Валентин Серов. Портреты (7)
Карандашный портрет Чехова
С конца 1890-х годов Валентин Серов ищет не столько формулу красоты, сколько формулу жизни как единого целого – если убрать один мазок, одну деталь, то все изменится! Творческое кредо художника родственно эстетическим позициям Антона Павловича Чехова, которого он изобразил на карандашном портрете в 1902 году. У больного писателя не было времени для позирования, он плохо себя чувствовал и был вынужден уехать из Москвы в Ялту. Портрет Валентин Серов так и не закончил.
В 1901 году Серов пишет портрет Мики Морозова, который так же, как и «Девочка с персиками», я уверена, знаком всем с детства. Художник вновь передает непосредственную свежесть бытия. Это связано с наивной открытостью миру, свойственной ребенку. Однако, это не просто остановленное мгновение – в портрете умного, непоседливого мальчика чувствуется зарождение творческого начала. И, действительно, Михаил Михайлович Морозов стал известным литературоведом, исследователем творчества Шекспира.
Салон Маргариты Морозовой
Валентин Серов сближается с кругом московской творческой элиты, которая сгруппировалась в литературно-художественном салоне матери Мики, Маргариты Кирилловны Морозовой. Художник пишет портрет известного предпринимателя и мецената Михаила Абрамовича Морозова. Созданный в 1902-м, за год до смерти Морозова, портрет показал обновленную, экспрессивную манеру живописца.
Грабарь говорил:
Фигура, вросшая в землю своими упрямо расставленными ногами, приобрела особую значительность: случайно ставшая посреди комнаты модель выросла в монументальное изображение.
«Забавно, что он сам доволен» — отмечал художник, подводя итог в характеристике почти карикатурного образа представителя тогдашнего делового мира Москвы.
В 1899 году Валентина Серова выбирают в состав Совета Третьяковской галереи, который был организован после смерти Павла Михайловича Третьякова. Проблемы коллекционерства и музейного собирательства становятся близкими Серову, как никому другому из художников. Совет возглавлял Илья Семенович Остроухов, художник, меценат, историк искусства, основатель уникального собрания памятников древнерусского искусства, превратившегося в музей икон и живописи. Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии. В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности.
Мария Николаевна Ермолова также являлась для современников примером самоотверженного служения. Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия». Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова. Это полотно было заказано живописцу Литературно-художественным кружком в связи с 35-летием артистической деятельности Ермоловой. Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. Зритель смотрит на талантливую актрису снизу вверх, как на монумент, вознесенный над толпой. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера.
Портреты Серова передают не только внешность человека, но и его характер и настроение. Изумительно талантливый был этот портретист.
Анна, спасибо! Я тоже обожаю его портреты.
Такие приятные вещи! Качественно выполнено.
Благодарю! Заходите еще!
Как интересно, что многие картины Валентина Серова мы помним с детства :).
Да, портреты знакомые с детства. О Ермоловой я читала доклад в школе:) Художник и в самом деле передавал характер своей модели. Его суть