Петр Первый допрашивает царевича Алексея
После возвращения Николая Ге в Россию, его полностью захватила идея создания Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Художник обсуждал идею, еще находясь в Италии, с энергичным и влиятельным живописцем И.Н.Крамским. Прежде всего Николай Ге думал о независимости художника от денег, от требований заказчика.
И вот 1-я выставка Товарищества была открыта, и самой заметной картиной на ней стала картина Николая Ге «Петр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Конечно же, это национальное культурное наследие России. Наверно, многие помнят эту картину с детства.
Сюжет выбран из истории восемнадцатого века. Петр Первый, первый император всероссийский, сын царя Алексея Михайловича Романова и Натальи Кирилловны Нарышкиной, обвинил в заговоре сына своего, царевича Алексея. Картина полна напряжения и драматизма. Во время написания исторического полотна
Николай Ге изучал много документов того времени, и постепенно симпатии его перемещались от грозного отца к несчастному сыну. Мы видим детали картины, тщательно подобранные для подчеркивания трагедии конфликта. Черные и белые плитки пола — это и сложные черты характера отца и сына, и разыгравшиеся интриги между партиями придворных, окруживших императора и царевича.
Царевич Алексей был обвинен в заговоре против отца. Его заключили в Петропавловскую крепость, подвергли жестоким пыткам. Говорят, что царевич Алексей был задушен в крепости по приказу Петра Первого. По официальной версии он умер от апоплексического удара во время оглашения смертного приговора.
Николай Ге написал картину перед крупной датой. В 1872 году исполнилось 200 лет со дня рождения Петра Первого. Выставленная картина произвела ошеломляющее впечатление на публику. И Николай Ге вернул себе ее расположение. Вот что значит шедевры культуры!