Юрий Анненков. Революция за дверью
Юрий Анненков – художник Серебряного века. Его судьба переломилась пополам после революции 1917 года. Вспоминаю замечательных русских живописцев этого страшного времени: Зинаиду Серебрякову, Константина Коровина и много других талантливых людей искусства. Им пришлось покинуть родные места, своих близких, родственников и друзей и уехать в неизвестность. Юрий Анненков еще с детства знал от отца, что такое – гонение власти.

Автопортрет. 1919
Русский период
Название выставки «Революция за дверью» взято из автобиографической повести Юрия Анненкова «О пустяках». Ведь действительно, революционные события происходили рядом с квартирой, рядом с мастерской художника, сразу за дверью и непосредственно за окном. И потому Юрию Анненкову в 1924 году пришлось покинуть Родину, и в конце концов стать эмигрантом.
Юрий Анненков родился 11 июля 1889 года в Петропавловске-Камчатском, где его отец Павел Анненков отбывал ссылку. В 1894 году семья переезжает в Петербург.

У лампы. 1907
Картина «У лампы» написана в 1907 году. Эта ранняя работа художника говорит о его творческих поисках. В 1908 году после окончания гимназии, Юрий Анненков поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Параллельно он посещал художественную мастерскую Савелия Зейденберга, где познакомился с Марком Шагалом. Анненков считал, что первые, типично шагаловские композиции были сделаны Шагалом именно в этой мастерской.

Зимний пейзаж. 1910
В 1910 году Юрий Анненков учится в мастерской Яна Ционглинского. Картина «Зимний пейзаж» написана в это время, и увлечение художника импрессионизмом очевидно. В 1911 году Анненков уезжает в Париж. И вернувшись домой в 1913 году, он чувствует себя настоящим живописцем, ведь его работы были приняты в Салон Независимых.

Негритянка с бабочкой. 1915
Начинается русский период жизни и творчества Юрия Анненкова. И этот этап был наиболее плодотворным, во время которого у художника сформировался его собственный стиль: совмещение кубизма и реализма. Яркий пример этого стиля — картина «Июнь. Лес», написанная в 1918 году.

Июнь. Лес. 1918
Особая популярность появилась у Юрия Анненкова после того, как была издана поэма Александра Блока «Двенадцать» с его иллюстрациями. Главное в рисунках — линия, усиленная пятном, борьба света и тьмы, белого и черного.

Иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать». 1918
Портреты деятелей искусства
Юрий Анненков создал целую галерею портретов великих деятелей культуры, необыкновенно выразительных и острохарактерных. Эти портреты были известны в России и после отъезда художника, но «почему-то» имя автора не упоминалось.

Портрет Бориса Пастернака. 1921

Портрет Анны Ахматовой. 1921
Портрет Анны Ахматовой Анненков написал в 1921 году. Именно в этом году умер Александр Блок и был расстрелян Лев Гумилев. Это был конец Серебряного века русской культуры. Анненков и Ахматова были знакомы с 1913 года. Именно этот портрет символизирует поэтессу на всех ее творениях. И всю жизнь Анненков ее боготворил:
Анна Ахматова, застенчивая и элегантно-небрежная красавица…Грусть была наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала ее лицо особенно красивым.

Портрет Айседоры Дункан. 1921
Только теперь благодаря организаторам настоящей выставки мы так близко знакомимся с жизнью и творчеством талантливого русского живописца, графика, иллюстратора, художника театра и кино, литератора Юрия Анненкова.
58

Портрет Корнея Чуковского. 1921
С Корнеем Чуковским Юрий Анненков был знаком почти с детства, еще со времен проживания в Куоккале. Именно Чуковский познакомил художника с издателем журнала «Сатирикон», и Анненков стал набирать популярность в художественной среде.

Портрет Максима Горького. 1919
Знакомство Юрия Анненкова и Максима Горького началось в Куоккале, то есть в давние времена. Горький проживал рядом с дачей Анненковых.

Юрий Анненков. Валентина Мотылева, бывшая актриса МХТ, жена художника в эмиграции
В 1924 году Юрий Анненков и его жена Валентина Мотылева побывали в гостях у Горького в Сорренто. За время знакомства художник сделал несколько портретов пролетарского писателя.

Портрет всеволода Мейерхольда. 1926
Юрия Анненкова как иллюстратора мы можем увидеть в книге Корнея Чуковского «Мойдодыр» и в книге Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69».

Рисунок к книге Корнея Чуковского Мойдодыр. 1922-1923

На столе валялась газета… Эскиз иллюстрации к книге Всеволода Иванова Бронепоезд 14-69. Около 1923
Портреты вождей
В 1923 году Юрий Анненков получает совершенно ошеломительный заказ на создание портретов советских вождей — руководителей Революционного военного совета. В 1926 году был выпущен альбом «Семнадцать портретов», и сам нарком просвещения Анатолий Луначарский писал к нему предисловие.

Портрет Климента Ворошилова. 1926

Портрет Владимира Антонова-Овсеенко. 1926

Портрет Анатолия Луначарского.1926
В дальнейшем Юрий Анненков писал:
В 1928 году этот альбом был, по приказу Сталина, изъят в СССР из всех библиотек, магазинов и частных собраний и предан уничтожению, за исключением страницы с портретом Климента Ворошилова. До следующих поколений мой альбом не дошел. Троцкий был убит, Мейерхольд погиб в тюрьме, Каменев расстрелян, Радек умер в тюрьме, Антонов-Овсеенко расстрелян, Зиновьев расстрелян…

Портрет Григория Зиновьева. 1926

Портрет Карла Радека. 1926

Портрет Льва Троцкого. 1926
Благоволение Льва Троцкого к молодому художнику Анненкову было очевидным, и сыграло непростую роль в его судьбе. Для художника была открыта дорога для создания портретов вождей революции. Но после удаления Троцкого и его сподвижников с руководящих постов судьба Юрия Анненкова могла круто измениться, если бы художник не покинул Россию.
Светские красавицы

Портрет Марии Соколовской. 1921
Одна из первых красавиц Петербурга Мария Соколовская славилась как собирательница изданий русской и французской поэзии, редких и изысканных по оформлению. И Евгений Замятин, и Юрий Анненков были, конечно, в нее влюблены.

Портрет Марианны Зарнекау (урожденной Пистолькорс) 1924
Еще одна красавица петербуржского света Марианна Зарнекау. Необыкновенной красавицей была и мать Марианны Ольга, у которой был серьезный роман с великим князем Павлом, сыном Александра II. Любовь победила, Ольга развелась с мужем, великий князь Павел даже не спрашивал разрешения у императора. Пара уехала заграницу, и там они поженились. Вот такие страсти происходили в семье Марианны.

Натюрморт с апельсинами. 1926
Сама Марианна тоже была необыкновенно хороша собой и не имела отбоя от поклонников, четырежды побывала замужем. Четвертый раз она уже вышла замуж в Америке, уехав туда перед Второй мировой войной. В свое время и Юрий Анненков был страстно в нее влюблен, о чем свидетельствуют написанные ей письма. Даже пресловутый 1921 год Марианна и Юрий встречали вдвоем.

Портрет сестры художника Анненковой З.П. 1921
В 1924 году Юрию Анненкову разрешили выехать в Венецию на международную выставку. В Россию художник не вернулся. Вместе с женой они обосновались в Париже.
Французский период

Вид на Пантеон из Люксембургского сада. 1925
Париж Юрий Анненков очень любил и хорошо знал. Именно здесь он учился живописи и знакомился с людьми, страстно влюбленными в искусство. С тех пор прошло не так много времени, художник смог продолжить творческую дружбу с бывшими «однокашниками». Он продолжает совершенствовать свое мастерство, занимаясь живописью и иллюстрацией.

Палаццо Дарио, Венеция. 1930-е

Автопортрет с бутылкой сельтерской воды. 1930
Вскоре художника приглашают выставлять свои произведения на выставках и в различных галереях.

Интерьер. 1930
Театральная деятельность
Я еще ни разу не упоминала об увлечении Юрия Анненкова театральной деятельностью. Талант художника был разносторонним, и его работа театральным художником началась еще в России. Он работал с такими известными театральными режиссерами как Федор Комиссаржевский и Всеволод Мейерхольд.

Юрий Анненков. Эскиз декорации к спектаклю Причудница. 1919

Юрий Анненков. Сад. Эскиз декорации к спектаклю Черная пантера. 1917. Театр Литературно-художественного общества им.А.С.Суворина

Юрий Анненков. Алит в вершинной сини. Эскиз к неосуществленному спектаклю Ясня. 1917
Сотрудничество с русскими театральными режиссерами продолжается и во Франции. Юрий Анненков оформил более 60 драматических спектаклей.

Юрий Анненков. Парк. Эскиз декорации к музыкальной комедии Пассаж принцев. 1933

Тактильный макет декорации Юрия Анненкова к спектаклю Газ в Большом драматическом театре
Талант художника безграничен, и Юрий Анненков со своей огромной энергией включается в работу в кинематографе. Своей 30-летней деятельности в кино он посвятил книгу «Одевая кинозвезд». Именно Юрий Анненков создал такую специальность, как художник по костюмам.

Юрий Анненков. Модильяни. Эскиз костюма к фильму Монпарнас, 19. 1956

Юрий Анненков. Портрет Жерара Филипа.1948
Юрий Анненков всегда стремился к экспериментам в искусстве. После войны он переключает свой талант на абстрактную живопись и не обращает внимание на критику своих соотечественников. Например, Зинаида Серебрякова, которая жила с ним в Париже в одном доме, писала:
Такой острый рисовальщик и так жаль, что теперь тратит свой талант на абстрактную чушь.

Юрий Анненков. Абстрактная композиция. 50-60-е годы
Но Анненкову нравятся яркие цвета на картинах, создающие экспрессию и настроение. До конца жизни художник будет развивать абстрактный экспрессионизм.
Юрий Анненков скончался в Париже 12 июля 1974 года.
Очень интересный рассказ. Спасибо.
Спасибо! Какие прекрасные картины! И портреты просто необыкновенные! Портреты некоторые как будто фотографии, лица живые. Фамилия Анненков известная, но я не знала, что есть прекрасный художник с такой фамилией. Посмотрела ваше видео с выставки — я так понимаю, оживили его рисунки и картины, очень интересно.
Замечательная была выставка, последняя перед пандемией. Художник очень талантливый, с непростой судьбой. Такое было время…
Рассказ действительно интересный. И иллюстрации подобраны очень хорошо. А какой художник! Какие портреты! Жаль, что так много талантливых людей перемолола наша революция.
Максим, спасибо за добрые слова! Художник необыкновенно талантливый. и как многие в то время, был вынужден покинуть Россию!
Как он четко передает настроение и лица! Явно большой талант у художника, необычный стиль выделяет его на фоне остальных. А голова у него крупным планом так отчетливо получается. Нос такой большой)))
Какой интересный и самобытный художник Юрий Анненков! Большое спасибо, что познакомили меня с его творчеством! Всегда восхищаюсь талантливыми художниками и их работами! Это прямо дар божий! Удачи Вам! Твит!
Благодарю за посещение моего сайта! Рада. что Вам понравился мой рассказ об Анненкове!