Бубновый валет
Художественное объединение «Бубновый валет»
Не единожды упоминала я в своих рассказах название авангардного художественного объединения «Бубновый валет». В него входили самые знаменитые молодые московские художники начала ХХ-го столетия. И я решила поближе познакомить моих дорогих читателей с этим мощным творческим движением, возбудившим тогда всю культурную прослойку России.
Первая выставка художественного объединения «Бубновый валет» состоялась в 1910 году. Обычно название этого объединения ассоциируется с именами Кончаловского, Лентулова, Машкова, Куприна и Рождественского. Московская публика была шокирована эпатирующими картинами молодых художников.
Этому способствовало и вызывающее название, предложенное Михаилом Ларионовым. «Бубновыми валетами» называли каторжников, а также в названии обыгрывалось французское толкование игральной карты: бубновый валет – мошенник или плут. Критика всячески издевалась над «бубновыми валетами».
Состав Объединения «Бубновый валет»
Большинство из молодых художников училось в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Константина Коровина. Но все, созданное Репиным, Левитаном, передвижниками, ими объявлялось старым и отжившим. Дерзкие, молодые, они ворвались в мир искусства в то время, когда в Москве можно было заблудиться в лабиринте художественных течений.
Название «Бубновый валет» прижилось и было водружено на одном из зданий на Воздвиженке (помните великолепное здание Военторга, от которого сейчас даже памяти не осталось). Публика недоумевала, что же это будет – игорный дом? И куда смотрит градоначальник? В воздухе носилось предчувствие скандала.
Сразу после первой выставки Михаил Ларионов и Наталия Гончарова покинули «Бубновый валет» и организовали самостоятельную выставку, которую назвали «Ослиный хвост». Ларионов первым открыл прелесть наивной вывески. Пройдет время, и его холсты будут висеть в самых знаменитых музеях мира, как и картины его спутницы и единомышленницы Наталии Гончаровой.
Выставки Объединения «Бубновый валет» 1910-1914 годов показывают удивительное единство стиля. Яркие красочные пятна, не признаваемые до сих пор сочетания цветов и использование чистого цвета – все сближает русскую живопись с Сезанном и Матиссом, а также с другими фовистами.
Изменение состава Объединения «Бубновый валет»
В 1916 году состав Объединения «Бубновый валет» коренным образом поменялся. Весной объединение покинули Кончаловский и Машков, перешедшие в «Мир искусства». Им на смену пришли Марк Шагал, Натан Альтман, Владимир Татлин, Любовь Попова, Иван Пуни, Ольга Розанова, Иван Клюн – представители неопримитивизма, кубофутуризма и кубизма. В одном они были едины – нужно снести живопись с небес на землю, покончить с господством пространства и противопоставить ему мир вещей. Их любимым жанром становится натюрморт.
Молодой человек из хорошей семьи, зять Сурикова, Кончаловский явно эпатировал публику. Я всегда любил народное искусство – вспоминал художник — примитив, лубок, вывеска. В этом веселом вывесочном стиле пышно расцвело искусство Ильи Машкова. Крестьянский сын, служа мальчиком в мелких лавках, он иногда сам малевал вывески. Не принимавший искусство «валетов» Александр Бенуа увидел в Машкове образец творческой силы, темперамент и буйство красок.
Это буйство красок вывело из терпения Серова. «Не живопись, а фонарь» – скажет о Машкове Серов и исключит его из училища. От портретов дам на полотнах Машкова рябит в глазах, но таким образом, полнокровным и красочным, Илья Машков воспринимал мир. Настоящее царство Машкова составляли его натюрморты. Вот где проявлялись его выдумка, красочная щедрость. Говорили, что сотоварищ Машкова Александр Куприн весь мир воспринимает как один большой натюрморт. Как и другие «валеты», он испытал на себе влияние Сезанна.
Художник Аристарх Лентулов был как никто восприимчив к новейшим течениям, создал вихревой динамизм времени. Свой автопортрет на выставке 1915 года Аристарх Лентулов назвал «Великий художник», не без иронии вспоминая старых мастеров. Он как богатырь-зазывала гордо подбоченился.
Среди «валетов» особняком стоит Роберт Фальк. Он часто писал автопортреты, как бы разметив ими свой жизненный путь. О Фальке говорили, что он соединил в себе пути русского модерна и авангарда. Его живопись способна передавать оттенки чувств и настроений. Фальк долго жил в Париже, но вернулся на родину. Его искусство было несовместимо с соцреализмом, но он продолжал работать в своей мансарде в центре Москвы.
Две последние выставки «Бубнового валета» стали триумфом супрематизма, так как в это время председателем объединения становится Казимир Малевич. На закрытии последней выставки в декабре 1917 года выступали Давид Бурлюк, Василий Каменский и Казимир Малевич с докладом на тему «Заборная живопись». На этом деятельность объединения прекратилась.
Казимир Малевич писал:
Под «Бубновым валетом» организовалась вся новая молодежь с новым отношением к миру явлений и, стало быть, с новой точкой зрения на искусство. «Бубновый валет» — это был действительно первый бушующий вулкан на поляне векового почивания изобразительного искусства со спокойными лирическими пейзажами, пастушками, пасущими баранов, закатами солнца, восходящей украинской луной, воспеванием любви, с психологическим портретом, толкованием разных поучительных моралей, истин, прошлого быта с такой же луной.
Выставка «Бубновый валет» проходила в галерее «Дом Нащокина» в Воротниковском переулке рядом с Триумфальной площадью» с июня по сентябрь 2012 года. Поскольку на выставке разрешалось делать фотографии, то я не преминула запечатлеть замечательное оформление экспозиции.
Самая большая по величине картина Петра Кончаловского «Купание Красной конницы» обращала на себя внимание (320х434). По этой причине почти никогда не выставляется на выставках, а хранится она в Центральном музее Вооруженных сил.
Картины очень смелые и на любителя, мне больше нравятся фотография которые отображают естественную красоту.
Юлия, на моем сайте вы обязательно найдете такие фотографии!
Любопытно было посмотреть на работы этих художников… Мне понравилась картина Фалька «Старая Руза». Остальное как-то не по мне.))
Оксана, это замечательно, что вы нашли картину «для себя».
Интересные картины у этого художника, собор Василия блаженного такой цветной, и красноармейцы весёлые. А автопортретов очень большое количество, и везде художник разный очень.
Татьяна, в художественное объединение «Бубновый валет» входило несколько художников, и все были талантливыми и молодыми. Вам понравился Лентулов с Храмом Василия Блаженного!
Татьяна, в общество «Бубновый валет» входило несколько известных художников, и автопортретов в статье несколько: и Кончаловский, и Лентулов, и Машков. Потому они и непохожие получились 🙂
да, художник «так видит», его право…
Конечно, Лариса, у каждого художника свое вИдение.
Оно, конечно, молодость… буйство! больше всего меня впечатлило «купание»
Размеры «Купания» тоже поражали!
Молодые и задорные художники бросали вызов обществу, многие картины с юмором! ))) Спасибо, Валентина, порадовали! Мне очень понравилось, а какие имена! ))) Твит
Елена, спасибо! Заходите еще!
Валентина, всегда с удовольствием захожу на ваш сайт, для меня он как отдушина, я — визуал.. да еще так интересно информация подается.. спасибо!
Елена, спасибо за поддержку и добрые слова. Я стараюсь!
Все такое живописное и энергичное ) бурлящее, кипящее.. я люблю такое )))
Елена, мне приятно, что Вы нашли здесь живопись по нраву!
Какие смелые и дерзкие были молодые люди! Даже сейчас их работы не все принимают. Но они занимались любимым делом, Валентина. Т.е. были счастливы….
Конечно, Нина, ты совершенно права, они были молоды, задорны и дерзки, и счастливы!
Ничего удивительного, что сто лет тому назад картины молодых художников шокировали публику, если я сегодня смотрю на все это широко открытыми глазами (мягко сказать). Из всех представленных картин могу, пожалуй, выделить картины Машкова, остальная когорта из «Бубнового валета», этот «бушующий вулкан, как сказал о них Малевич, довольно сложно для моего восприятия. Но, было интересно узнать, что и как писали художники в начале прошлого столетия.
Леночка, спасибо за подробный рассказ о твоих впечатлениях от «Бубнового валета»! Молодые, задорные, энергичные художники не укладывались в обычные рамки живописи!
Красная конница впечатляет. Ну и мужики с музыкальными инструментами «в трусах и в галстуке»- толи с юмором, толи с сарказмом. Рельефные такие. Вряд ли реальные художники обладали таким торсом. Как правило творческие люди тщедушные.
Интересная подборка. А примитивизм не люблю. не впечатляет.
Тамарочка, здравствуй! Очень тебе рада! Думаю, мужики при рояле, конечно, с юмором. Я так их воспринимаю.
Выставка действительно сделана со вкусом, хорошо, что разрешено было фотографировать и мы смогли краем глаза заглянуть на нее. Интересно было почитать о мощном художественном объединении Бубновом валете.
Любовь, спасибо!
Валентина, а фотографии картин Вы сами делали?
Эллиночка, свои фотографии с выставки я подписала (название моего сайта), а фотографии картин взяла из интернета, они качественнее.
Мы бы и Вашим полюбовались, ведь снимать же не запрещено?
Именно на этой выставке можно было фотографировать. Но это было исключение. В Музее Изобразительных искусств им. Пушкина и в Третьяковке всегда запрещено фотографировать картины на выставках. Постоянные экспозиции можно фотографировать, но за это надо заплатить порядка 250 руб.
Я тоже считаю что какие картины на любителя, больше всего понравились голые мужики возле рояля.
Валентина, спасибо что познакомили с «Бубновым валетом», картины художников и правда яркие и дерзкие, меня как-то особенно впечатлили полотна Лентулова
Да, Эллиночка, в этом «Бубновом валете» собралась компания талантливых сумасбродов, отрывались по полной:)
Благодарю вас за замечательную статью. Было очень интересно и познавательно.
Спасибо, Галина!
Валентина, благодарю за рассказ. Было интересно!
Спасибо, Ольга! Жду тебя на своих страничках.
все, я поняла — спасибо, что еще раз напомнила, я теперь точно знаю, что примитив мне не нравится и очень сильно оказывается
Видение мира оказалось уже выше ступени, на которой расположился примитив?
Ларочка, была на выставке итальянских живописцев. Думаю, что они тебе понравятся 🙂
Понравился автопортрет Машкова, в Русском музее видела картину Машкова: Автопортрет и портрет Кончаловского, долго гадали, который из них Машков, теперь знаю ))
Редко в живописи встречается автопортрет вместе с другом 🙂
Очень познавательно. Картины конечно на любителя