Главная » Русские художники » Генрих Семирадский и античность. Художники его круга

Генрих Семирадский и античность. Художники его круга

Осязаемый, чувственный, красочный образ античности создал Генрих Семирадский. Его работы стали своего рода эталоном. Его картины Вечного города и полотна художников его круга служили источником для литературных произведений из «античной» жизни. Античность занимала все мысли живописцев и всю их жизнь.

Проникновение в мифологию, историю и быт Греции и Рима, попытка воссоздания античной картины мира рождают новый вариант искусства — стиль неогрек. В этом стиле реализуют свои творческие замыслы Семирадский и художники его круга, работавшие в Риме: Федор Бронников, Степан Бакалович, Василий Смирнов, братья Павел и Александр Сведомские. А также главный европейский соперник Семирадского — Лоурен Альма-Тадема. В их полотнах мир античности предстает в виде многофигурных эффектных зрелищ кровавых драм и камерных идиллических сцен.

Художники, окружающие Генриха Семирадского

Большинство из них основную часть своей творческой жизни провели в Риме. Они влились в интернациональную колонию художников Вечного города. Рим будет их домом, источником бесконечных художественных впечатлений. Античность, памятники Рима, его роскошные виллы, разнообразие и сказочность этнических типов станет питательной средой их творчества. Италия воспитает в учениках Императорской Академии художеств чувство стиля, благородство форм и линий. Академический классицизм «русских римлян» согрет живой любовью на всю жизнь к Вечному городу, его истории, памятникам, обитателям.

Семирадский античность

Федор Бронников. Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. 1869. Государственная Третьяковская галерея

Религиозно-философский союз пифагорейцев основал греческий математик и мистик Пифагор в VI веке до н.э. в городе Кротоне. Весь мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой стройное единство, подчиняющееся законам чисел.

Пифагорейцы верили в бессмертие человека. Они поклонялись всему живому на земле, особенно почитали всевидящее солнечное божество. Пифагорейцы устраивали ежедневные утренние церемонии, приветствуя песнопениями восход солнца.

Пифагорейцы

На картине Бронникова изображена группа последователей Пифагора, которые благословляют приход дневного светила, склонившись в молитвенных позах. Многие из них держат в руках музыкальные инструменты, так как музыка была неотъемлемой частью пифагорейского учения о «гармонии сфер». Согласно этой теории, все небесные тела при вращении издают прекрасную музыку, которую уже давно перестали слышать люди.

Федор Бронников. «Проклятое поле». Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы. 1878. Приобретено П.М.Третьяковым у автора в 1882 году. Государственная Третьяковская галерея

Сюжет картины «Проклятое поле» посвящен жестокой расправе рабовладельцев-патрициев над рабами. Распятие на кресте как вид позорной и мучительной казни был известен в Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене. Но широкое распространение этот способ расправы получил в Древнем Риме. Так казнили особо опасных преступников: бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов. К примеру, после подавления восстания Спартака в 71 году до н.э. все взятые в плен рабы , около 6000 человек, были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги от Каппуи до Рима. Как описывал еврейский историк Иосиф Флавий в книге «Иудейская война», при штурме Иерусалима в 70 году н.э. распятых было так много, что не хватало крестов и места для них.

Федор Бронников

Нередко казнь сопровождалась целым ритуалом. Ей предшествовала обличительная процессия, в ходе которой осужденному приходилось нести так называемый патибулум, тяжелый деревянный брус, который потом служил горизонтальной перекладиной креста. На месте казни крест поднимали на веревках и вкапывали в землю. Конечности распятого прибивали гвоздями, делая его смерть мучительной и долгой.

Согласно Евангелию, в римской провинции Иудее Иисус Христос был подвергнут распятию, что сделало крест символом христианской религии. Казни через распятие были преданы многие христианские мученики. Например апостолы Андрей и Петр. Распятие как вид казни отменил римский император Константин, принявший христианство в IV веке н.э.

На полотне Бронникова изображены стоящие вдоль дороги кресты в форме буквы «Т», к которым пригвождены распятые. Художник предоставляет зрителю возможность рассмотреть все детали картины и проникнуться ее драматическим сюжетом. Плачущая от горя женщина, уходящие по тропинке палачи, греющиесяу костра воины-охранники, воющая собака, черные птицы, надвигающаяся туча дополняют мрачный сюжет «проклятого поля» и усиливают гнетущее ощущение.

Семирадский античность

Вильгельм Котарбинский. Ибисы. 1900-е. Частное собрание. Москва

В культуре Древнего Египта ибис имел большое символическое значение. В природе эта птица имеет изящную форму, длинное оперение и тонкий изогнутый клюв, напоминающий серп луны. С давних времен известно о ежегодном массовом прилете ибисов к разливу Нила. В египетской мифологии особо почитался белый ибис. Такова античность Египта.

Вильгельм Котарбинский

Ибис был священной птицей бога мудрости Тота, покровителя оккультных знаний, и считался его земным воплощением. Поэтому бог Тот изображался в виде человека с головой ибиса. Священных ибисов держали при крупных храмах как домашних птиц, и жрецы подкармливали их. Ибисов даже бальзамировали и хоронили по ритуальному обряду в глиняных кувшинах, как мумий. Эта птица была символом мудрости. Иногда ее считали также хранителем урожая. Убить ибиса, даже случайно, считалось преступление.

Семирадский античность

Степан Бакалович. В приемной у Мецената. 1890

Гай Цильций Меценат был доверенным лицом и другом первого римского императора Октавиана Августа, на правление которого приходилась вторая часть «золотого века» римской литературы. Меценат, богатый человек, способствовал развитию науки и искусства, покровительствовал римским поэтам. Среди них были Гораций, Вергилий, Проперций и другие. Имя Мецената стало нарицательным. Античность подарила нам это слово навсегда.

Бакалович представил атмосферу, царившую в одном из залов роскошного дворца. На переднем плане обращает на себя внимание молодой юноша — поэт, пишущий, опершись на картибул (мраморный столик с грифонами). Возможно, это и есть сам Гораций.

античность

Степан Бакалович. Гладиаторы перед выходом на арену.1891

Степан Бакалович после окончания пенсионерского срока поселился в Риме. Художник писал работы небольшого формата, воссоздававшие античный быт. Работы Бакаловича , исполненные с тонким вкусом и мастерством, пользовались в России огромным спросом. Античность привлекала многих коллекционеров и просто зрителей.

Степан Бакалович

В многофигурной картине «Гладиаторы перед выходом на арену» художник дает целый спектр настроений — от веселья до тяжелого, тревожного раздумья. Произведение стало первым, которое Бакалович прислал в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге как отчет о своей заграничной поездке. За эту картину живописец был удостоен звания академика.

Вильгельм Котарбинский. Девушка с голубями. 1880-1890-е.

 

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *