Главная » Русские художники » Валентин Серов » Валентин Серов (12). Женские портреты

Валентин Серов (12). Женские портреты

Рассказывая о полотнах Валентина Александровича Серова, я не могла пройти мимо его замечательных женских портретов. В последние годы жизни художник создает тип импозантного светского портрета, который включает сложную обстановку интерьера, отражения в зеркалах, какое-либо животное. Женский портрет кисти Валентина Серова всегда привлекал зрителей. Портрет княгини З.Н.Юсуповой (1902) является особым взлетом мастерства, поражает своей светлой, изысканной и благородной гаммой.

Княгини Юсупова

Овальный портрет Е.П.Олив (1909) захватывает изяществом рисунка и формы, утонченными серо-голубоватыми тонами.

Портрет С.М.Боткиной (1899)позволяет любоваться изысканным и смелым сочетанием желтого платья, потемневшей позолоты и синей обивки дивана. Художник в этом парадном портрете сдвинул героиню на край дивана,

чтобы подчеркнуть одинокость этой модной картинки, ее расфуфыренность и нелепость мебели.

 Боткина Софья Михайловна

Русский художник и историк искусства Игорь Грабарь считал одним из лучших портретов Валентина Серова портрет М.К.Олив (1895). Она была двоюродной племянницей Саввы Ивановича Мамонтова. Молодая женщина в темном платье почти сливается с темно-коричневым мерцающим фоном. Только руки и драгоценное ожерелье на шее героини излучают свет, а лицо – радостное сияние. Это необыкновенное по красоте зрелище подчеркивало жизненную полноту образа.

Подолгу общаясь с героинями своих портретов из светского общества, Валентин Серов постепенно преодолел известную связанность рук, мешавшую ему в работе над некоторыми парадными портретами 1890-х годов. Теперь он научился убеждать любую модель и подчиняться его настойчивым просьбам:

Искать долго позу, невзирая на окружающих; заставить такую-то изящную или неизящную даму переодеть десять, пятнадцать, двадцать платьев.

Валентин Серов считал, что «картину можно написать в любом заданном тоне». Он овладевал тайнами колорита, всматриваясь в произведения старых и современных европейских мастеров, особенно Гальса, Веласкеса, Тициана. Живописец изучал работы окружающих его мастеров – Репина, Коровина, Врубеля.

 Карзинкина Е.С.

Необыкновенно нежное, лиричное изображение Клеопатры Александровны Обнинской создал Серов в 1904 году. Это «Портрет К.А.Обнинской с зайчиком». В 1897 году Клеопатра Салова вышла замуж за Виктора Петровича Обнинского. Они жили в родовом поместье Обнинских Белкино, куда и приезжал к ним в гости Валентин Александрович.

Вскоре в округе развернулось строительство Московско-Киево-Варшавской железной дороги. За отчуждение частных земель под железную дорогу всем владельцам полагалась компенсация. Виктор Петрович отказался от выплат, в благодарность правление железной дороги присвоило станции название «Обнинское». Теперь это известный город Обнинск недалеко от Москвы.

Уверенным, абсолютным рисунком, изысканной и благородной гаммой привлекают зрителя изображение И.Ю.Грюнберг (1910) и полотно «Натурщица» (1905).

Валентин Серов. Натурщица. 1905

Валентин Серов. Натурщица. 1905

«Портрет неизвестной» (1895) и «Портрет Софьи Михайловны Лукомской» (1900), как и многие другие портреты, стали постепенной подготовкой художника к своему величайшему шедевру – к портрету княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной Белосельской-Белозерской.

Мужем блистательной княгини был князь В.Н.Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Он впал в немилость из-за своей оппозиции к Распутину и Вырубовой, и императрица пожелала его удалить. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Она не славилась своей красотой, но была тонкая и изящная, и всегда была окружена мужчинами. Свой портрет, написанный Валентином Серовым, она подарила музею Александра III, который теперь называется Русским музеем. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей.

 Орлова Ольга Константиновна

«Портрет княгини О.К.Орловой» считается лучшим портретом Серова. Ища выразительности и характера во всех предыдущих работах, художник смог воплотить это в портрете Орловой. Мастер так объяснял позу и выражение героини:

А я Ольга Орлова, и мне все позволено, и все, что я делаю, хорошо.

В последние дни жизни Валентин Серов работал над портретом княгини П.И.Щербатовой, но успел только сделать рисунок на большом холсте. Художник писал этот портрет приблизительно с теми же чувствами, которые он испытывал, выполняя портрет Орловой. Вот что он писал:

Пишу в настоящее время княгиню Щербатову, портрет коей должен быть не хуже Орловой — такова воля заказчиков, — да!

Валентин Александрович Серов умер утром того дня, когда он должен был ехать на Новинский бульвар к Щербатовым на очередной сеанс. Утверждают, что это был сердечный приступ.

 

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Комментариев: 48
  1. Анна
    • Валентина Кирс
  2. Наталия Х.
    • Валентина Кирс
  3. bytrina
    • Валентина Кирс
  4. Людмила
    • Валентина Кирс
  5. Анна
    • Валентина Кирс
  6. Максим
    • Валентина Кирс
  7. наташа
    • Валентина Кирс
  8. фиалка молчаливая
    • admin
  9. Ольга Черныш
    • admin
  10. Ольга Черныш
    • admin
  11. Любовь
    • admin
  12. МаринаС
  13. МаринаС
    • admin
  14. Ирина
    • admin
  15. Елена Картавцева
    • admin
  16. Lada
    • admin
  17. Дмитрий
    • admin
  18. Valeria
    • admin
  19. Искандер
    • admin
  20. Оксана
    • admin
  21. Ирни
    • admin
  22. Дмитрий
    • admin
  23. Дмитрий
    • admin
  24. Наталья
    • admin

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *