Константин Коровин и театр (6)
В Третьяковской галерее на Крымском Валу сейчас открыта ретроспективная выставка работ Константина Коровина. Здесь представлены эскизы, декорации и костюмы, разработанные мастером. На выставке можно посмотреть видеозаписи оперных спектаклей, оформленных знаменитым художником. С именем Константина Алексеевича Коровина связан блестящий расцвет русского театрально-декорационного искусства конца 19-го – начала 20-го века. Выдающаяся роль живописца в развитии русской сценографии стала возможной благодаря особенностям его артистической натуры. Работа на театральном поприще для Коровина началась со знакомства с крупным промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым.
В усадьбе Абрамцево
Знакомство произошло в усадьбе Абрамцево, где уже было поставлено 9 спектаклей с участием в качестве актеров, оформителей и режиссеров И.Е.Репина, В.Д.Поленова, В.А.Серова, хозяев дома, их друзей и родственников.
В этих спектаклях участвовал Костя Алексеев (будущий создатель Московского Художественного театра Константин Сергеевич Станиславский), двоюродный брат жены Мамонтова. В эту творческую атмосферу Коровина ввел его учитель в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) В.Д.Поленов.
В Русской частной опере С.И.Мамонтова, кроме Коровина, работали и другие выпускники МУЖВЗ – А.С.Янов, И.И.Левитан, Н.П.Чехов, В.А.Симов. Период театральной деятельности Коровина у Мамонтова был очень насыщенным. Он выполнял декорации по эскизам Васнецова, Поленова и занимался собственными проектами.
Опера «Садко»
Одной из центральных работ Коровина в Русской частной опере было оформление им совместно с М.А.Врубелем оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко». Художник так формулировал стоявшие перед ним задачи:
Краски могут быть праздником глаза, как музыка – праздник слуха души. Глаза говорят вашей душе радость, наслаждение, краски, аккорды цветов, форм… Неожиданностью форм, фонтаном цветов мне хотелось волновать глаза людей со сцены, и я видел, что я даю им радость и интерес…
В мамонтовском театре Коровин как автор и исполнитель эскизов декораций и костюмов проработал более 30 оперных постановок. Из живописца, случайно оказавшегося в театральном искусстве, он превратился в зрелого мастера.
Директор Императорских театров В.А.Теляковский привлек Коровина, Шаляпина и Головина в Большой и Мариинский театры. На их огромных сценах художник мог наиболее полно выразить свой дар декоратора. Коровиным были оформлены балеты «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, «Конек-Горбунок» Ц.Пуни, «Дочь Гудулы» А.Ю.Симона, «Золотая рыбка» Л.Минкуса, оперы «Валькирия» и «Моряк-скиталец» Р.Вагнера и «Демон» А.Г.Рубинштейна.
Оперы Римского-Корсакова
В разные годы на сцене Большого театра художником были оформлены оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Ночь перед Рождеством», «Кащей Бессмертный».
Римский-Корсаков был особенно близок Коровину музыкальностью опер на темы народных легенд и преданий. Более 150 оперных и балетных спектаклей было оформлено художником на сцене Большого и Мариинского театров в течение 20 лет.
Константин Коровин был художником исключительного музыкального дарования. Он обогатил культуру оформления спектаклей в музыкальном театре и раскрыл громадные возможности сценографии.
Продолжение рассказа о жизни и творчестве художника Константина Коровина следует…
Выставка работает до 12 августа. Третьяковская галерея ждет вас, друзья!
Мне нравятся работы Константина Коровина, знакомы с детства по иллюстрациям в книгах. А то, что он такой театрал, даже не знала!
Людмила, когда я была на выставке Константина Коровина, то там целый огромный зал был отведен под декорации и костюмы, созданные художником. Он много работал в театре. И после отъезда из России, во Франции, тоже работал для театра.
Ну и время было интересным. Полным новаторских идей и гениев
Очень интересные работы! Спасибо!
Благодарю за поддержку!