Николай Ге — Совесть. Иуда
Итак, длинная череда праздников закончилась, и мы продолжаем осмотр выставки великого русского художника Николая Ге. Эта выставка посвящена 180-летию художника и открыта в Третьяковской Галерее на Крымском валу в Москве до 5 февраля 2012 года. Такое количество экспонатов еще никогда не выставлялось, и если вы не успеете посетить выставку, то читайте и смотрите картины на этом сайте. Я вам расскажу о творчестве художника и о своих впечатлениях, которые я получила, посмотрев необыкновенные работы живописца и близко познакомившись с его творчеством. Это настоящие шедевры культуры.
Картина «Совесть. Иуда»
В марте 1891 года в Санкт-Петербурге открывается 19-я выставка ТПХВ (Товарищества передвижных художественных выставок), на которой Николай Ге представляет свою последнюю картину «Совесть. Иуда».
Это полотно является развитием и продолжением темы Иуды, поднятой в «Тайной вечере». Но в «Тайной вечере» Иуда был сильно, уверенной личность, а в картине «Совесть. Иуда» — это сломленный человек, ужаснувшийся своему поступку, измученный собственной совестью.
Свою работу над этой картиной художник начинал с поиска лица Иуды, так как для искусства второй половины 19-го века считалось традиционным изображение лица, нерва картины, ее психологического центра. Николай Ге сделал много предварительных набросков лица Иуды, сейчас они хранятся в Художественной галерее Ханты-Мансийска. Но потом художник кардинально меняет свое решение и представляет на картине фигуру Иуды со спины, он считает:
Дороги формы, как смысл духа. Лицо Иуды не важно и все попытки его выразить бесцельны и ни к чему не привели… Суть не в выражении лица Иуды, а в том положении, которое неизбежно вытекает из его духовной деятельности. Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед ним его преступления, смысл которого для него удаление от идеала…
Ученик, предавший своего учителя
На картине мы видим ученика, предавшего своего учителя. Он смотрит вслед удаляющимся в темноте фигурам, это апостолы и стражники, уводящие Христа. Иуда застыл словно соляной столб, он находится на пороге страшного решения – самоубийства.
Эта работа художника подверглась таким нападкам и восхвалениям как «Что есть истина? Христос и Пилат». Были и те, кто жестоко критиковал картину, но были и такие, кто страстно защищал ее. Так неоднозначно относились почти ко всем картинам живописца.
Выставка еще открыта!
Действительно, шедевр. Смотришь и не хочется отрываться.
Шедевр, он и есть шедевр! Смотришь на застывшую фигуру и понимаешь состояние Иуды, совершившего предательство.
Елена, когда я была на юбилейной выставке картин Николая Ге, я была потрясена мощью его работ и силой его характера. Это великий русский художник!