Валентин Серов. Портреты (5)
Валентин Александрович Серов создает вереницу портретов своих современников, известных живописцев, писателей, артистов. По его полотнам, хранящимся в Москве в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, мы знакомимся с людьми ушедшей эпохи. Валентин Серов стремился затронуть «струну» каждого из изображаемых героев, показать тончайшие нюансы души.
Валентин Серов. Портрет художника Исаака Левитана. 1893
Отстраненно, с легкой меланхолией смотрит на нас прославленный живописец русского пейзажа Исаак Левитан. Для современников он был воплощением напряженных раздумий о жизни и смерти, о смысле бытия.
Валентин Серов. Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова
Иначе изобразил Серов бывшего мореплавателя, великого композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Этот портрет – образец новой, экспрессивной авторской манеры художника.
Валентин Серов был наделен огромным актерским талантом. Еще в 1880-е годы он принимал участие в домашних спектаклях Саввы Ивановича Мамонтова в Абрамцеве и как автор оформления, и как актер. В 1898 году для Русской частной оперы Мамонтова он создал декорации к опере своего отца Александра Серова «Юдифь». Валентин Серов не мог оставаться равнодушным к новым веяниям в театре, где как декоратор открывал новые театральные горизонты его друг Константин Коровин. Неотъемлемые черты искусства Серова в эти годы – это подчеркнутый крупный план, сочность мазка.
В 1896 году происходило венчание на царство Николая Второго. По этому случаю создавался художественный альбом «Коронационный сборник», для работы над которым, наряду с другими художниками, был приглашен и Валентин Серов. Живописец создает небольшой эскиз с натуры «Коронация. Миропомазание Николая Второго в Успенском соборе», стараясь избежать общепринятой суетливой напыщенности.
К началу ХХ-го века Валентин Серов написал большое количество портретов царской фамилии. Бенуа говорил, что эти полотна стоят «целого исторического сочинения». В залах Исторического музея с 1892 по 1895 год писалось огромное полотно «Александр Третий с семьей». В 1900 году художник написал портрет Великого князя Михаила Николаевича в тужурке.
В 1900 году художник создал камерное изображение Николая Второго. На нем император предстает как частный человек со своим тонким внутренним миром.
Серова называли мастером парадного портрета, перед ним были открыты двери знатнейших аристократических домов и особняков богатейшей буржуазии.
«Портрет Великого князя Павла Александровича» работы Валентина Серова был удостоен Гран-при на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Великий князь Павел Александрович был дядей императора Николая Второго. Говорят, что великий князь хорошо танцевал, был очень интересен и пользовался успехом у женщин. Беззаботная жизнь вполне удовлетворяла его, и великий князь Павел никогда не занимал ответственного поста.
Художник не очень любил писать парадные портреты, не они являлись для него источником вдохновения. Однако, художественные задачи, свойственные этому жанру, мастер всегда решал с виртуозностью и блеском. Многочисленные заказные работы приносили художнику громкий успех, но для него всегда оставались важнейшими творческая свобода и независимость.
Оригинальный вид , очень понравился удачи.
Наталья, спасибо за добрые слова, только я не очень поняла, какой вид Вам понравился 🙂
Последний портрет как фотография. А вот на двух предыдущих, видимо, главным было показать лицо, а остальное, например одежда, как бы просто фон. Мне так показалось.
Здравствуйте, Андрей! Согласна с Вами, видимо, такова была задумка художника.
Странно, ведь русские живописцы так часто, иногда подолгу там жили и творили!
Я люблю живопись. Собираю альбомы художников. Но русских здесь знают мало
Отличные портреты! Я уже забываю наших художников. Спасибо, Валентина, за статью.
Нина, благодарю, что заходите. Пишу о том, что мне интересно. Надеюсь и Вам понравится 🙂