Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом
В Москве в Музее изобразительных искусств им.Пушкина открыта потрясающая масштабная выставка, которую никак нельзя пропустить, — «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом». Жизнь и творчество одного из крупнейших мастеров немецкого искусства Лукаса Кранаха Старшего и его сыновей Ганса и Лукаса Младшего неотделимы от истории Германии конца XV-XVI века, от культуры страны в период Возрождения и Реформации в Европе.
Кранахи
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Кранах изобразил античную богиню красоты и любви обнаженной, ее бедра обвиты прозрачной лентой. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Картина создана в 1509 году, когда Кранах был придворным художником курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого. В 1504 году Фридрих призвал ко двору в Виттенберге тридцатилетнего живописца, уже известного в Вене своими портретами и пейзажами. В то время для курфюрста работали такие знаменитые мастера, как Якопо де Барбари и Альбрехт Дюрер.
Появлению эрмитажной картины «Венера и Амур» предшествовали композиции Дюрера «Ева и Адам», находящиеся сейчас в Музее Прадо в Мадриде. Кранах заимствовал у Дюрера черный фон, эффектно оттеняющий светлую кожу человеческого тела. Но если Дюрер был первым немецким мастером, изобразившим обнаженных библейских персонажей в рост, то Кранах стал первым художником севернее Альп, создавшим изображение языческой богини. В Германии начала XVI века такая композиция на светский сюжет была революционной.
Кранахи. Женский портрет
Меня привлек «Женский портрет» работы Кранаха Старшего. Предполагают, что это Сибилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского, у которого Кранах состоял на службе. Ему доверили воспитание юного Иоганна Фридриха. И в 1526 году художник во главе Саксонского посольства прибыл ко двору курфюрста Иоганна III Миротворца в Бранденбурге, чтобы посватать его дочь Сибиллу за своего воспитанника.
Девушка стоит на фоне темного занавеса, сложив перед собой руки с переплетенными пальцами, украшенными массивными кольцами. На шее ожерелье в форме обруча с драгоценными канями, на грудь спускаются стружечные деревянные цепи. Тип лица Сибиллы с тех пор не только повторяется в ее многочисленных портретах, вышедших из мастерской Кранаха, но и встречается в образах его библейских и мифологических персонажей.
Обратите внимание, мои любезные читатели, на «Портрет дамы с яблоком». Есть различия: на голове дамы — украшенный жемчужными нитями чепчик, признак замужней женщины, на шее и груди золотые цепи.
Вот еще любопытная картина «Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка)» из мастерской Кранаха Старшего. Куртизанка протягивает руки к дорожной сумке поклонника, и тот достает из нее деньги.
Кранахи. Мадонна с Младенцем
Картина «Мадонна и Младенец с гроздью винограда» из собрания Музея Тиссена-Борнемисы занимает почетное место среди кранаховских изображений Мадонны с Младенцем на фоне пейзажа. В сочетании красного и синего цветов одеяния Мадонны угадывается хорошее знакомство с творчеством Перуджино и молодого Рафаэля.
А вот посмотрите на «Мадонну с Младенцем под яблоней». Кранах необычно часто для лютеранина писал образ Мадонны. Лютер, с которым дружил художник, относился к этому терпимо. Видимо, большинство заказчиков было католиками. Живописец и его мастерская едва справлялись с заказами, хотя в Виттенберге у Кранаха работали до 10-12 подмастерьев и 3-4 ученика.
Распущенные вьющиеся волосы Мадонны лежат на плечах, словно накидка. Лицо с узкими глазами и широким открытым лбом выработанному в Виттенберге идеалу женской красоты. Мадонна нежно прижимает к себе ребенка, как бы опасаясь выпустить его в мир.
Каждая деталь картины «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)» исполнена глубокого иносказательного смысла, хорошо понятного современникам художника. Виноград в руке Богоматери говорит о человеческом воплощении Христа. Гора означает духовное возвышение над мирской суетой.
Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. После принятия крещения у Екатерины случилось мистическое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Младенцем Христом и Богоматерью. Иисус надел на ее палец кольцо и назвал Своей невестой, что означало ее духовную связь со Всевышним.
Христос и Дева Мария
Совершенно необычна для нашего взгляда картина Лукаса Кранаха Старшего «Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина)». Изображение 33-летнего Христа рядом с молодой Богоматерью с непокрытой головой вступало в открытое и принциапиальное противоречие с христианской теологической доктриной, согласно которой именно сопоставление Божьей Матери и маленького Христа на ее руках служило прямым напоминанием о непорочном зачатии. Поэтому в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной, и в целом картина символизирует их мистический брак.
Кранахи. Грехопадение
Картина «Адам и Ева. Грехопадение» входит в собрание Государственного Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. В сознании людей той эпохи грехопадение было связано с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни.
На картине «Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового завета) Лукас Кранах Старший изобразил эпизоды из Ветхого и Нового Завета и пояснил их фрагментами библейских текстов. Эта работа служит назидательной иллюстрацией основополагающей идеи лютеранского учения о греховности человечества, когда строгое следование десяти заповедям Моисея не в состоянии противостоять первородному греху.
История происхождения картины «Плоды ревности (Серебряный век)» символична. В середине XIX столетия она находилась в веймарском собрании Христиана Шухардта, выдающего немецкого ученого. В 1891 году, сменив нескольких владельцев в Вене, была приобретена Дмитрием Ивановичем Щукиным — известным московским коллекционером.
На картине обнаженные фигуры размещены на переднем плане, в передаче их поз и жестов видны элементы аристократической манерности. Видимо, сюжет был подсказан художнику его друзьями-гуманистами из Виттенбергского университета, которые полагали, что праведная земная жизнь и богоугодные дела способны после смерти возвратить душу человека в потерянный прародителями рай.
Кранахи. Библейские истории
Парные картины «Юдифь на пиру в лагере Олоферна» и «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» из старого собрания замка Фриденштайн в Готе впервые упомянуты в инвентаре 1644 года. Предполагают, что ассистентом художника был его старший сын Ганс Кранах. Иоганн Ганс Кранах умер в возрасте 24-х лет в Болонье во время путешествия по Италии.
Христианские богословы трактовали библейскую историю иудейки Юдифи, обезглавившей вождя ассирийского войска Олоферна, защищая свой народ, как символическую победу чистоты и смирения над похотью и гордыней. В Италии эпохи Возрождения Юдифь чаще всего представляли как молодую прекрасную женщину с мечом в правой руке и отрубленной головой Олоферна в левой. Рядом было принято изображать старуху-служанку для различия с Саломеей, одинокой юной особы, держащей серебряное блюдо с головой Иоанна Крестителя.
На картине Олоферн чертами лица и характерным фасоном щегольски сдвинутой набок широкополой шляпы напоминает Карла V, императора Священной Римской империи, ревностного католика и злейшего врага саксонского курфюрста Иоганна Твердого, на службе у которого состоял Кранах. В протестантских кругах поступок библейской героини Юдифи воспринимался как символ отважного тираноубийства, противостояние германских вольных городов религиозной экспансии Карла V.
Картина «Христос и грешница» ведет происхождение из собрания австро-венгерского рода князей Эстерхази. Назидательная история о Христе и грешнице, получившая распространение в искусстве стран Западной Европы начиная со второй половины XV столетия, основана на тексте Евагелия от Иоанна:
Книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?.. Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
Христианские богословы обычно трактовали этот евангельский эпизод как проявление Божественной милости и всепрощения искренне раскаявшихся, как победу добра над злом. Особое значение такая интерпретация имела для лютеранской морали.
Лукас Кранах Старший
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Он отличался плодовитостью и предприимчивостью, организовал процветавшую более столетия мастерскую, которая со временем перешла к его сыну Лукасу Младшему, а затем — к внуку и правнуку. Но главное, Кранах создал необычайно индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» представлено сорок восемь живописных и более пятидесяти графических работ из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций.
Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» открыта до 15 мая, а затем она продолжит работу в Эрмитаже с 8 июня по 11 сентября 2016 года. Прошу вас, не тяните до закрытия выставки, а то получится, как на выставке Валентина Серова — придется ломать двери музея. Если вы приобретете билет на выставку через систему электронного заказа, то сможете пройти в музей без очереди в течение пяти дней, начиная с даты, указанной на билете.
Спасибо, Валентина, за очередное приобщение к искусству, картины Кранахи — настоящие шедевры.
Анатолий, совершенно с Вами согласна. Удивительная выставка!
Шикарные картины! Просто шикарные!
Вера, всегда Вам рада, заходите!
Великолепные полотна мадонны с младенцем, особенно удачно воплощенные данным художником.
Я любовалась на выставке этими картинами Мадонны с Младенцем, почти иконами, вдохновенными, духовными.
Тема неравного брака всегда была и, видимо, еще долго будет популярной. Почему-то сразу свадьба в Чечне вспомнилась, о которой много писали в интернете и показывали по телевизору
Мне тоже вспомнилась эта свадьба в Чечне, видимо, потому что о ней так много говорили и показывали. Ничего похожего за последнее время не припоминаю.
Спасибо за такую замечательную экскурсию! Как будто лично на выставке побывала, да ещё и с очень интересным экскурсоводом.
Олли, это прекрасно, что Вам понравилось! Искусство Кранахов великолепно!
Валентина, спасибо за такую подробную экскурсию. В музей попасть не все могут, но Вы дали возможность познакомиться с творчеством Кранахов
Ирина, я стараюсь рассказать о выставке подробнее, а также о своих эмоциях не забываю 🙂
Такие шедевры живописи можно смотреть бесконечно, но увидеть воотчию, когда предоставилась такая возможность, это просто потрясающе!
Любовь, мне кажется надо смотреть и воочию, и в иллюстрациях, и на конфетах :). Пусть искусство остается у нас внутри навсегда!
Образ Сибилла действительно явно просматривается в женских образах. Юношеская влюбленность?
Видимо, повлияла юношеская влюбленность на самом деле 🙂
Какие замечательные картины из библейской жизни вот смотрю на них и представляю каким же был мастер, что такое смог нарисовать, да и сама жизнь была сосем другой, не то что нынешнее время.
Наталья, я тоже люблю смотреть на картину и представлять, что это было за время, какое окружение было у живописца, каковы нравы общества.
Действительно, очень интересная подборка! Спасибо! 🙂
Я рада, что Вам понравилось, Маргарита!
Спасибо, Валентина за статью-знакомство с работами потрясающей выставки. Знакомство с прекрасным, в основном,у меня сейчас происходит благодаря Вашему сайту.
Лидия, заходите, всегда Вам рада!
Да картины своего рода поразительны и как то завораживают когда смотришь на них. Спасибо за прекрасную подборку.
Сергей, спасибо за добрые слова! Заходите еще!
Хороший обзор, я если честно полагал. что Лукас Карнах был один, а это оказывается целая династия
Совершенно верно, Иван, Кранахов было несколько. Ценность выставки в том и состоит, что собрали картины нескольких поколений Кранахов. Работы привезли из музеев разных стран. И это многообразие потрясает своей гениальностью.
Женщина с ребенком почти на всех картинах. И написаны они в каком-то едином стиле. Неожиданно как-то смотрятся. Что-то в этом есть
Я так специально подбирала картины, чтобы можно было их разглядеть и сравнить. На выставке много разных работ, в том числе и рисунки.
Огромное спасибо за прекрасный пост! Поразили глаза Христа на картине, где он изображен с Марией. Мне кажется, что он — с Марией Магдалиной. Все-таки существовала апокрифическая традиция, которая связывала их узами брака.
Мария, я тоже считаю, что это Мария Мамгдалина. Есть такая теория, что именно Мария Магдалина была его самым близким и способным учеником, и должна была стать главным апостолом после смерти Христа, но Петр не позволил этому совершиться. Во всяком случае, эта картина тоже говорит о близких отношениях Иисуса Христа и Марии Магдалины.
Интересные полотна и взгляды на них. Здорово все описано.
Спасибо, Иван, заходите еще. Всегда Вам рада!