Валентин Серов (13). Последние декоративные панно
Теперь мы подошли к одному из последних жизненных эпизодов Валентина Александровича Серова. В 1907 году Серов вместе с Л.С.Бакстом, автором символистских полотен и деятельным членом «Мира искусства», поехал в Грецию. Его восторженные греческие впечатления нашли непосредственное отражение лишь в работах 1910 года, когда художник вновь оказался на морском побережье, в Беаррице, во Франции. Захваченный мифологическим миром Древней Греции, Серов работал над двумя декоративными панно – «Похищение Европы» (1910) и «Одиссей и Навзикая» (1910).
Валентин Серов — Похищение Европы
Сюжет картины «Похищение Европы» взят из древнегреческой мифологии. Могучий Зевс влюбился в дочь финикийского царя Агенора Европу. В виде прекрасного быка он предстал перед царевной и ее подругами, когда те гуляли по берегу моря. Молодым девушкам понравилось играть с красавцем-быком, они решились украсить его рога цветочными гирляндами. И когда Европа («широкоглазая», как переводится ее имя) села на спину Зевса-быка, он кинулся в море и увез девушку на остров Крит. Там она стала его женой и родила ему трех сыновей-героев.
В панно «Похищение Европы» нет внешних проявлений разбушевавшихся стихий. Могучая сила, олицетворенная в Зевсе, принявшем облик быка, смиряется загадочной красотой финикийской царевны Европы, подобной древнегреческой коре. Именно коры, женские изваяния на Акрополе, произвели особое впечатление на Серова во время путешествия по земле эллинов в 1907 году. Взгляд быка грозен, поза Европы неустойчива, но это не нарушает общей величавой гармонии всего полотна. Весь строй картины пронизан ощущением какой-то особой, возвышенно-обобщенной монументальности.
Валентин Серов — Одиссей и Навзикая
Во время поездки в Грецию Валентин Серов заинтересовался раскопками Кносского дворца. Изучение руин этого дворца английским археологом Эвансом перевернуло представление о древней греческой цивилизации. Работая над картиной «Одиссей и Навзикая», художник рассказывает о потерпевшем крушение Одиссее, который попал на остров феаков, сказочного народа, пребывающего в мире блаженного, потустороннего бытия.
Высокий свод небес с воздушной громадой облаков и приближенная к зрителю узкая прибрежная полоска воды с отраженными в ней зыбкими силуэтами движущейся вдоль светлого моря процессии, все это втягивает вглубь необозримого пространства. Устремлена вперед стройная, как статуя, царевна Навзикея, управляющая колесницей, влекомой мулами. По велению Афины она должна помочь Одиссею возвратиться на родину с острова Схерия, принадлежащего народу феаков.
Герой отстал от процессии девушек-рабынь и уныло бредет в тяжелом раздумье о пережитых страданиях, о неизвестном будущем. Излюбленный Серовым музыкально-ритмический мотив шествия становится олицетворением жизненного пути, неисповедимой судьбы, вечного странствия между обреченностью и надеждой.
Это были одни из последних произведений Валентина Александровича Серова. Сутью его творческого метода было постоянное развитие, борьба против всяческих штампов, ремесленных приемов. Даже смерть художника воспринималась современниками как глубокий историко-культурный водораздел, обозначивший конец целой эпохи.
Валентин Серов — преподаватель
Собственный опыт мастера помог ему найти общий язык с молодым поколением. Как преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) Серов был свидетелем экспериментов начинающих живописцев, будущих основателей символистских и авангардных группировок «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост».
Футурист Д.Д.Бурлюк признавался:
До того, как нас, молодежь начала двадцатого века, отравил микроб нового искусства, Серов был нашим кумиром.
Неудивительно, что Серову удалось воспитать поколение художников. Главным своим учителем его считали К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, Н.П.Ульянов и другие известные живописцы.
Н.К.Рерих отмечал:
Этот человек… знал, что делал. А делал он творческое, честное, прекрасное дело в истории русского художества… Как хорошо, что наряду с Суриковым, Репиным, Васнецовым, Нестеровым, Куинджи был у нас и Серов, засиявший таким прекрасным, драгоценным камнем в ожерелье русского искусства.
У Валентина Серова есть отличная серия картин Детские портреты настолько естественные лица, как буд то их просто сфотографировали
Открыла для себя еще одну картину Серова «Одиссей и Навзикая», раньше не приходилось видеть ее. Да… если бы не внезапная смерть художника, то он порадовал бы на своими новыми картинами, ведь он был полон новых замыслов и идей!
Людмила, так жалко, когда такой талантливый и полный творческих сил человек вдруг умирает, как подстреленная в полете птица… А вот на последней выставке, по-моему, этой картины не было. Предыдущая выставка была грандиознее.
Спасибо за возможность посмотреть картины художников и по-больше узнать о их творчестве. далеко не во всякой издании можно найти подробную информацию. Вот о Серове узнала много нового от Вас.
Ирина, рада, что Вам понравились мои рассказы. Заходите в гости, всегда Вам рада!
Знаменитая картина Похищение Европы Серов умница.
Похищение Европы — одна из распространенных тем в живописи. Валентин Серов тоже не обошел ее стороной.
А я в школе даже был в классе с уклоном на рисование, но не моё это. Всё-таки технический склад ума.
У вас есть хороший вариант: если устанете от техники и железок, можно порисовать для души. При смене занятий человек становится креативнее! Но это в том случае, когда все делать с удовольствием 🙂
Ладно, польщен такими льготами )
Я думаю, что это счастье-заниматься любимым делом. К тому же иметь возможность путешествовать. Как то я не думала об этом в юности. Была очень приземленным человеком и осталась таковым, хотя преподаватель ругал меня, что бросила рисование
Если человек талантлив, то он талантлив во всем — это о тебе, Нина! Если ты еще и рисовать умеешь, то одаренная натура! Можешь теперь и рисованием заняться, зачем себя ограничивать 🙂
Слушай, я так и не понял откуда у тебя такие познания в живописи. Где раньше трудилась?
Это ведь реально знать все надо, чтобы такие статьи писать.
Дмитрий, открою тебе самую секретную мою тайну — я с детства собирала и читала книги по искусству, ходила на выставки, особенно в Музей изобразительных искусств им.Пушкина. Помню, как стояла часами в очереди, чтобы посмотреть на Джоконду. А вот на Караваджо (есть у меня на сайте https://valentina-site.ru/vistavka-karavadjzo/karavadzho-poklonenie-pastuhov) стояла всего час в этом году, но зато при 25-градусном морозе. И теперь я все накопившееся выплескиваю интересующимся людям. Хочется, чтобы всем передалась моя радость при общении с этими шедеврами.
Коротко я ответила на твой вопрос. Ты мне не первый его задаешь. Я сначала ответила — мол, подпишитесь на мой сайт, я тогда все расскажу. А он, гад, не подписался :))). Но для тебя — всегда, пожалуйста! 🙂
Привет!
Да особо нечем гордиться, если честно. 17 лет отдал лоховской привычке.
Все равно, что годиться, что не стал преступником)))
А все искренне не советую связываться с табаком. Очень трудно избавиться потом
Вот что значит — писать от души: получился рекламный стих, как у Маяковского! 🙂
Дык бросил 2 года назад. После 17 лет стажа — лучшее достижение в жизни )))
Дмитрий, что могу сказать — МОЛОДЕЦ! Огромная сила воли у тебя, поздравляю! 🙂
Не знаю за пачку сигарета а видеоканал Европа + использовал это изображение вовсю в своей заставке 😉 Товарищи, бросайте курить! 😉
По канала Европа + — это любопытно! Никогда не смотрела такой канал.
как обновление, кстати? все нормально?
Дмитрий, ты как «электрический веник» :). Я так быстро не умею. Только статью успела написать, и то хорошо! 🙂
Слушай, совсем не в тему. Мне грезится или нет? Вроде «Похищение Европы» на пачке папирос красовалась еще при СССР.
Точно видел ее на каком то товаре.
Ты знаешь, мне тоже так кажется, но вот точно не помню. Спрошу у старших товарищей, интересно все-таки 🙂