Марк Шагал. От Витебска до Парижа
Марк Шагал. От Витебска до Парижа
Летом 2012 году я побывала в Инженерном корпусе Третьяковской галереи на выставке работ Марка Шагала (1887-1985). Выставка была приурочена к 125-летию со дня рождения художника, на ней экспонировались более 150 произведений живописи, скульптуры, графики и прикладного искусства из государственных и частных собраний. Наиболее значительная часть экспонатов поступила из собрания наследников художника – Беллы и Мерет Мейер.
В 1915 году Тугенхольд писал о Шагале: Беря кусок жизни, грубой и бедной, Шагал творит свою красивую легенду. Метельщик становится пыльно-серебряным, гладильщица окрашивается колоритом изысканного веласкезовского благородства, так же как и старый еврей, суровая торжественность которого выражена сочетанием черного и белого… Вряд ли найдется в истории искусства художник, столь привязанный в жизни и творчестве к своим корням, к месту рождения: Моя душа навек с тобою – пока живу, пока дышу.
Приехав в 1973 году с коротким и единственным, после отъезда в эмиграцию, визитом в Советский Союз, Шагал посетил Третьяковскую галерею. По свидетельству очевидцев, он воскликнул: Икона – это лучшее, что создано в России. Шагал увидел в ней один из источников своего стиля, своего образного мира. Современные Шагалу молодые живописцы: К.С.Петров-Водкин, А.В.Лентулов, М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, К.С.Малевич – все они прямо или косвенно соотносились с древнерусской традицией. Каждый из них увидел икону заново и по-своему оценил чистоту ее красок.
Шагал шел по жизни, всегда оглядываясь в прошлое. Оторвавшись от дома в 20 лет, он постоянно возвращался назад в реальности или в воспоминаниях. Ему необходима была родная почва. Неслучайно в 1915-1916 годы, живя в Петербурге, он начал писать воспоминания, а закончил их в 1924 году в Париже. Это был поиск «точки опоры», желание вновь оказаться рядом с тем, что утрачено.
Шагал родился в Витебске в 1887 году на окраине города, называвшейся Песковатики, заселенной в основном еврейской беднотой. При рождении он получает имя Мовша (Моисей), потом в Париже принимает имя Марк. Отец служил приказчиком на складе сельдей, мать содержала бакалейную лавку. Через десять лет родители строят одноэтажный каменный дом с лавкой и деревянными флигелями, где семья живет до 1923 года.
Легко заметить постоянство в выборе мотивов, превращенных Шагалом в символы Витебска: маленькие деревянные домики с двумя окнами, покосившиеся заборы, сараи, ворота, мосты, церкви и кладбище. Шагал не искал эти образы специально, они всегда были рядом. Их родословная начиналась из окна родительского дома на Покровской улице. Шагал писал:
Этот пригорок с церковью я не раз и всегда с удовольствием изображал на своих картинах. В дальнейшем церковь перерастает значение изобразительного мотива и в парижских картинах превращается в знак Витебска и самого художника.
В 1900 году Шагал поступил в Витебское городское училище, и здесь он полюбил рисование. Он стал упрашивать мать дать ему возможность стать художником. И хотя согласно заповедям Моисея запрещалось делать изображение того, что «на небе, на земле и на воде», масть уступила сыну и отвела его в Школу живописи и рисунка И.М.Пэна. В 1906 году, получив от отца 27 рублей, Шагал уезжает в Петербург.
В Петербурге Марк Шагал поступает в частную школу живописи Е.Н.Званцевой, где преподают Л.С.Бакст и М.В.Добужинский. Шагал вспоминает:
Судьбу мою решила школа Бакста и Добужинского. Бакст повернул мою жизнь в другую сторону.
Шагал изображает жизнь родных и близких ему людей, выбирая эпизоды их повседневного бытия. Они чаевничают, музицируют, отдыхают, чего-то ожидают. Художник утверждает ценность каждого мгновения человеческой жизни, желая удержать, запомнить их. Это то, что напоминает дом, семейный очаг и то, что навсегда остается в душе и памяти.
Витебск – это «территория любви» Шагала к Белле, возлюбленной, жене и музе. Они познакомились в 1909 году в доме их общей подруги, но подлинная встреча произошла несколькими часами позже на мосту через Двину, став для Шагала озарением. Отныне мост входит особой темой в творчество художника. Белла писала:
Мост для нас – это рай. Мы вырвались из тесных домишек, чтобы взглянуть на небо. Улочки так узки, что неба не видно. Церкви, острые крыши. А под мостом – река. Меж небом и водой просветляется воздух.
Город – невольный свидетель любви Марка и Беллы. В картине «День рождения» (Музей современного искусства, Нью-Йорк) Марк и Белла воспаряют вверх, туда, где синее небо и облака. Они взлетают в картинах «Над городом» (Третьяковская галерея) и «Прогулка» (Русский музей).
Адвокат М.М.Винавер назначает Шагалу стипендию для продолжения учебы за границей, и в мае 1911 года он уезжает в Париж. Он снимает мастерскую в общежитии для художников «Ла Рюш» (Улей), где его соседями были Модильяни, Ф.Леже, Х.Сутин. В мае 1914 года Шагал приезжает в Берлин, где открывается его первая персональная выставка в галерее «Дер Штурм». После выставки он уезжает в Витебск для встречи с Беллой. И начавшаяся Первая мировая война лишает его возможности вернуться в Париж.
25 июля 1915 года Марк Шагал и Белла Розенфельд становятся мужем и женой. В мае 1916 года у них рождается дочь Ида. В Москве Шагал участвует в выставке объединения «Бубновый валет». В сентябре 1918 года Марк Шагал получает мандат уполномоченного (комиссара) по делам искусств в Витебской губернии. Его первым грандиозным проектом стало оформление города в честь годовщины революции. Многие не понимали такое пролетарское искусство, удивлялись, почему корова зеленая, а лошадь летит по небу. И какое отношение это имеет к Марксу и Ленину?
Организаторская работа захватила Шагала. Он сделал очень много за короткий срок в 4 месяца: открыл Народное художественное училище, куда пригласил преподавать известных художников (Л.М.Лисицкого, И.А.Пуни, А.Г.Ромма). Он руководил одной из его мастерских – Свободной живописной, начал работу по созданию музея современного искусства, проводил выставки, диспуты и лекции. Но начались конфликты и преподавателями училища, а после приезда в Витебск Казимира Малевича борьба группировок закончилась переходом учеников в группу Малевича. В начале июня 1920 года Шагал покинул Витебск навсегда.
Именно сейчас, в мае 2014 года в прокат вышел фильм известного режиссера Александра Митты «Шагал – Малевич». Очень советую вам, дорогие читатели, посмотреть фильм о непростых отношениях Шагала со своим гениальным современником Казимиром Малевичем, а также об отчаянной схватке за сердце Беллы с другом детства, а ныне красным комиссаром Наумом.
Марк Шагал переезжает в подмосковную Малаховку, где преподает рисование в еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал». Летом 1922 года художник покидает Россию, уезжая с выставкой своих работ в Каунас, потом в Берлин. Затем с семьей переезжает в Париж для выполнения заказа издателя А.Воллара по выполнению офортов к произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души». 96 офортов передает в дар Третьяковской галерее.
В 1933 году в Мангейме после выставки «Большевизм в культуре», устроенной нацистами, по приказу Геббельса сжигают произведения Шагала. Ему отказывают в получении французского гражданства. И в этот трудный период Шагал, уже всемирно известный живописец, обращается к своим корням, к родному городу, который понимал его с полуслова. Он пишет полотно «Обнаженная над Витебском», наполненное тишиной и родным воздухом.
В 1941 году Шагал получает приглашение от Музея современного искусства в Нью-Йорке, и в июне вместе с семьей едет в Нью-Йорк, подальше от страшной войны. Но ему не удается убежать от страшной беды: 2 сентября 1944 года в местной больнице от сепсиса умирает Белла. Почти год он не может взять в руки кисть.
Через год он знакомится с Вирджинией Хаггард-Макнил, дочерью бывшего британского консула США. У них большая разница в возрасте – Шагалу 58 лет, Вирджинии чуть больше 30. Рождается сын Дэвид. И в 1947 году семья переезжает во Францию, поселяется в Оржевале. В 1951 году Вирджиния уходит от Шагала и забирает сына.
22 июля 1952 года Шагал женится на Валентине Бродской (Ваве), дочери известного фабриканта и сахарозаводчика. Но только Белла оставалась для художника вечной музой.
Посещая в 1973 году Советский Союз, Марк Шагал после долгих колебаний отказался от поездки в Витебск:
В мои 86 лет некоторые воспоминания нельзя ни тревожить, ни обновлять… И то, что живой частью входит во множество моих картин и рисунков, окажется несуществующим, исчезнувшим с лица земли. Мне будет невыносимо больно это видеть.
Художник прекрасно понимал, что послевоенный Витебск – совсем другой город. В 1930-е годы были уничтожены любимые образы-знаки его картин: Спасо-Преображенская церковь, Успенский собор. Разрушены в войну синагоги и еврейское кладбище. Прежнего Витебска нет, но и поныне остается место, которое хранит память о Марке Шагале и которое живет во многих работах мастера.
Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Вансе во Франции.
Интересная жизнь у Марка Шагала, а вот картины я думаю мог бы нарисовать такие любой более менее продвинутый художник. Не понимаю я этих — Малевичей, Шагалов… 🙁 Из этих картин понравилась только «Обнаженная над Витебском» 🙂 , а вот «Лежащая обнаженная» совсем нет. На мой взгляд — мазня.
Александр, честно скажу, я сама недавно начала разбираться в этом новом авангардном искусстве. В нем много философии, особенно у Малевича. Ведь Черный квадрат, это не просто картина, это для художника Икона. И когда была первая выставка, то Малевич повесил ее как икону — в углу.
Хороший у вас сайт — познавательный! Столько для себя нового открыла. По галереям не хожу, а оказывается столько прекрасного можно увидеть.
Здравствуйте, Наталия! Очень рада, что вам понравилось. Заходите и знакомьтесь с новыми шедеврами.
В конце октября впервые попала на выставку Шагала в Милане.
Увы, чуда не случилось. Вышла такой же, как и вошла.
Видимо ждала, что произойдет тоже самое, что и с Модильяни. Год с выставки прошел, там же в Милане, привозили из частных собраний-«Проклятые художники»…впечатление неизгладимо ..
Эти художники — большая загадка. Все зависит от настроения, от того, как будут висеть картины. И насколько организаторы выставки проникнутся выразительностью привезенных картин. От многих причин завит впечатление, которое вы получите от увиденного!
Была в Вене в прошлом году, очень удивилась и обрадовалась, увидев его картины в венских музеях.
Спасибо за интересную статью, узналал много нового для себя.
Эльза, приятно, что поделилась с вами интересной информацией!
Пусть картины не все понятны, зато удивительно тонко чувствующий мир художник.
Светлана, к большому сожалению, я не смогла оставить комментарий на вашем сайте. Там стоит надпись, что у меня нет на это прав. Страницы о Холокосте потрясли меня совершенно, до глубины души. Это страшно безумно! Как это все пережить! И надо «чтобы не ушло это из сердца твоего все дни жизни твоей, и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих».
Такое искусство на любителя, хоть и знаменитый художник.
Вчера была в Русском музее (Санкт-Петербург), в экспозиции музея представлена только одна картина Шагала — Прогулка, жаль, что так мало.
Я тоже хочу в Русский музей. Была там очень давно! Всего одна картина Шагала — кошмар!
Какие оригинальные картины, видимо таким тоже есть место в искусстве.
Да, Наталья, есть им место в искусстве, и еще какое место!
Валентиночка, я так по тебе соскучилась, по твоим постам, по твоим рассказам, ты знакомишь нас с творчеством, я иногда брыкаюсь, но в глубине души очень тебе благодарна за просвещение и открытие новых имен, чмоки тебя реально, вот Шагал вроде на слуху, а меня сейчас повергло в шок, ну ты понимаешь — я не очень его, но если у него есть ценители, то почему нет?
Ларисенок! Я его тоже не очень. Кроме букетов цветов ничто к душе не прикипает. Порой пытаюсь увидеть образы за его линиями, а не могу, не получается, словно меня кто-то неведомый или невидимый в очки нарядил.
Вера, дорогая, вот когда очки снимутся, тогда и увидите все во всей красе 🙂
Ларочка, душечка, как я тебе рада и твоим теплым словам. За последнее столько километров отмахала по российским дорогам, приезжаю, а тут ты меня ждешь. Спасибо!
Мне работы Шагала мало знакомы. Только сегодня посмотрела на Вашем сайте большую подборку работ этого художника. Какое буйство цвета!
Анна, приходите, что-нибудь еще новенького подброшу 🙂
Душа любого художника — вообще мало кем может быть понята. А у Шагала — настолько пронзительное ощущение пространства, видимого только им одним, что до конца понять эту многомерность окружающего его мира может только такой же индивидуум, как и он сам. Я так думаю, что для него не существует такого понятия, как притяжение земли, поэтому преломление света в разных точках пространства и создаёт в его видении такие уникальные образы. Это мой дилетантский взгляд, Валентина)))
Вы знаете, Лада, а я не могу навзать такой взгляд дилетантским. Мне кажется, Вы очень тонко чувствуете живопись Шагала!
Творчество Шагала не совсем понимаю, хотя некоторые картины мне нравятся
Анастасия, заходите еще, что-нибудь интересное подберете!
Прекрасно понимаю, почему Шагал отказался от поездки в Витебск. Тот Витебск который он когда-то оставил, был провинциальным тихим городом, сейчас он изменился, стал современным и уже ни сколько не смог бы напомнить о чудесных временах детства и юности. А Витебск помнит и гордится тем, что здесь жил и творил когда-то Шагал, есть и музей его творчества.
Леночка, а ты была в Витебске? Мне очень хочется там побывать. Это легендарный город, который создал один человек — Марк Шагал. Пусть прошло много лет, но дух и настроение еще витают над городом, как в картинах художника.
Природа ему удавалась лучше.
Мне кажется, он так не думал 🙂
Интересные работы, написанные сквозь призму детского взгляда. Такое впечатление ,что листаешь книжку детских сказок.
Автопортрет художника во многом говорит о его личности, выражает его характер.
Любовь, Вы совершенно правы, мне тоже так кажется. У Шагала было особое восприятие, и это видно в его произведениях.
Добрый вечер.
Я смотрю большинство из этих картин написаны маслом или я ошибаюсь.
Дмитрий, Вы не ошибаетесь.
Мне очень запомнилась тема Любви в творчестве М.Шагала. Наверно, Белла пришла не случайно к нему… Столько чувств, новых красок, и даже после её смерти столько отражения её в полотнах…
Спасибо. Было очень интересно…
Ирина, спасибо! Наше с вами восприятие творчества Шагала перекликается. Я тронута его наполненностью любовью к Белле. Да и время, в которое они жили, было такое сложное, тяжелое, трудное…
Ну и что, что непонятно, ну и что, что искажено и по-детски.. зато хочется бесконечно рассматривать эти богатые цветные образы.. ловить эмоции художника.. У Шагала цвета вплавляются друг в друга и живут единым целым..
не так давно проводила первый МК в своей жизни, для взрослых.. люди занимаются в основном лепкой из глины, кто год-два, кто больше.. мне нужно было помочь им оформить работы.. для работ нужно было подготовить фон, мы рисовали его акриловыми красками.. так вот оказалось, что добиться плавных переходов между оттенками, сделать так, чтобы цвета вплавлялись друг в друга и конечно же гармонировали — задача, требующая тренировки ))
Елена, спасибо за интересный рассказ. Вы раскрыли некоторые тайны Шагала!
Необычный художник, не каждый сможет его понять, но картины интересные, дают волю для раздумий
Мне Шагал очень нравится, хотя приближалась я к нему долгое время. Но когда что-то поймешь, узнаешь, почитаешь, потом глаз оторвать невозможно, он такие чудеса творит 🙂
Это похоже на разгадывание кроссворда? 🙂
Можно и так сказать 🙂
Очень своеобразное вИдение мира. Очень личное, своё. Везде ощущается чувство, эмоция. И рука мастера видна в деталях: живописная женщина «Обнажённая над Витебском», живой «Букет цветов», утончённая «причёсанная» аккуратная «Дача».
Тамарочка, как я тебе рада. Как ты все точно увидела у великого мастера! Не будешь больше пропадать надолго или еще твои дела не закончились?
не мое это, не понимаю всех глубин, а вот автопортрет понравился
Лара, заходите еще, что-нибудь обязательно понравится и придется по душе!
да захожу… я чего? — я ничего! можно ж свое мнение высказать, хоть и темное…
Лара, я Вам очень рада! Во-первых, мне интересно ваше мнение, а во-вторых, темного мнения не бывает! Это ваше личное мнение, ваше восприятие картины или другого произведения. Может, это бусы или кольцо, и оно вам нравится или не нравится — это естественно!
Не знаю вот смотрю на это искуство и не понимаю в чем тут талант. Может я просто такая темная в этом деле. Но я считаю что искуство это немного другое чем децкие рисунки с розмытыми образами.
Яна, спасибо, что поделились своим мнением.
Своеобразные картины… но в них столько скрытого смысла.
Галина, совершенно с Вами согласна!