Константин Коровин. Биография. Воспоминания (9)
Выставка Константина Коровина в Третьяковке
Ретроспективная выставка работ Константина Коровина открыта сейчас в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) на Крымском Валу. Выставка посвящена 150-летию со дня рождения художника. В предыдущих статьях я рассказала об огромном вкладе Константина Коровина в русское искусство, о новаторских шагах в области прикладных работ и архитектуры, живописи и театральных постановках.
Воспоминания о России
Блестящая одаренность Коровина проявилась и в литературных сочинениях, раскрывающих обаяние его личности. В эмиграции он написал воспоминания о жизни в России – увлекательные, полные щемящей ностальгии рассказы о родине, о себе и современниках. В мемуарах художнику удалось сохранить живые образы дорогих ему людей, таких же ярких талантов, как и он сам: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.Е.Репина, В.А.Серова, М.А.Врубеля, И.И.Левитана, А.П.Чехова, М.Горького, С.И.Мамонтова и многих других.
Константин Коровин родился в Москве, но он всегда гордился тем, что его дед и прадед «гоняли ямщину», были вольными владимирскими крестьянами. По семейной легенде прадед Константина Алексеевича был назван в честь Пугачева. У жителей сел, расположенных вдоль знаменитой Владимирки – Владимирского тракта – было принято при рождении ребенка спрашивать имя первого увиденного преступника из тех, что гнали по этапу, и этим именем называть новорожденного. Считалось, что это принесет младенцу счастье. Художник писал воспоминания:
Когда родился мой прадед, везли в клетке с большим конвоем Емельку Пугачева, и прадеда наименовали Емельяном.
Дед Коровина, Михаил Емельянович, держал ямской извоз, был владельцем большого дома с колоннами на Рогожской улице в Москве, но разорился при строительстве железных дорог. Он привил внуку любовь к музыке. Отец, Алексей Михайлович, был юристом, выпускником Московского университета, очень любил читать. Именно благодаря отцу Константин и его старший брат Сергей познакомились с русской и мировой литературой. Многие стихи Пушкина Константин Алексеевич знал наизусть. Аполлинария Ивановна, его мать, любила писать акварели и играла на арфе.
Учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества
Соучениками Константина Коровина по МУЖВЗ были И.И.Левитан, М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин, С.И.Светославский, А.Я.Головин, С.В.Малютин.
Константин, так же, как и его старший брат Сергей, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Его любимыми преподавателями и наставниками стали А.К.Саврасов и В.Д.Поленов. Поленов с особой теплотой отнесся к Коровину, приглашал его на рисовальные вечера в своем доме, познакомил его с С.И.Мамонтовым, помогал в первых театральных опытах по оформлению спектаклей в Русской частной опере.
С 1885 года учитель и ученик много работали вместе на природе. Лето 1888 года, проведенное в подмосковном имении Поленовых Жуковке, стало одним из самых плодотворных в творчестве молодого художника. Здесь он создал свои первые картины «Настурции», «За чайным столом», «В лодке». Живя в эмиграции, Коровин получил письмо о смерти Поленова от его жены, Наталии Васильевны:
За два дня до смерти он сказал мне — Достань мне этюд Константина, речку в Жуковке. И повесь здесь, предо мной на стене. Я буду смотреть. А если умру, напиши ему в Париж поклон, скажи, что увидимся, может быть, опять на этой речке…
Савва Иванович Мамонтов сыграл важную роль в жизни Константина Алексеевича Коровина, раскрыв театрально-декорационный и монументально-оформительский талант художника. За время сотрудничества с мамонтовским театром (до 1898) Коровин оформил несколько десятков спектаклей. Именно здесь за ним закрепилась слава художника театра. Это повлекло за собой предложение Дирекции Императорских театров возглавить декорационную мастерскую в 1900 году.
В 1886 году в классах Московского училища живописи, ваяния и зодчества Константин Алексеевич Коровин познакомился с Валентином Александровичем Серовым, будущим известным живописцем, графиком, художником театра. Они вместе посещали рисовальные вечера в доме В.Д.Поленова. Художники принимали активное участие в жизни Абрамцеского кружка и исполняли декорации для спектаклей Русской частной оперы С.И.Мамонтова. Имено Мамонтов в шутку прозвал неразлучных друзей «Серовин и Коров».
Путешествие на Север
В 1894-м по инициативе Мамонтова художники вместе совершили путешествие на Север. Оно стало важных этапом в творческой биографии каждого из них. В начале 1900-х Коровин и Серов совместно возглавили портретно-жанровую мастерскую в МУЖВЗ. Высоко оценивая талант и личность Серова, Коровин отказался от празднования своего 50-летия в 1911 году. Из-за связи с неожиданной смерти друга.
С.А.Щербатов вспоминал:
…верная любовь к этим трем предметам любви (России, искусству и природе) и связывала Коровина с Серовым, этих двух людей, столь разных по природе и темпераменту – этого весельчака и меланхолика, этого шармера Костю, которым так легко было увлечься, и замкнутого в себе, обычно хмурого Серова, которого можно было любить или не любить, но на которого можно было положиться и которому до дна можно было поверить. Оба они влюблены были в русскую природу, впитывали в себя всю поэзию ее рек и лесов, много жили вместе в деревнях, шалашах, избах, странствовали по широкой России, охотясь, ловя рыбу (Коровин был страстным рыболовом), делая этюды, общаясь с мужиком, нутро которого знали оба хорошо.
Любатович Татьяна Спиридоновна выступала в Русской частной опере Мамонтова, обладала ярким, звонким голосом красивого тембра.
Дружба Константина Алексеевича Коровина и Михаила Александровича Врубеля началась в 1889 году и длилась долгие годы. Коровин ввел Врубеля в художественные круги Москвы 1890-х годов, познакомил с В.Д.Поленовым, В.М.Васнецовым, М.В.Нестеровым, В.А.Серовым. Сблизившись с С.И.Мамонтовым, Врубель стал членом Абрамцевского кружка. Из воспоминаний К.А.Коровина:
Чем более жили мы с Врубелем, тем более я убеждался, что он нездешний жилец, что он пришел к нам откуда-то, издалека. И что вся бездна глубины души его нездешняя, что он пришелец, мимоходом проходящий по путям нашей жизни.
Продолжение биографии следует…
Выставка Константина Коровина открыта до 12 августа 2012 года.
Спасибо за такой интересный и подробный рассказ! Жизнь и творчество этого художника мне особенно интересно, потому что я состою в некотором родстве с ним 🙂
Посмотрела несколько других статей о Коровине: очень неудобно то, что у вас запрещен клик правой кнопкой мышки на тексте, это мешает открывать ссылки (например, если я хочу посмотреть блог одного из комментаторов, мне нужно уйти с вашего сайта, потому что я не могу открыть эту ссылку в новом окне), нельзя открывать сразу несколько статей в разных окнах. Это никак не избавляет вас от риска кражи статей. Во-первых, у вас в рсс-ленте полные статьи — бери-не хочу, во вторых, достаточно открыть исходный код страницы, чтобы скопировать любую информацию с нее.
Жанна, спасибо за конструктивные советы. Теперь я немного знаю, что такое Исходный код страницы и рсс-лента — почитала в Интернете. Раньше не обращала на это внимание, до всего руки не доходят, ведь это мой первый сайт. Скорей хочется поделиться своими впечатлениями от выставок и музеев :).
Интересный обычай, называть новорожденного именем первого встречного преступника…
Да-а, чего только на Руси не бывает 🙂
Какая красота. Как я люблю такие умные сайты.Хорошо, что Вы ко мне постучались через твиттер. Нажала на все кнопки, пусть и другие люди заходят, почитать, мозги встрепинуть.
Спасибо за добрые слова и поддержку!
Я согласна с Коровиным:) Неземным человеком был Врубель
Нина, у меня аж дыхание перехватывает от Вашего комментария — только что побывала в Третьяковке на Лаврушинском. Там оформлен новый зал Врубеля, замечательно! Очень хочется написать о нем, но сначала надо о Серове, ведь только что прошла выставка Валентина Серова, а потом обязательно о Михаиле Врубеле!
Спасибо! Очень интересно было узнать о Коровине.
Обязательно прочитайте следующую статью, будет еще интереснее!