Валентин Серов. Шаляпин, Горький, Морозов и другие портреты (8)
Три великих мастера, Валентин Серов, Константин Коровин и Федор Шаляпин, были близкими друзьями. Они много времени проводили вместе. В 1905 году Серов пишет огромный графический портрет прославленного певца Федора Ивановича Шаляпина. Артист показан в единстве богемной бесшабашности и тонкого духовного аристократизма. В эти годы Серов старается добиваться портретности в фигуре, «чтобы и без головы было похоже». Такая установка художника выражала внимание к позе, к динамике жеста.
Шаляпин и Горький
Глядя на портрет Шаляпина, мы невольно сравниваем его с образом другого уроженца Нижнего Новгорода – Максима Горького. На полотне изображен его как бы закрученный силуэт, словно таящий в себе тревожные предчувствия нового ХХ века.
Портрет Генриэтты Гиршман, жены крупного фабриканта В.О.Гиршмана и хозяйки модного московского салона, можно назвать парадным. Элегантная светская дама окружена дорогими вещицами будуара. Но взгляд красавицы обращен не на зрителя, а на собственное отражение в невидимом зеркале, которое направлено на зеркало за ее спиной. И там, в глубине виден смутный облик самого живописца. Образ героини картины оттенен приглушенными темперными красками. Лишь красная статуэтка выделяется на этом фоне.
Ида Рубинштейн
Валентин Серов стремится к сочетанию монументальности, характерной для парадного портрета, и импульсивности графической манеры. Профильный силуэт Иды Рубинштейн, великолепной танцовщицы дягилевских Русских сезонов, художник назовет «ожившим архаическим барельефом».
Русская балерина Тамара Карсавина также прославилась в Русских сезонах в Париже, ее называли «открытием нового мира».
Айседора Дункан пыталась в своем творчестве возродить стилистику древнегреческого искусства. Ее идеи нашли страстный отклик в России. Среди ее многочисленных поклонников был танцовщик и балетмейстер Н.С.Позняков. Мягкий силуэт молодого человека сочетается с очертаниями спинки дивана. Сдержанная гамма картины оживляется несколькими насыщенными пятнами красного цвета.
Грабарь писал о позднем творчестве Валентина Серова:
Две основные черты характера, которыми он резко отличался от всех окружающих, объясняют все его искусство: правдивость и любовь к простоте.
Иван Абрамович Морозов был братом Михаила Абрамовича, о портрете которого я рассказала ранее. Иван Абрамович коллекционировал предметы новейшего русского и западноевропейского искусства. Художник четко выделил фигуру сидящего за столом приземистого человека с напористым взглядом и цепкими выразительными руками. За спиной Морозова расположен красочный натюрморт Анри Матисса.
В 1911 году произошла встреча Валентина Серова и Анри Матисса, который приезжал в Москву. Понятно, что Серов был сильно заинтересован ритмической выразительностью произведений французского художника. Я помню, как после уроков в школе, которая находилась недалеко от Государственного музея изобразительных искусств, я шла смотреть на огромные панно Матисса «Музыка» и «Танец». Я долго не могла понять, что так притягивает меня, а что настораживает в этих полотнах. Во времена Серова эти полотна украшали московский особняк С.И.Щукина на Пречистенке.
Красиво врем )) Танец и Музыка Матисса хранятся в Питере
Здравствуйте, уважаемый Вова! Я, конечно, в курсе того, что Танец и Музыка Матисса хранятся в Эрмитаже. Особенно после недавнего выступления Ирины Александровны Антоновой об образовании в Москве нового музея западного искусства и возврата соответствующих картин из Эрмитажа, об этом уже узнали все. А вот когда точно картина Танец была в Пушкинском музее, я узнаю точно у работников Музея, когда там буду в ближайшее время. Сообщу Вам обязательно, мне приятно, что Вы так внимательно читаете мои статьи :). Жаль, что Вы не показали свой блог, очень хотелось бы посмотреть. Не скрывайтесь, давайте познакомимся!
Как женщины красиво изображены — грациозны, милы и неповторимы.
Да, Елена, Валентин Серов был талантливым художником и необыкновенным психологом. Только он умел так раскрыть женскую натуру!