Выставка Константина Коровина (3). Живопись, похожая на музыку
Мы продолжаем нашу экскурсию по обширной выставке Константина Коровина, которая сейчас открыта в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, и посвящена 150-летию художника.
В 1880-е годы у Коровина зарождается интерес к ночным сценам, свидетельством этому является небольшой этюд «В испанской таверне» (1888). Его привлекает возможность передать ощущение таинственности при свете зажженных фонарей.
Парижские виды
Начиная с городского пейзажа «Улица во Флоренции в дождь» (1888), Коровин пишет целую серию блестящих парижских видов. Это картины «Париж утром», «Париж. Бульвар Капуцинок» (1906).
Коровин писал:
В пейзаже (должна быть) история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам – это трудно выразить словом, это так похоже на музыку.
Коровин считается основоположником «русского варианта» импрессионизма, но начинал он свое творчество из передвижнического реализма. Первой его картиной, в которой он применил приемы, характерные для импрессионизма, считается «Портрет хористки». В то время Коровин еще не был достаточно знаком с полотнами французских художников. Первая поездка во Францию состоялась в 1888 году вместе с С.И.Мамонтовым. С этого времени Коровин постоянно посещает выставки французских импрессионистов.
Так же, как Огюст Ренуар и Клод Моне, Константин Алексеевич изображает фигуры против света, помещая их в проеме открытой двери или на фоне пейзажа как, например, на полотне «На даче».
По словам Е.Д.Поленовой, Коровин стал задумываться над тем, как сделать так, «чтобы выходила не живопись, а музыка». Именно поэтичности и музыкальности добивался Коровин, когда писал ночные жанровые композиции, получившие название «ноктюрны», или пейзажи с одинаковым названием «Порт в Марселе» (1890).
Коровин любил контрастные, яркие краски и не растворял контуры предметов в воздушном пространстве, как это делали импрессионисты. Картину «Пристань в Гурзуфе» (1914) по декоративным качествам можно сравнить с полотнами А.Дерена и Р.Дюфи. Отвечая на вопрос, какого он придерживается направления в искусстве, Коровин говорил:
У меня нет направления, я далек от кубизма, импрессионизма, вообще всякого изма. Я певец природы, суть моих картин выявление Красоты и Радости жизни.
Продолжение рассказа о жизни и творчестве художника Константина Коровина следует…
Выставка в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу открыта до 12 августа.
Очень хорошие работы. ЕСТЬ НА ЧТО ПОСМОТРЕТЬ.
Олег, я тоже неравнодушна к картинам Константина Коровина.
Певец природы, Красоты и радости Жизни! Лучше не скажешь! Спасибо! Очень люблю картины этого художника! Твит
Елена, именно яркие, радостные краски меня завораживают. Этого так не хватает в нашей городской жизни!