Василий Кандинский. Синий всадник
Василий Кандинский в Брюсселе
Весной 2012 года в Брюсселе проходила выставка «Кандинский и Россия». В настоящее время специальное жюри города вынесло решение о признании этой экспозиции самой выдающейся среди всех, организованных в Брюсселе в 2013-2014 годах. Кроме 50 картин Василия Кандинского на выставке были представлены работы Казимира Малевича, Михаила Врубеля, Михаила Ларионова, Николая Рериха. Выставка проходила спустя 100 лет после первого показа картин Василия Кандинского в Брюсселе.
Василий Кандинский в России
Родился Василий Кандинский в Москве в 1866 году. В 1871 году семья переезжает в Одессу, где мальчик учится в классической гимназии, дома он получает художественное и музыкальное образование. В 1885 году Василий поступает на юридический факультет Московского государственного университета. Окончив юридический факультет МГУ, Василий Кандинский вместе с женой Анной Чемякиной переезжает в Мюнхен.
Василий Кандинский в Мюнхене
Он отказывается от преподавательской должности в Дерптском университете и поступает в художественную школу Ашбе в Мюнхене. Он решил посвятить себя живописи. Вот так решительно поменял свою профессию 30-летний юрист Кандинский. До них в баварскую столицу приехали Алексей Явленский и Марианна Веревкина, которые до этого учились в классе Ильи Репина в Петебургской академии художеств.
Между прочим, Мюнхен называют столицей искусств конца XIX века, и Василий Кандинский становится полноправным участником художественной жизни Мюнхена. В 1901 году Василий Кандинский основал художественное общество «Фаланга», которое за 4 года организовало 12 выставок современного искусства.
На обучение к Кандинскому поступает Габриэла Мюнтер. Пейзажный класс «Фаланги» на несколько дней выезжает на пленер, и здесь учитель и ученица совершают длительные велосипедные прогулки.
Очевидно, их чувства становятся столь сильными, что в маленьком старом городке Калльмюнце они объявляют о своих отношениях. Возвратившись в Мюнхен, Мюнтер продолжает жить в пансионе, а Кандинский с супругой – на Фридрихштрассе. В марте 1904 года, чтобы испытать свои чувства вдали от Мюнхена и жены художника, пара отправляется в путешествие.
Их странствие затягивается на несколько лет и завершается в 1908 году возвращением в Мюнхен и Мурнау. В начале поездки молодые люди провели несколько недель в Голландии, зима 1904-1905 года застала их в Тунисе. Через Италию они возвращаются в Мюнхен, затем перебираются на все лето в Дрезден. Осенью через Брюссель и Милан пара отправляется в путешествие на полтора года. Их путь лежит на итальянскую Ривьеру.
Летом 1908 года Кандинский и Мюнтер принимают решение вернуться в Мюнхен. В поисках подходящего места для выезда на пленер они находят село Мурнау, которое их так очаровывает, что они приглашают сюда Явленского и Веревкину. Время, проведенное в Мурнау, в корне изменило их последующую личную и творческую жизнь.
Четверо молодых художников в кратчайший срок открывают для себя выразительные приемы, поисками которых занимались уже давно. Дата «Мурнау 1908», которая стала знаковой для живописи немецкого экспрессионизма, положила начало истории «Синего всадника» и стала символом художественного прорыва, а в творчестве Василия Кандинского – шагом к открытию абстракции.
Первая выставка «Синий всадник» проходит в Кельне (1912 год), а затем выходит в свет альманах «Синий всадник». Еще со времен немецкого романтизма синий цвет считался символом духовных стремлений человека. Всадник в интерпретации Василия Кандинского является носителем универсального смысла.
Кандинский рассказывал:
Название «Синий всадник» мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. И название пришло само.
Франц Марк – немецкий живописец-экспрессионист, активный участник создания «Синего всадника». С началом Первой мировой войны члены группы «Синий всадник» разъезжаются по всему миру. Кандинский и Мюнтер спешно эмигрируют в Швейцарию, а Франц Марк призван на западный фронт. Он погибает 4 марта 1916 года во время конной разведки.
Пути Василия Кандинского и Габриэлы Мюнтер расходятся в конце 1914 года. Мечта художника, о жизни, полной гармонии в любви и работе, не осуществилась. Он был одержим своими недостижимыми идеалами. Кандинский уезжает в Москву, пишет полуабстрактные картины, а после революции занимается общественной работой. В 1917 году он женится на молодой соотечественнице Нине Андреевской. В 1921 году Василий Кандинский едет в командировку в Берлин и в Россию больше не возвращается.
Когда к власти в Германии пришли фашисты, художник эмигрирует во Францию и живет в Париже. Умер Василий Васильевич Кандинский 13 декабря 1944 года, похоронен недалеко от Парижа на Новом кладбище Нейи.
Габриэла Мюнтер живет в Мурнау до конца своих дней. Она умирает в 1962 году, пережив всех членов группы «Синий всадник». Перед своей кончиной она передает все работы, которые сохранились у нее со времен совместной жизни с Василием Кандинским, мюнхенской галерее Ленбаххаус. С тех пор, просматривая это собрание, как ни в одном другом музее мира, можно проследить историю создания и творческого развития «Синего всадника».
Во все эти картины я пристально всматривалась на выставке «Кандинский и “Синий всадник”» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в начале 2012 года. Благодаря городской галерее Мюнхена Ленбаххаус в Москву были привезены 60 произведений, из которых 30 картин Василия Кандинского.
Извините, Валентина, но я как и некоторые комментирующие тоже считаю большинство картин мазней. Вот «Портрет Габриэлы Мюнтер» еще не чего, нормальная у Кандинского, а остальное, как Игорь заметил, на цветные сны похожи.
Александр, спасибо, что высказали свое откровенное мнение!
Так интересно, что же это за загадочное место Мурнау, которое в корне изменило художника? Мне, пожалуй, ближе его ранние работы
Видимо, это загадочное место. Если от тебя недалеко, можешь проверить, Эллиночка 🙂
От нас больше 900 км, не сказать, чтобы рядом. Но кто знает, может когда и попаду 😉
А когда попадешь в это место, уже будешь иметь представление, куда попала 🙂
Главное, чтобы меня, там также, как Кандинского, с ног на голову не перевернуло 😉
Придется быть настороже и крепко за кого-нибудь держаться :). Огромное спасибо за поздравление с 90-летием моей тетушки, ей было очень приятно, и тебе привет из Новгородской земли!
Спасибо,Валентина, за интересный рассказ о жизни гениального художника! Картины впечатляют! Очень эмоциональные! Прекрасный человек и художник и жизнь прожил интересную, в постоянном поиске! Можно позавидовать! ))) Твит
Елена, спасибо за такой откровенный отзыв. Я сама к нему неравнодушна, очень необычный был человек, и художник огромного таланта!
Интересная жизнь интересного человека! Спасибо за статью!
Александра, всегда Вам рада, потому что Вы неравнодушный к искусству человек. Заходите еще!
Я не хочу никого обидеть, это только мое мнение, но вот некоторые картины очень даже неплохие, а другие больше похожи на детскую мазню.. каляка-маляка.
Галина, я считаю это вполне нормальным — что-то нравится, что-то нет. Спасибо за откровенность!
У нас на стене висел перекидной календарь с «Эскизом к импровизации №3» Кандинского. Да, мазня, набор цветных фигур. Мы и не пытались вдумываться в написанное художником. Однажды дочь 3 лет сидя у меня на руках неожиданно показала на картину и спросила: «Мама, а почему там дядя воду льет?» Тогда я поняла, это мы, взрослые, своим замыленным взглядом с постоянным поиском рациональности не находим истины в необычных творениях. А дети сходу обнаруживают сюжеты, фигуры, смысл. Вывод: Надо быть немного ребенком, чтобы понять абстракционизм
Алена, я думаю, что дети понимают творчество намного лучше взрослых 🙂
Из всех представленных в статье полотен понравился только портрет Габриэлы Мюнтер. Остальное — вне моего понимания и восприятния.
Любовь, я постаралась представить разные картины Кандинского, чтобы можно было составить приблизительное мнение о художнике. Рада, что Вы для себя что-то выбрали.
я такие картины не понимаю, ну ты уже в курсе)))
Ларик, знаю, конечно 🙂
А мне очень понравилась вторая картина Калльмюнц. С настроением картина.
Мне кажется, Светлана, что у Кандинского в этой картине особое настроение, ведь в Калльмюнце они объявили о своей помолвке!
Интересная биография и хотя вы писали о жизни Кандинского, у вас в статье много его картин, красочных и необыкновенных.
Мне кажется, Анастасия, для того, чтобы лучше понять произведения художника, надо знать, как он жил, что чувствовал и переживал в определенные периоды.
Практически все краски присутствуют одновременно на каждой картине. Но вот портрет Мюнтер выполнен совсем в другом стиле…
Мне кажется, Кандинский очень любил Мюнтер и много ее писал. Невозможно в одном рассказе все картины представить!
Я уже как-то писала, что не являюсь знатоком и особым любителем живописи, поэтому меня больше заинтересовала жизнь Кандинского, чем его картины, но все же скажу, что буйство красок у него присутствует в каждой картине, что весьма впечатляет.
Леночка, рада, что ты заглянула!
Последние картины Кандинского больше напоминают какие-то сны, сложные и порядком запутанные, но все же подчинены одной общей идее. Спасибо за интересный рассказ!
Игорь, здесь я рассказала, в основном, об одном периоде жизни Василия Кандинского, относящегося к созданию группы «Синий всадник». Потому и статья так называется. О других периодах лучше рассказать отдельно. Спасибо за комментарий, всегда Вам рада!
какое шикарное буйство красок!
Да, Лара, это Вы правильно заметили, что есть — то есть! Умел он собрать цвета 🙂
Спасибо за интересную экскурсию.
Татьяна, заходите обязательно, всегда Вам рада!
Интересно: в то время когда картины он пишет, идет размашистая кисть, а вот портрет так кротко прорисован. И с портрета на меня смотрит такая кроткая и грустная. печальная дама… Интересно, такой ли он видел ее для себя?..
Танюша, они были вместе довольно долгое время. Причем, все так сложно было, ведь Кандинский к тому времени еще не развелся с женой. Видимо, Мюнтер долго надеялась на хороший исход, ведь они даже обручилисЬ, но… не получилось.
Какой у вас сайт хороший, просто душой отдыхаю! Сейчас крайне редко имею возможность посещать интересные выставки, потому и читаю с удовольствием. Спасибо вам!
Галина, огромное спасибо за добрые слова поддержки. Буду стараться еще больше доставить Вам удовольствие! Столько замечательных художников, выставок, экспозиций!
интересно по подборке в статье прослеживается творческое развитие )) сначала — традиционная живопись, затем все дальше и дальше.. меня всегда поражало смелое и сочное сочетание цветов! волшебный синий, солнечный желтый, энергичный красный.. черный, все это разделяющий и объединяющий )
Елена, я взяла довольно-таки небольшой отрезок жизни Василия Кандинского, но самый яркий! Хотелось бы вставить его картины разных периодов, но, может быть в следующем рассказе. Картины потрясающие! Именно то, о чем Вы говорите — необыкновенное сочетание цветов.
Какая яркая жизнь! И всегда он делал то, что нравилось. Не все так умеют.
Видимо, человеку с характером повезло!