Илья Машков. Авангард: на телеге в ХХI век
Термин «авангард» получил распространение во второй половине ХХ века. В России впервые его применил не Илья Машков, а Александр Бенуа в 1910 году. Бенуа разделил участников одной из экспозиций на авангард, центр и арьергард. Себя и художников круга «Мира искусства» он определил к центру. К авангарду он причислил возглавляемую Михаилом Ларионовым группу молодых московских новаторов, разрушителей норм. В широком смысле авангард — часть модернистского движения, предполагавшего пусть не радикальное и революционное, но принципиальное обновление форм и смыслов в искусстве.
Я продолжаю свой рассказ о замечательной выставке «Авангард: на телеге в ХХI век», прошедшей недавно в Музее русского импрессионизма.
Илья Машков и его жена Елена Федорова-Машкова
Илья Машков. Кувшин с цветами. Конец 1900-х- начало 1910-х. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Елена Федорова-Машкова. Букет цветов. 1911. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Елена Федорова-Машкова. Раковина и кувшин. 1911. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
В 1904 году Илья Машков в собственной квартире в Москве, расположенной в доме 34 на Мясницкой улице, устроил студию живописи и рисунка. Преподавателями этого частного учебного заведения, популярного в 1910-х годах, были такие будущие лидеры русского авангарда, как Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Петр Кончаловский. Как вспоминал сам Машков, за 13 лет существования студии на ней перебывало более трех тысяч человек. Однако из всех
серьезно занимались живописью Фальк, Грищенко, Федоров, Мильман, Клюн, Татлин, Осмеркин, Блюменфельд, Михаил Родионов, Королев и др.
Женщины-художницы
Учились в студии и женщины-художницы, самые известные из которых — Вера Мухина, Антонина Софронова, Вера Шлезингер. В начале 1910-х годов занятия начала посещать Елена Федорова, ставшая впоследствии женой Машкова. Под двойной фамилией Федорова-Машкова она участвовала в групповых выставках объединения «Мир искусства» и была очень близка супругу по художественной манере. Натюрморт «Раковина и кувшин» относится к ранним ученическим работам художницы.
Надежда Пальцева. Букет цветов. Около 1920. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Николай Белянин. Натюрморт. 1916. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Николай Белянин. Дворик. 1916-1920. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Алексей Деньшин. Вятский мотив. 1920-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Вятский художник-пейзажист Алексей Деньшин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Вхутемасе (в мастерской Ильи Машкова). Наибольшую известность Деньшин, однако, не в области станковой живописи, а в декоративно-прикладном искусстве. Помните, мы говорили, что он фактически стал спасителем народного промысла дымковской игрушки. К 1910-му году этот народный промысел находился в совершенном упадке.
Деньшин-художник любил писать виды старых русских городов, монастыри, безлюдные поля и лесные опушки. Работа «Вятский мотив» — типичная пейзажная композиция с видом одной из улиц города начала ХХ века. Первый снег скрывает осеннюю распутицу, а дома еще наполнены летним теплом.
Михаил Демидов. Портрет девушки в красной косынке. 1920-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Давид Штеренберг. Пейзаж. 1912. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Художник Давид Штеренберг
«Товарищ Штеренберг» заведовал центральным отделом ИЗО Наркомпроса. Знаменитому правительственному комиссару по делам искусств удавалось успешно пропагандировать авангардное искусство в первые годы советской власти. Штеренберг был замечательным художником, который своими натюрмортами обновил и реформировал этот жанр. К нарочито лаконичным композициям Давид Штеренберг пришел в конце 1910-х годов. Редкая ранняя работа «Пейзаж» была написана в парижский период, который продлился 10 лет, с 1907 по 1917 год. Штеренберг вместе с супругой Надеждой Пальцевой, тоже художницей, обитал в легендарной парижской арт-резиденции «Улей». В соседних мастерских работали Марк Шагал, Хаим Сутин, Амадео Модильяни, Фернан Леже. Именно в «Улье» Штеренберг знакомится с Луначарским. Эта встреча во многом в дальнейшем определила судьбу художника. В Париже Штеренберг учился сначала в Школе изящных искусств, а затем в Академии Витти у Кеса ван Донгена.
«Он бедствовал, но каждый день я видел его с мольбертом и ящиком — он шел писать пейзажи», — так вспоминает Штеренберга в Париже Илья Эренбург в своей книге «Люди, годы, жизнь».
Вероятно, картина «Пейзаж» является одной из ученических работ Давида Штеренберга, выполненных на пленэре в парижском пригороде не без влияния стилистики импрессионистов.
Алексей Князев. Этюд с натуры. 1920-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров