Генрих Семирадский. По примеру богов
Выставка «Генрих Семирадский. По примеру богов» посвящена искусству позднего академизма на русской почве. Великолепная выставка сейчас проходит в здании Новой Третьяковки на Крымском валу.
Польский и русский художник был одним из самых выдающихся представителей академизма. Генрих Ипполитович Семирадский родился в Харьковской губернии в 1843 году. Его отец Ипполит Эулевтерьевич Семирадский служил русскому императору на юге России. Он был врачом. Мать вела хозяйство и воспитывала троих детей. Ранние годы Генриха Гектора, его брата Михаила и сестры Марии прошли в небольшом местечке Ново-Белгороде Харьковской губернии. Когда настало время отдавать детей на обучение, семья перебралась в Харьков.
Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870. Минск, Национальный художественный музей Республики
Почему Генрих Семирадский взялся писать Александра Македонского? Все просто: это была его дипломная (или, как тогда говорили, конкурсная) работа в Академии художеств. Ежегодно академический совет давал нескольким молодым художникам задание написать картину на один и тот же сюжет. Автора лучшей работы награждали золотой медалью, оплаченной поездкой в Италию на шесть лет и освобождали от службы в армии.
Харьковский период в жизни Генриха Семирадского
Дети Семирадских воспитывались в национальном польском духе, а дом Семирадских был культурным средоточием местной польской интеллигенции. Здесь, в Харькове, Генрих поступил в гимназию. И в гимназии встретил своего первого и главного учителя рисования – Дмитрия Ивановича Безперчия (1825 — 1913). Ученик Карла Брюллова, Безперчий привил Семирадскому любовь к живописи и стал его наставником на долгие годы обучения в гимназии. А позже – и в период учебы в Харьковском университете, куда Семирадский поступил по настоянию отца.
По примеру богов (Амур и Психея). 1877. Национальная галерея Армении, Ереван
На полотне изображена мраморная скульптурная группа «Амур и Психея» — римская копия второго века до нашей эры. Она находится в капитолийском музее в Риме. История такова. Амур посещал возлюбленную в своём дворце только в темноте. Желая рассмотреть его лицо, во время сна Психея зажгла светильник. Когда капля горячего масла упала на плечо Амура, он проснулся и покинул ее в гневе. Психея, чтобы получить любовь Амура, должна была пройти тяжелый путь, пережить множество испытаний, даже спуститься в подземное царство.
В картине Любовь, Молодость, Красота, Природа и Искусство легко рифмуются между собой. Полотно приобретено Александром III в 1889 году с выставки академии.
Семирадский поступает в Императорскую академию художеств Петербурге
После окончания Харьковского университета в 1864 году Генрих Ипполитович отправился в Санкт-Петербург поступать в Императорскую академию художеств. Осенью того же года он успешно сдал экзамены и стал вольнослушателем. Его преподавателями были профессор батальной живописи Богдан Виллевальде и религиозный живописец Карл Вениг.
Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872. Государственный Русский музей
Картина написана по мотивам романа древнеримского писателя Гая Петрония «Сатирикон» (I век н.э.). Семирадский работал над холстом в Мюнхене. В этом многофигурном полотне недавний выпускник Академии решает множество новых задач. Мы видим разнообразие поз полуобнаженных танцовщиц, соединение скульптуры, архитектуры и человеческих фигур в единую композиционную систему. Художнику удалось передать захватывающую чувственность танца.
На заднем плане слева различимы лежаний на скамье смертельно раненый юноша и его убийца с окровавленным ножом. Но свершившееся преступление не нарушает хмельной угар пира. Так Семирадский вводит тему нравственного падения Римской империи.
В 1872 году картина была показана в выставочном зале Мюнхенского художественного общества. Затем представлена в Санкт-Петербурге на Академической выставке. Там она была приобретена великим князем Александром Александровичем, будущим императором Александром III. Это обстоятельство сыграло важную роль в дальнейшей судьбе Семирадского. В лице Александра Александровича он нашем влиятельного покровителя и ценителя своего таланта.
В мае 1865 года за работу «Избиение младенцев» Семирадского наградили Малой серебряной медалью. Это было выдающимся достижением для студента первого курса обучения. По рекомендации ректора Федора Бруни, год спустя художник подал прошение о переводе в постоянные ученики. Совет Академии удовлетворил ходатайство. Это открыло перед художником большие возможности. 4 ноября 1870 года Семирадскому присуждена Большая золотая медаль и звание классного художника 1 степени.
Грешница. 1873. Государственный Русский музей
Картина написана по заказу великого князя Владимира Александровича на сюжет одноименной поэмы А.К.Толстого. Полотно приобретено великим князем Александром Александровичем. В поэме описана встреча Христа с красавицей-валькирией и ее духовное перерождение под влиянием нравственной силы личности Христа. В картине «Грешница» в творчестве Семирадского впервые появляется тема столкновения двух миров — христианства и его ценностей и мира язычества.
«Грешница» была написана в Риме. В 1873 году полотно было представлено в Вене на Всемирной выставке. Картина была удостоена медали «За искусство». За эту картину Семирадский получил звание академика Санкт-Петербургской Академии художеств.
Миссионерская поездка по Европе
В конце лета 1871 года Генрих Семирадский отправился в миссионерскую поездку по Европе. Вначале он посетил польский Краков, а затем Мюнхен. В апреле 1872 года художник прибыл во Флоренцию, где снял мастерскую. Однако в это время началось извержение вулкана Везувий. И Семирадский отправился в Неаполь взглянуть на редкое явление природы. После были Помпеи, остров Капри и Рим. Родственики живописца рассказывали, что как только он познакомился с Римом, все остальное перестало для него существовать.
Трудный выбор (женщину или вазу?). 1887. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Римскому патрицию в летах предстоит трудный выбор. На чаше весов находятся красавица-рабыня и дорогая китайская ваза. богатый римлянин, пресыщенный потребитель наслаждений и удовольствий, задумался, что предпочесть. Рядом с ним стоит юноша, возможно, сын патриция. Он с восхищением смотрит на прекрасное обнаженное тело невольницы. Так в картине завуалированно звучит тема молодости и старости. За спиной старого патриция изображена скульптура «Кентавр с амуром». Идея парных кентавров представляет аллегорию любви в разные периоды жизни. Картина обращает зрителя к вопросу о цене человеческой жизни, свободы, достоинства.
В 1878 году на Всемирной выставке в Париже за картины «Светочи христианства (Факелы Нерона)» и «Трудный выбор (Женщину или вазу?)» Семирадский был награжден большой золотой медалью и орденом Почетного легиона.
Светочи христианства (Факелы Нерона). 1886. Национальный музей в Кракове
Улица в Помпее. 1882. Приобретено П.М.Третьяковым у автора. Государственная Третьяковская галерея
Картина представляет собой реконструкцию древней архитектуры и быта Помпеи. По узким улицам города с глубокими колеями тяжелые телеги везли не лошади и мулы, а рабы.
В Риме Семирадский снял себе мастерскую рядом с Испанской лестницей. Там собирались натурщики и натурщицы. Здесь он пишет картину «Христос и грешница». Эту работу он начал еще в Мюнхене. Колорит и техника исполнения пришлись по вкусу публике Санкт-Петербурга. В 1873 году картина имела большой успех на академической выставке. Но без критики не обошлось. Один из ведущих историков искусств того времени Владимир Стасов отметил, что в работах художника «нет души и экспрессии».
У Семирадского вырабатывается свой стиль: прекрасные пейзажи, интересные сюжеты. Современникам его картины очень нравились. Но критики считали его «разрушителем старого академического стиля.