Генрих Семирадский. Античный образ
Образ Христа Генрих Семирадский изображал с особой любовью. Картина художника «Христос у Марфы и Марии» была самой популярной среди его картин на евангельский сюжет. В 1887 году она была приобретена русским правительством для музея Императорской Академии художеств. В 1907 году картина была передана в Русский музей.
Сюжетом картины стала евангельская история о том, как, поучая народ, Христос дошел до Вифании, расположенной недалеко от Иерусалима. В Вифании его приняла в свой дом женщина по имени Марфа, у которой был брат Лазарь и сестра Мария. В доме Лазаря Христос говорил о том, что забота о спасении души выше всех других забот.
Христос у Марфы и Марии. Государственный Русский музей. 1886
Обе сестры — Марфа и Мария — встретили Христа с одинаковой радостью. Мария села у ног Спасителя и слушала его учение. Марфа же заботилась и о большом угощении. Заметив, что сестра не участвует в ее заботах, Марфа подошла к Христу со словами: «Господи! Или тебе нет нужды, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». На что Христос ответил: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом. Мария же избрала благую часть, которая никогда не отнимется у нее».
Христос среди детей (1900-1901). Национальный музей в Варшаве
Образ Христа
Образ Христа в картинах Семирадского — гармоничный, благодатный. В образе Христа художник подчеркивает духовный аристократизм. Его Христос — учитель мудрости, человек, совершенный внешне и внутренне. Все евангельские сцены на картинах Семирадского погружены в светоносные пейзажи. В них мир природы, пронизанный светом и воздухом, предстает чудесным подарком Бога. Иллюзией солнечного света он словно материализует Его из пейзажа, где горы, камни, озера, кажется, хранят память о Нем.
Искушение святого Иеронима. 1886. Частное собрание. Москва
Святой Иероним (около 341-420) известен как переводчик книг Ветхого Завета на латинский язык. Он происходил из знатной римской семьи в Долмации. После принятия крещения в 375 году вел отшельническую жизнь. В отличие от многих своих предшественников в истории европейского искусства, изображавших святого Иеронима глубоким изможденным старцем, Семирадский следует фактам жизнеописания святого. В то время святому было 33 года, и он удалился в Халкидскую пустыню.
Семирадский словно иллюстрирует слова Святого Иеронима, известные по его письму:
О, сколько раз я, удалившись в уединение, в этой безмерной пустыне, видел себя среди наслаждений Рима…
Портрет молодой римлянки. 1889. Этюд для картины «Фрина на празднике Посейдона» (1889, Государственный Русский музей). Частное собрание. Москва
Сцена из римской жизни. 1883. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Второе название картины — «Искушение». Полотно происходит из коллекции великого князя Константина Константиновича
Отдых патриция. 1881. Частное собрание. Москва
Римские патриции
На балюстраде террасы изображена статуя богини Дианы с олененком, римская копия 1 века н.э. греческого оригинала (Глипотека, Мюнхен). Над головой патриция виден архитектурный элемент. На нем помещен барельеф с изображением приготовления поросенка мраморная копия XVII века утраченной античной скульптуры (Музеи Ватикана, Рим). Украшенная сфинксами бронзовая тренога, стоящая перед патрицием, происходит из храма Изиды в Помпеях (Национальный археологический музей, Неаполь).
Фульвия с головой Цицерона. 1898. Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедника
Марк Туллий Цицерон (106-43 годы до н.э.) — политический деятель, оратор, республиканец и писатель. Он боролся против Марка Антония (83-30 годы до н.э.) К 44 году до н.э. относятся 14 речей-филлипик Цицерона против Марка Антония. Марк Антония и его жена Фульвия яростно ненавидели Цицерона. По их приказу Цицерон был убит, а его отрубленную голову и руки принесли в дом Антония в мешке. По рассказу Плутарха, Фульвия забавлялась тем, что втыкала в язык Цицерона, поносивший ее мужа, булавки.
Праздник Вакха. 1890. Серпуховский историко-художественный музей
Смерть Нерона. 1888. Государственный Русский музей
За эту работу Генрих Семирадский в 1888 году получил звание академика.
Нерон — римский император, последний из династии Юлиев-Клавдиев. Нерон возглавлял государство с 54 до 68 года н.э. Античная история знает немало одиозных правителей, но среди них сложно найти личность более неоднозначную и противоречивую. Деспот, жестокий убийца и непримиримый тиран в последние годы жизни с одной стороны, с другой — человек искусства, поэт и реформатор, заслуживший народную любовь в начале правления.
Император Нерон
Нерон приговорил к смерти собственную мать, одного из главных христианских апостолов Петра и тысячи других людей. Вместе с тем император внес немалый вклад в развитие архитектуры Рима, восстанавливая Вечный город после страшного пожара 64 года. Римский император Нерон покончил с собой 9 июня 68 года в Риме, перерезав себе горло со словами: «Какой великий артист погибает!». После его смерти никто не хотел заниматься похоронами бывшего императора. Узнав об этом, его бывшая возлюбленная Акта, а также кормилицы Эклога и Александрия, завернули его останки в белые одежды и предали огню. Прах его поместили в родовой усыпальнице Домициев на Садовом холме.
Генрих Семирадский. Игра в кости. 1899
Приобретено при благотворительной поддержке А.И.Новикова в 2002 году. Государственная Третьяковская галерея.
Генрих Семирадский в первую очередь известен своими монументальными работами, посвященными истории Рима и Греции, а также пейзажами и портретами. Работал над росписью Храма Христа Спасителя. Несмотря на острую критику русских искусствоведов, в Европе талант Семирадского признавали; художник имел ученые звания не только Петербургской Академии художеств, но и Академий живописи Берлина, Рима, Стокгольма, Турина, а также Французской академии изящных искусств. Хотя во второй половине XIX века изобразительное искусство активно развивалось в самых различных направлениях, Генрих Семирадский всегда оставался сторонником академического классицизма.
Художники-передвижники бранили его подходы к построению композиции и выборе тем, импрессионисты называли его академические приемы «восставшим из гроба призраком», а Павел Третьяков принципиально не покупал картин Семирадского для своего собрания. Вопреки критике искусствоведов, картины Семирадского практически всегда восторженно принимались публикой. Его излюбленными темами были сюжеты античной истории и раннего христианства; художник тяготел к монументализму, многоплановости композиций, игре красок и светотени. 23 августа 1902 года Генрих Семирадский скончался. Его похоронили в Варшаве, рядом с могилами родителей. Позже, по просьбе общественности, гроб с телом Генриха Семирадского был перезахоронен в Кракове, в костеле паулинов «На Скалке», среди могил выдающихся сынов Польши.