Муза художника. Артур Фонвизин и Алла Белякова. Акварель
В Галерее искусств Зураба Церетели проходит чудесная, светоносная выставка двух художников, поразивших зрителя своими произведениями, — «Муза художника. Артур Фонвизин и Алла Белякова. Акварель». Мир, который создал в своих акварелях Артур Фонвизин (1883-1973), был таким радостным и солнечным, что волновал всех женщин, от простых домохозяек до светских красавиц. И это очень не понравилось одному «приближенному» критику, который задал вопросы, наполненные общественным негодованием, как и полагалось в то время, в 1936 году.
В Государственном Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина были показаны работы Артура Фонвизина, где царствовал образ Женщины, начиная от сказочных цирковых наездниц и поражая великолепными портретами известных народных актрис. Критик негодовал: советским людям не могут нравиться легкомысленные картинки, выполненные акварелью. И кто мог допустить явного формалиста в государственный музей? Статья была напечатана в газете «Правда», и вот художник-романтик сразу превратился в опасного авантюриста.
Артур Фонвизин и Алла Белякова
А ведь мы говорим о ровеснике Серебряковой, Кустодиева, Ларионова и Гончаровой, молодых и бунтарских представителей Серебряного века. Но он как бы выпадал из этой шумной компании, не смотря на то, что учился со многими в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а также принимал участие в художественных обществах «Бубновый валет» и «Голубая роза». Закончить училище Артуру Фонвизину не удалось: Судейкин, Ларионов и Фонвизин были исключены. Версии исключения разные: то ли случился скандал среди студентов, то ли учащиеся показали свои картины на запрещенных выставках.
Его любовь к акварели началась в 47 лет. Его друг Михаил Ларионов звал Фонвизина с собой в Париж, и, узнав о перемене живописных предпочтений, писал: Акварель – это же баловство. Подумай, на что ты будешь жить! Действительно, акварель не очень поддерживала Артура Фонвизина материально. Из коммуналки в отдельную квартиру художник переехал только в 1952 году, радовался этому как маленький ребенок, ведь теперь появился балкон, на котором можно сажать цветы, и они будут живой моделью.
В 47-летнем возрасте он встретил свою будущую жену Наталью Малкину, которая училась живописи у знаменитого Машкова. Написав ее акварельный портрет, Артур Фонвизин начал создавать череду женских акварельных портретов. Акварель захватила его. И поэтизированные портреты великих женщин писались чередой: Бабанова, Глизер, Богуславская, Майя Плисецкая.
Тайна женского образа
Он владел тайной женского образа, и звездные женщины были благодарны ему. Поэтому, когда в первый год войны его как немца выслали в безлюдную казахскую степь под Карагандой, великие актрисы смогли спасти его и вернуть в Москву. Но его иллюстрации к «Крошке Цахесу» Гофмана издать не удалось, только в 60-х эти изумительные рисунки приобрел Государственный Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Имя Артура Фонвизина стало известным, Судьба дала ему возможность творчески трудиться до 90 лет! Выставка называется «Муза художника», кто же был музой Артура Фонвизина?
Артур Фонвизин и Алла Белякова
Алла Белякова (1914-2006) происходила из русской аристократической семьи Куколь-Яснопольских. Ее отец прошел всю Первую Мировую войну и имел правительственные награды. В тридцатые годы он был репрессирован. Аллу Белякову, как в большинстве дворянских семей, окружали книги и музыка. Но из-за своего происхождения и трагической судьбы отца она не смогла получить высшее образование.
После войны в Москве Алла Белякова, яркая черноволосая красавица, попадает в круг знаменитых музыкантов и знакомится с великими пианистами Нейгаузом и Софроницким. Ее окружает мир музыки, позже он зазвучит в ее акварелях. В один прекрасный день в 1948 году она знакомится с художником-акварелистом Артуром Фонвизиным. Она сразу влюбилась в его акварели и решила у него учиться. Алла Белякова очаровала художника, но он целый год не решался давать ей уроки.
Как не вспомнить стихотворение Жака Превера «Как нарисовать птицу»:
Сперва нарисуйте клетку
С настежь открытой дверцей.
Затем нарисуйте что-нибудь,
Нужное очень для птицы…
Иногда она прилетает быстро
И на жердочку в клетке садится,
Иногда же проходят годы,
Не падайте духом, ждите…
Для Аллы Беляковой эта «Птица» стала путеводной звездой. Художник учит ее, как создавать натюрморты: брать на кисть много воды, не мочить бумагу, не делать заранее рисунка, так как настоящая акварель и рисунок никогда не совпадают. Теперь все, что Алла Белякова видит и чувствует, становится акварелью. Часто во время занятий звучали любимые романсы Фонвизина. Художник учил слышать мелодию, создаваемую композицией.
Когда же прилетит к вам птица,
Тихо кистью дверцу заприте,
Осторожненько клетку сотрите,
Затем нарисуйте дерево,
Выбрав нужную ветку для птицы,
Нарисуйте листву зеленую,
Свежесть ветра и ласку солнца.
И ждите, ждите, затем,
Чтобы птица запела…
Муза художника
Творчество обоих художников связано неразрывно и техникой акварельной живописи, и восприятием окружающего мира. И, как результат, Фонвизин создал 50 портретов своей любимой ученицы, которые сразу разошлись по музеям. Наталья Осиповна, жена художника, ужасно ревновала, и это понятно. Но Алла Белякова стала музой художника.
В 1955 году Алла Белякова познакомилась с Робертом Фальком, который предложил ей давать уроки, и она с радостью согласилась. Два года она училась у известного «формалиста», сказавшего такие слова:
Глупы те родители, которые суют детей к бездарным учителям. Детям надо показывать, как прекрасен мир, водить в музеи. Захотят серьезно рисовать – начнут сами, когда повзрослеют. За картиной должен стоять духовный мир, в каждой работе нужно ощущать наследие мировой культуры.
Алла Белякова писала волшебные букеты, наполненные красотой и свежестью. Она превращала цветы в акварель в течение полувека. Она писала натюрморты, на которых собраны все цветы России: ромашки и колокольчики, васильки, сирень, рябина, черемуха, флоксы, пионы и гортензии. И еще много прекрасных пейзажей тех мест, где ей довелось жить в детстве –Узбекистан, Крым, Кавказ.
…И если птица поет,
Это хороший признак,
Признак, что вашей картиной
Можете вы гордиться,
И можете вашу подпись
Поставить в углу картины.
Выставка «Муза художника. Артур Фонвизин и Алла Белякова. Акварель» открыта до 6 июля 2014 года в Галерее искусств Зураба Церетели по адресу Москва, ул.Пречистенка, дом 19. Галерея работает: с 12.00 до 20.00 пятница – с 12.00 до 22 .00 воскресенье – с 12.00 до 20.00 выходной день — понедельник каждый вторник – день бесплатного посещения последняя среда каждого месяца – день бесплатного посещения для лиц, не достигших 18 лет Стоимость билетов: 300 рублей, льготный – 100 рублей
Валентина, вы делаете такое хорошее светлое дело, очень обстоятельно и вкусно рассказываете про удивительные вещи. Спасибо вам за это! Акварели Аллы Беляковой очень понравились.
Акварели — замечательный нежный вид изобразительного искусства. Мне нравится!
Стиль Анатолия Зверева неповторим. Давно обещали организовать Музей Анатолия Зверева, очень хочется посмотреть большую коллекцию, которая еще сохранилась в России.
А я в школе любил рисовать красками, конечно не так красиво выходило, но все же.
Андрей, а сейчас вы рисуете, или только с паяльником работаете? Вот с блогом у вас точно отлично получилось. Уже подписалась!
Такие нежные картины! Наверное именно акварелью и можно написать «свежесть ветра и ласку солнца»…
Акварель = это особая живопись, тонкая и изящная!
Спасибо,Валентина,за чудесный рассказ о прекрасной выставке талантливых художников! Акварель впечатляет! Отдохнула и порадовалась!
Елена, нам всем нужны положительные эмоции. Я надеюсь, что вы их получили:)
Очень люблю Серебрянный век, не только живопись ,но и литературу.
Понравилось фото Розы в бокале: картина и живые цветы.
Я всегда на вашем сайте отдыхаю душой и узнаю много нового. Спасибо вам,за то что делитесь с нами прекрасным! 🙂
Эльза, благодарю Вас за теплые слова! Я тоже люблю искусство Серебряного века и всегда им наслаждаюсь.
Мне, в принципе, нравятся картины, написанные акварелью. Они выглядят легкими, полупрозрачными…
Работа с акварелью требует особого подхода, настроения и особого мастерства!
Только, видимо, не каждый художник может с ней работать. Мне кажется, здесь особое видение мира необходимо
Я просмотрела несколько уроков Андрияки по акварели на ТВ. Действительно, акварель — это особый мир живописи!
Наверно, очень интересно наблюдать за мастером и за тем, как рождается картина?
Совершенно верно, это необыкновенно интересно. У тебя на глазах рождается замечательное произведение искусства. Создается впечатление, что ты тоже так можешь:)
Я когда-то смотрела передачу, какой-то мастер-класс, рисовали розы. Не могла оторваться, смотрела, как завороженная
Вот так влияет на нас искусство 🙂
Артур Фонвизин самобытный художник, чудесные полотна его творчества представлены на выставке. Картины Аллы Беляковой увидела впервые, тоже приятно было познакомиться с ее творчеством.
Любовь, я рада, что Вам понравилось!
Любовь, я рада, что Вы открыли для себя что-то новое!
Портрет актрисы хорош… так романтично
Обожаю акварель , она чиста и прозрачна . Только тонкий человек может писать акварелью , ведь при смешении лишнего цвета получится грязь . Мне безумно нравятся акварели Врубеля . Моего дедушку тоже сослали в Караганду(к сожалению он так и умер в Караганде…) Как тесен мир …
Жанна, какие ужасные были времена, многие не выжили как и Ваш дедушка. Сочувствую Вам и Вашим родным. Главное, чтобы следующие поколения помнили об этом!
Очень люблю акварель, Валентина! И теперь понимаю за что!:) Как бы ускользающее изображение можно передать. Спасибо за рассказ.
А кресло у меня такое тоже есть! У компьютерного стола как раз… Вот!
Нина, здравствуй! У тебя прекрасная мебель, сидя на таком кресле еще приятнее любоваться акварелью! 🙂 Рада тебе!
Я сегодня приехала на дачу, установила интернет и блаженствую. За окном солнце, все ярко зеленое, птички поют. Скоро вырастут помидоры и огурчики. Красота!
Добрый день, недавно был в эрмитаже, там столько картин, что глаза разбегаются.
Дмитрий, завидую Вам безмерно. Так хочется в Питер, и особенно в Эрмитаж!
Во дворе моего дома ,в детстве , была художественная школа….но родители определили меня в музыкальную…впрочем , что окончила музыкальную школу не жалею…совмещать то и другое , наверное , было бы трудно.
Конечно, Лидия, трудно совмещать такие серьезные вещи!
я иногда думаю — я не понимаю в этой живописи точно ничего, ну я наверное вообще бездарная?)))
Ларик, я думаю, тебе надо сходить на выставку и посмотреть, как ты воспринимаешь картины вживую, а не через компьютер. Есть разница!
Такая душевная выставка и такая интересная история людей! Спасибо Вам за статью и за стихи отдельное спасибо =)
Александра, стихи потрясающие, спасибо, что Вы их отметили!
А мне нравятся портреты. Художник всегда умеет отметить что-то особенное. И человек преображается. В детстве я любила разглядывать лица людей.
Наверно, это привычка до сих пор сохранилась?
хоть бы одну такую картину в квартиру — можно вечно любоваться… это тебе не черный квадратик… Колокольчики — нежность облака
Согласна, черный квадрат к себе домой не хочу, а вот колокольчики — с удовольствием!
акварель — очень сложно… я ходила в художественную школу — так что прошла тернистый путь! Подсолнухи очаровали…
Ах Подсолнухи, волшебная картина!
Особенно запомнился портрет 1950-го года. И ещё понравилась идея с реконструкцией букета цветов :)) Молодцы организаторы выставки!
Спасибо, Валентина!!!
Олечка, рада тебе очень! Спасибо за комментарий.
Не знаю, почему кому-то, когда-то эти акварели не понравились. Я — дилетант и не особый знаток живописи, но эти акварели мне очень понравились — ощущение воздушности и полета появляется, глядя на них!
Елена, мне тоже кажется, что акварель создает особое восприятие — прозрачности и легкости! У нас по ТВ в этом году показывали занятия Андрияки, как создавать акварели. Я смотрела, не отрываясь! В Москве есть академия Андрияки, и туда можно пойти учиться.
Наверное многие из нас в школе на уроках рисования писали свои картины акварельной краской, я до сих пор помню как мы всем классом рисовали фрукты. У кого-то получалось очень даже не плохо. Конечно не так как у художников-профессионалов, однако наши лучшие рисунки всегда выставлялись на школьных выставках.
Наталья, как приятно вспоминать наши школьные годы, сколько всего было интересного. А ты еще и акварелью рисовала! А сейчас этим не занимаешься?
Сейчас нет, однако стоило бы попробовать вновь.