Голландский групповой портрет Золотого века из музея Амстердама
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представляет нам новую уникальную экспозицию под названием «Голландский групповой портрет Золотого века из собрания Амстердамского музея». Экспозиция включена в рамки Года Голландии в России. Представленные картины написаны в XVI-XVII веках. Мне очень хотелось посмотреть на все портреты, потому что я сразу представляю себе, какие полотна были написаны в это время в России. Конечно, Россия тех времен славится своими иконами. А вот в Голландии мы видим групповой портрет Золотого века. Интересно? Необычайно интересно!
Голландский групповой портрет Золотого века
На меня смотрят серьезные люди того времени, иногда слишком сурово, всегда одетые в черное платье. Они полны благочестия и достоинства. Именно такую Голландию, возможно, видел Петр I.
Всего на выставке показано десять большеформатных композиций, крайне редко покидающих стены Амстердамского музея.
Размеры самого монументального из полотен Картина Говерта Флинка «Групповой портрет стрелков роты капитана Йохана Хейдекопера и лейтенанта Франса ван Ваверена» является самой монументальной из всех привезенных полотен. Ее размеры – два с половиной метра в высоту и более пяти метров в длину. В Нидерландах существовала гражданская милиция, в которую входили горожане в возрасте от 18 до 60 лет.
Граждане гордились своей городской гвардией, она обеспечивала их покой и безопасность, поэтому на огромных полотнах изображены три стрелковые корпорации Амстердама, это лучники, арбалетчики и аркебузиры. Отряды городской гвардии запечатлены в доспехах со знаменами, на которых можно прочитать патриотические девизы. Живописцы старались подчеркнуть патриотический подъем нации, которая вдохновляла окружающие государства на борьбу за политическую и экономическую свободу.
Голландский групповой портрет
В протестантской Голландии католическая церковь не являлась заказчиком картин, как например, в Италии. Художники искали своих заказчиков среди горожан: регентов благотворительных заведений, старшин разнообразных гильдий, руководителей стрелковых рот. Вне Нидерландов такие групповые портреты почти не встречаются. Но вот в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть два полотна этого вида живописи, выполненные известным амстердамским художником Дирком Якобсом.
На выставке представлены групповые портреты попечителей богаделен, сиротских приютов, госпиталей, различных благотворительных учреждений. Руководители богоугодных заведений изображены на полотнах за служебными занятиями. Они выполняли важную социальную функцию – заботились о больных и неимущих горожанах.
В середине XVII века гонорары Бартоломеуса ван дер Хелста были намного больше, чем у Рембрандта. Он являлся главным художником парадного портрета. На полотне «Групповой портрет регентов и регентш женского работного дома» представители воспитательного дома. Подобные заведения были основаны в Нидерландах в конце XVI века. Проститутки, уличные бродяжки, воровки воспитывались в этих заведениях именно трудом. На картине они заняты пряжей льна.
Выставка «Групповой портрет Золотого века» из Амстердама только что открылась. Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина разместил экспозицию старинных голландских картин до 19 января 2014 года.
Я хотел бы побывать в Амстердаме, там очень красиво и есть что посмотреть) Интересная статья, зачитался) спасибо!
А я-то как хочу посетить Амстердам! Давно мечтаю об этом, Роман.
Суровые времена были XVI-XVII век. Да и вообще до недавнего времени. Чем хороша эволюция, так это тем, что люди становятся цивилизованней. Раньше же война на войне были. Кстати мне вот голландцы на первой картине больше напоминают каких то курильщиков дури, а не стрелков))). Свободная у них страна — почти все можно, легализовано.
Валентина, твой ли это сайт? Сколько изменений! Жалко фотографию канала. Но стало информативней. Кто помог или сама сменила тему? Остались спокойные тона. Отлично. Успехов тебе.
Посмотри у меня на сайте твоя ссылка в комментариях с каким-то вопросом. Что бы это значило?
Тамара, сайт мой. Мне тоже жалко фотографию канала, но захотелось сделать сайт посовременнее. И мне кажется, навигация стала более удобней. Кто сделал — расскажу потом, когда все закончится, работа пока продолжается. Сейчас посмотрю, что такое на твоем сайте, какой вопрос. Что-то не припоминаю.
Думаю, самым известным голландским групповым портретом является «Ночной дозор» Рембрандта, но идея та же. Мне очень нравится этот обмен произведениями искусства между странами, в Нидерландах сейчас тоже несколько выставок русских художников и скульпторов проходит
Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина уже много лет дружит с разными музеями мира, и обменивается с ними самыми великолепными картинами. Часто приходится выстаивать огромные очереди, чтобы посмотреть полотна великих мастеров. Это замечательная практика продолжалась многие годы, пока директором Музея была Ирина Александровна Антонова. Сейчас директором Музея стала Марина Лошак. Очень надеюсь, что она продолжит эту прекрасную традицию!
Добрый вечер.
У меня складывается такое впечатление, что раньше талантливых художников было намного больше чем сейчас.
Дмитрий, добрый вечер! Мне очень нравится твое впечатление. Я подумала-подумала, и мне кажется, что я готова присоединиться к твоему мнению.
Я бы такое за несколько веков не нарисовала, потому что не умею. не могу понять, как художники это делают. особенно портретисты и реалисты.
Каждый позирующий знал, что его изображение останется потомкам. Отсюда желание лучшего ракурса, серьезность. Наши современники при всей любви к фотографии тоже поняли важность семейного или индивидуального портрета, и портретный жанр снова расцветает. А вы заказали свой портрет маслом для вашей гостиной? 🙂
Мне кажется, что количество портретов на фотографиях, которых сейчас много в каждой семье, должно переходить в качество портретов, написанных маслом.
Какие они все важные и серьезные.
Да, чувствуется, что они хотят выглядеть с большим достоинством.
Валентина, я первый раз у вас и с интересом прочла рассказ о выставке голландцев. Я хорошо знаю их работы, особенно групповые портреты. Я читала, что в заказе на групповой портрет всегда оговаривали, что все изображенные должны быть в одинаковой одежде и их лица должны быть изображены в одном ракурсе, так как все платили одинаковую сумму.
Спасибо за рассказ!
Здравствуйте, Надежда! Теперь стало более понятно, почему они все в черном и ракурсы похожие. Спасибо!
Большинство имен художников не известны и это при том ,что много лет изучала историю искусств в учебных заведениях. Или это у нас так однобоко преподавали?!
Наталья, рада, что смогла пополнить Ваши энциклопедические знания.
Интересно, я обратила внимание, что одежды на портретах преобладают черного цвета и лица, в основном, суровые — жизнь, что ли, тогда была не очень радостная?
Елена, мне кажется, на картинах изображены люди определенного положения, и поэтому они должны быть серьезными и сосредоточенными. А улыбаться или смеяться было ниже их достоинства.
А сколько интересного можно узнать по этим портретам! Женский работный дом! Чем там занимались интересно?
Я думаю, что они что-нибудь шили, скорей всего, или вязали.
Какие же все таки были прекрасные времена, какие прекрасные картины, приятно посмотреть.
Да, Наталья, настоящая классика. Все достойно, спокойно, тщательно нарисовано!