushkina.jpg)
Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике). Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина
Каждая деталь картины «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)» исполнена глубокого иносказательного смысла, хорошо понятного современникам художника. Виноград в руке Богоматери говорит о человеческом воплощении Христа. Гора означает духовное возвышение над мирской суетой.
![Кранахи](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/8Lukas-Kranah-Starshiy.-Misticheskoe-obruchenie-svyatoy-Ekaterinyi-Aleksandriyskoy-so-svyatyimi-Doroteey-Margaritoy-i-Varvaroy.-Budapesht-Muzey-izyashhnyih-iskusstv.jpg)
Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой. Будапешт, Музей изящных искусств
Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. После принятия крещения у Екатерины случилось мистическое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Младенцем Христом и Богоматерью. Иисус надел на ее палец кольцо и назвал Своей невестой, что означало ее духовную связь со Всевышним.
![Кранахи](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/9-Lukas-Kranah-Starshiy.-Hristos-i-Deva-Mariya-ili-Mariya-Magdalina.-Gota-Fond-zamka-Fridenshtayn.jpg)
Лукас Кранах Старший. Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина). Гота, Фонд замка Фриденштайн
Христос и Дева Мария
Совершенно необычна для нашего взгляда картина Лукаса Кранаха Старшего «Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина)». Изображение 33-летнего Христа рядом с молодой Богоматерью с непокрытой головой вступало в открытое и принциапиальное противоречие с христианской теологической доктриной, согласно которой именно сопоставление Божьей Матери и маленького Христа на ее руках служило прямым напоминанием о непорочном зачатии. Поэтому в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной, и в целом картина символизирует их мистический брак.
Кранахи. Грехопадение
![Кранахи](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/10Lukas-Kranah-Starshiy.-Adam-i-Eva.-Grehopadenie.-Moskva-GMII-im.A.S.Pushkina.jpg)
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина
Картина «Адам и Ева. Грехопадение» входит в собрание Государственного Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. В сознании людей той эпохи грехопадение было связано с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни.
![Кранахи](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/11Lukas-Kranah-Starshiy.-Grehopadenie-izgnanie-iz-Raya-i-iskupitelnaya-zhertva-Allegoriya-Vethogo-i-Novogo-Zaveta.-Gota-Fond-zamka-Fridenshtayn.jpg)
Лукас Кранах Старший. Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва (Аллегория Ветхого и Нового Завета). Гота, Фонд замка Фриденштайн
На картине «Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового завета) Лукас Кранах Старший изобразил эпизоды из Ветхого и Нового Завета и пояснил их фрагментами библейских текстов. Эта работа служит назидательной иллюстрацией основополагающей идеи лютеранского учения о греховности человечества, когда строгое следование десяти заповедям Моисея не в состоянии противостоять первородному греху.
![Кранахи](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/12Lukas-Kranah-Starshiy.-Plodyi-revnosti-Serebryanyiy-vek.-Moskva-GMII-im.-A.S.Pushkina.jpg)
Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина
История происхождения картины «Плоды ревности (Серебряный век)» символична. В середине XIX столетия она находилась в веймарском собрании Христиана Шухардта, выдающего немецкого ученого. В 1891 году, сменив нескольких владельцев в Вене, была приобретена Дмитрием Ивановичем Щукиным — известным московским коллекционером.
На картине обнаженные фигуры размещены на переднем плане, в передаче их поз и жестов видны элементы аристократической манерности. Видимо, сюжет был подсказан художнику его друзьями-гуманистами из Виттенбергского университета, которые полагали, что праведная земная жизнь и богоугодные дела способны после смерти возвратить душу человека в потерянный прародителями рай.
Кранахи. Библейские истории
![Кранахи](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/13Lukas-Kranah-Starshiy-i-masterskaya.-YUdif-na-piru-v-lagere-Oloferna.-Gota-Fond-zamka-Fridenshtayn.jpg)
Лукас Кранах Старший и мастерская. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. Гота, Фонд замка Фриденштайн
Парные картины «Юдифь на пиру в лагере Олоферна» и «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» из старого собрания замка Фриденштайн в Готе впервые упомянуты в инвентаре 1644 года. Предполагают, что ассистентом художника был его старший сын Ганс Кранах. Иоганн Ганс Кранах умер в возрасте 24-х лет в Болонье во время путешествия по Италии.
Христианские богословы трактовали библейскую историю иудейки Юдифи, обезглавившей вождя ассирийского войска Олоферна, защищая свой народ, как символическую победу чистоты и смирения над похотью и гордыней. В Италии эпохи Возрождения Юдифь чаще всего представляли как молодую прекрасную женщину с мечом в правой руке и отрубленной головой Олоферна в левой. Рядом было принято изображать старуху-служанку для различия с Саломеей, одинокой юной особы, держащей серебряное блюдо с головой Иоанна Крестителя.
![Кранахи](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/14Lukas-Kranah-Starshiy-i-masterskaya.-YUdif-obezglavlivayushhaya-Oloferna.-Gota-Fond-zamka-Fridenshtayn.jpg)
Лукас Кранах Старший и мастерская. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Гота, Фонд замка Фриденштайн
На картине Олоферн чертами лица и характерным фасоном щегольски сдвинутой набок широкополой шляпы напоминает Карла V, императора Священной Римской империи, ревностного католика и злейшего врага саксонского курфюрста Иоганна Твердого, на службе у которого состоял Кранах. В протестантских кругах поступок библейской героини Юдифи воспринимался как символ отважного тираноубийства, противостояние германских вольных городов религиозной экспансии Карла V.
![Кранахи](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/15Lukas-Kranah-Starshiy-i-masterskaya.-Hristos-i-greshnitsa.-Budapesht-Muzey-izyashhnyih-iskusstv.jpg)
Лукас Кранах Старший и мастерская. Христос и грешница. Будапешт, Музей изящных искусств
Картина «Христос и грешница» ведет происхождение из собрания австро-венгерского рода князей Эстерхази. Назидательная история о Христе и грешнице, получившая распространение в искусстве стран Западной Европы начиная со второй половины XV столетия, основана на тексте Евагелия от Иоанна:
Книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?.. Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
Христианские богословы обычно трактовали этот евангельский эпизод как проявление Божественной милости и всепрощения искренне раскаявшихся, как победу добра над злом. Особое значение такая интерпретация имела для лютеранской морали.
![Кранахи](https://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2016/03/16Posledovatel-Lukasa-Kranaha-Starshego-Lukas-III-Kranah.-Poklonenie-volhvov.-Moskva-GMII-im.A.S.Pushkina.jpg)
Последователь Лукаса Кранаха Старшего (Лукас III Кранах). Поклонение волхвов. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина
Лукас Кранах Старший
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Он отличался плодовитостью и предприимчивостью, организовал процветавшую более столетия мастерскую, которая со временем перешла к его сыну Лукасу Младшему, а затем — к внуку и правнуку. Но главное, Кранах создал необычайно индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» представлено сорок восемь живописных и более пятидесяти графических работ из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций.
Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» открыта до 15 мая, а затем она продолжит работу в Эрмитаже с 8 июня по 11 сентября 2016 года. Прошу вас, не тяните до закрытия выставки, а то получится, как на выставке Валентина Серова — придется ломать двери музея. Если вы приобретете билет на выставку через систему электронного заказа, то сможете пройти в музей без очереди в течение пяти дней, начиная с даты, указанной на билете.
Спасибо, Валентина, за очередное приобщение к искусству, картины Кранахи — настоящие шедевры.
Анатолий, совершенно с Вами согласна. Удивительная выставка!
Шикарные картины! Просто шикарные!
Вера, всегда Вам рада, заходите!
Великолепные полотна мадонны с младенцем, особенно удачно воплощенные данным художником.
Я любовалась на выставке этими картинами Мадонны с Младенцем, почти иконами, вдохновенными, духовными.
Тема неравного брака всегда была и, видимо, еще долго будет популярной. Почему-то сразу свадьба в Чечне вспомнилась, о которой много писали в интернете и показывали по телевизору
Мне тоже вспомнилась эта свадьба в Чечне, видимо, потому что о ней так много говорили и показывали. Ничего похожего за последнее время не припоминаю.
Спасибо за такую замечательную экскурсию! Как будто лично на выставке побывала, да ещё и с очень интересным экскурсоводом.
Олли, это прекрасно, что Вам понравилось! Искусство Кранахов великолепно!
Валентина, спасибо за такую подробную экскурсию. В музей попасть не все могут, но Вы дали возможность познакомиться с творчеством Кранахов
Ирина, я стараюсь рассказать о выставке подробнее, а также о своих эмоциях не забываю 🙂
Такие шедевры живописи можно смотреть бесконечно, но увидеть воотчию, когда предоставилась такая возможность, это просто потрясающе!
Любовь, мне кажется надо смотреть и воочию, и в иллюстрациях, и на конфетах :). Пусть искусство остается у нас внутри навсегда!
Образ Сибилла действительно явно просматривается в женских образах. Юношеская влюбленность?
Видимо, повлияла юношеская влюбленность на самом деле 🙂
Какие замечательные картины из библейской жизни вот смотрю на них и представляю каким же был мастер, что такое смог нарисовать, да и сама жизнь была сосем другой, не то что нынешнее время.
Наталья, я тоже люблю смотреть на картину и представлять, что это было за время, какое окружение было у живописца, каковы нравы общества.
Действительно, очень интересная подборка! Спасибо! 🙂
Я рада, что Вам понравилось, Маргарита!
Спасибо, Валентина за статью-знакомство с работами потрясающей выставки. Знакомство с прекрасным, в основном,у меня сейчас происходит благодаря Вашему сайту.
Лидия, заходите, всегда Вам рада!
Да картины своего рода поразительны и как то завораживают когда смотришь на них. Спасибо за прекрасную подборку.
Сергей, спасибо за добрые слова! Заходите еще!
Хороший обзор, я если честно полагал. что Лукас Карнах был один, а это оказывается целая династия
Совершенно верно, Иван, Кранахов было несколько. Ценность выставки в том и состоит, что собрали картины нескольких поколений Кранахов. Работы привезли из музеев разных стран. И это многообразие потрясает своей гениальностью.
Женщина с ребенком почти на всех картинах. И написаны они в каком-то едином стиле. Неожиданно как-то смотрятся. Что-то в этом есть
Я так специально подбирала картины, чтобы можно было их разглядеть и сравнить. На выставке много разных работ, в том числе и рисунки.
Огромное спасибо за прекрасный пост! Поразили глаза Христа на картине, где он изображен с Марией. Мне кажется, что он — с Марией Магдалиной. Все-таки существовала апокрифическая традиция, которая связывала их узами брака.
Мария, я тоже считаю, что это Мария Мамгдалина. Есть такая теория, что именно Мария Магдалина была его самым близким и способным учеником, и должна была стать главным апостолом после смерти Христа, но Петр не позволил этому совершиться. Во всяком случае, эта картина тоже говорит о близких отношениях Иисуса Христа и Марии Магдалины.
Интересные полотна и взгляды на них. Здорово все описано.
Спасибо, Иван, заходите еще. Всегда Вам рада!