Что есть истина? Христос и Пилат
Картина «Что есть истина? Христос и Пилат» написана Николаем Ге в 1890 году. И тогда же он выставляет ее на 18-й Выставке передвижников. Сразу же начинаются громкие дискуссии вокруг нового полотна художника. Император Александр Третий покровительствовал передвижникам и посетил выставку до ее открытия. Сохранилось предание о высказывании Александра об этой картине: «Ну какой же это Христос? Это больной Миклухо-Маклай». Кстати, император ценил раннюю «Тайную Вечерю» Николая Ге , написанную во Флоренции и приобретенную Александром Вторым для музея Императорской Академии художеств.
Спустя некоторое время после августейшего посещения выставки вышел цензурный запрет на картину. Это произошло из-за письма обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева царю, в котором художник обвиняется в надругательстве над тем «образом Христа Богочеловека и Спасителя, который выше всего сердцу христианина и составляет сущность христианской веры». В результате последовало изъятие полотна из каталога и запрет на его экспонирование по России.
Чем же не понравился Синоду Христос на картине Николая Ге? Традиционно Иисуса Христа изображали молодым, сильным, одухотворенным человеком. А тут критик Суворин видит перед собой «озлобленного и полоумного бродягу», а потому называет картину лишенной художественности. Вот какие страсти разгорелись из-за нового произведения художника.
Немногие принимали скептическую улыбку и насмешливое презрение Пилата то ли к вопросу, то ли к оборванному и измученному человеку. Полемика приняла ярко выраженный внехудожественный характер. Главным обвинением против Николая Ге стало несоответствие каноническому прочтению. Ге защищал свое произведение, ссылаясь на трактаты Святых Отцов, утверждавших, что самый заурядный, ничтожный и смиренный человек может носить в себе великие духовные сокровища.
Только благодаря настоянию Льва Толстого картину приобретает П.М.Третьяков. Более 100 лет картина Ге «Что есть истина? Христос и Пилат» хранится в Третьяковской галерее. И до сих пор отношение к полотну Ге остается неоднозначным.
А на мой взгляд, это одна из самых сильных работ этого художника. Такая трактовка оказывается куда более жизненной, чем «лакировка». Не знаю уж, что Суворин подразумевал под «художественностью»…
Художник вложил в это полотно очень много душевных сил и философских рассуждений. Могу смотреть на картину долго-долго.
ну все таки он сын его и по любому вызывал восхищение у всех, кто с ним общался, так почему его изобразили вот так? мне не нравится
Ты, как всегда, в дебри забралась. Нет чтобы на главную страничку заглянуть )))
Николай Ге был сильно верующим человеком, и по-своему представлял эту историю.
Истинное мастерство всегда восхищает. Спасибо
Спасибо, Татьяна! Великое мастерство гениального русского художника Николая Ге всегда трогает нашу душу и сердце.
измученная душа рвется из глаз…
Наташенька, ты точно выразила впечатление от картины!
Трактовка Иисуса Христа на полотне Ге совпадает с пониманием образа у Михаила Булгакова в «Мастере и Маргарите». Вероятно Булгаков видел эту картину.
Трактовка Христа на картине совпадает с трактовкой Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита».
Да учитывая ситуацию, картина довольно реалистическая!
Спасибо, что зашли!
Интересно! Я этой картины раньше не видел. А ведь Иисус, изображённый на ней, более реалистичен, чем его канонический образ, если учесть, в какой ситуации он был…
Совершенно с Вами согласна, Михаил. Жаль, что он написал эту картину на своей картине «Милосердие» и «Милосердие» оказалось утраченным. Только в этом году специалисты смогли ее посмотреть с помощью современных технических средств: рентгена и компьютера. Об этом я немного рассказала в другой записи.
Надо же, какая интересная судьба у этой картины «Что есть истина? Христос и Пилат»
Я полностью согласна с художником и считаю эту картину очень сильной. Те кто осуждают картину, говорят, что Христос сам на себя не похож. Но эти бы критики вспомнили историю, ведь перед его распятием его держали в заточении, естественно он измучен. Я думаю, что Николай Ге, писал эту картину о последних дня Христа.
Картина сильна еще тем, что вот именно он не побоялся изобразить Христа не много другим… Это поворот.
Мечтаю взглянуть на эту картину в Третьяковской галерее.
Спасибо за очень интересную статью.