Николай Ге — Суд Синедриона. Повинен смерти!
Николай Ге не часто выставлял свои работы на выставки, обычно он выносил на суд зрителя всего одну картину, которая являлась итогом его духовных и творческих исканий. Также произошло и с картиной «Суд Синедриона. Повинен смерти!». Эту работу художник привез в Санкт-Петербург в 1892 году на 20-ю выставку ТПХВ (Товарищества передвижных художественных выставок). Но так случилось, что эта картина была запрещена для экспонирования. Она была выставлена в конференц-зале Императорской академии наук, куда публика не допускалась. Там эту картину могли видеть только художники и знакомые Николая Ге.
Неприятие картины публикой
Почему же одну из самых оригинальных работ художника опять не поняли? Давайте посмотрим на картину. На зрителя движется большое количество народа, это музыканты и священники. Мы видим большую праздничную процессию, и только потом замечаем жалкую и истерзанную фигуру Христа. Его не сразу разглядишь, ведь Он окружен орущей, негодующей толпой. Художник рассказывает нам, что в последние дни жизни Спаситель был страшно одинок. Люди не хотели понимать Его, у них была своя правда, своя жизнь, своя красота.
Николай Ге сильно переживал такое неприятие картины, он писал в это время своим близким друзьям – семье Костычевых:
Я потому и делаю эти нецензурные вещи, что я художник. Ведь дар мне дан от высшего, от того, которого мы не можем назвать, но чувствовать и понимать можем. Этот дар дан не для пустяков, для удовольствия, для потехи; дар для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нем есть, что в нем дорого, но что заслоняет пошлось жизни.
Судьба картины была печальной, и мы бы могли никогда ее не увидеть. После такого неудачного показа картины Николай Ге увез ее в свое имение в Черниговскую губернию. Там он много раз переписывал лицо и фигуру Христа. Когда художник Николай Ге умер, картина досталась его старшему сыну, а он передал картину Льву Толстому.
Картину пришлось реставрировать
Полотно было снято с подрамника и закатано в свежие газеты, которые местами прилипли к красочному слою. Впоследствии картину подарили Третьякову, и она недолго экспонировалась. После кончины Третьякова картина «Суд Синедриона. Повинен смерти!» была убрана в запасники и почти не выставлялась на публику из-за плохой сохранности.
Недавно картина была исследована современными технологическими методами, а потом отреставрирована. Главное, что картина не была больна «асфальтовой болезнью», вызываемой применением черной краски с битумом. Благодаря работе наших реставраторов мы теперь можем увидеть картину Николая Ге «Суд Синедриона. Повинен смерти!» на выставке в Третьяковской галерее. И поскольку в моей статье появилось такое малознакомое слово как Синедрион, я на всякий случай даю его краткое определение:
Синедрион – высшее религиозное учреждение в древней Иудее, а также высший судебный орган в каждом городе, состоящий из 23 человек.