Главная » Русские художники » Амазонки авангарда. На телеге в ХХI век

Амазонки авангарда. На телеге в ХХI век

«Амазонки авангарда» — Ольга Розанова, Любовь Попова, Вера Пестель, Надежда Удальцова, Александра Экстер — во многом наследуют французскую традицию. Это, например, работы Пикассо и Брака.

Точная датировка серии картин «Игральные карты» Ольги Розановой (1886-1918) пока неизвестна. Можно лишь сказать, что этот цикл был выполнен между1912 и началом 1915 года. После выставки в Художественном бюро Надежды Добычиной в Петрограде в апреле 1915-го эти работы вызвали оживленную критику в прессе.

Амазонки авангарда

Ольга Розанова. Валет червей. 1914-1915

Ольга Розанова. Валет червей. Из серии «Игральные карты». 1914-1915. Слободской музейно-выставочный центр

Ольга Розанова

Из всего цикла сохранилось девять картин. Местонахождение четырех неизвестно. До сих пор причина выбора Розановой темы игральных карт для целого ряда работ остается не до конца понятной. Сказались здесь и интерес авангардистов к городскому фольклору и лубку, и собственное увлечение художницы карточными гаданиями. При этом герои карт Розановой далеко не условны. За масками угадываются портреты людей ее ближайшего круга.

Амазонки авангарда

Ольга Розанова. Трефовый король. 1914-1915

Ольга Розанова. Трефовый король. Из серии «Игральные карты». 1914-1915. Слободской музейно-выставочный центр

Амазонки авангарда

Ольга Розанова. Город (индустриальный пейзаж). 1913-1914

Ольга Розанова. Город (индустриальный пейзаж). 1913-1914. Слободской музейно-выставочный центр

Червонный валет особенный, на его плече изображена птица. В конце ХIХ века «червонными валетами» называли шантажистов и мошенников, разбивающих сердца порядочных дам. В этой картине присутствует заметный футуристический сдвиг формы. Скорее всего, изображен поэт Алексей Кручёных, которого в шутку называли «перекрученых».

Амазонки авангарда

Вера Пестель. Композиция. 1915

Вера Пестель. Композиция. 1915. Слободской музейно-выставочный центр

Амазонки авангарда – Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова и Надежда Удальцова почитаются наравне с Михаилом Ларионовым, Владимиром Татлиным и Казимиром Малевичем.

Вера Пестель

Вера Бальи (1887- 1952) наполовину была француженкой. Ее отец Ефрем Дезидерьевич преподавал химию и французский язык. В 1906-м она выходит замуж за медика Евгения Пестеля и отправляется в свадебное путешествие по Европе. Зимой 1912–1913-го Вера Пестель посещает студии парижских «салонных кубистов» Жана Метценже и Анри Ле Фоконье. В Москве «амазонка авангарда» занимается у Татлина — в знаменитой Свободной коллективной мастерской на Остоженке. В своих записках она вспоминала об учителе:

«Осенью 1915 года ему негде было работать. Он переехал к нам (муж был на фронте) и снял у нас комнату и для жилья, и для работы. И вот началась очень интересная работа вместе. Он в кабинете строил свои контррельефы, а я в мастерской — рядом комната — писала свои работы».

В 1914 году Татлин побывал в парижской мастерской Пикассо и мог видеть кубистический рельеф из картона и шпагата «Гитара». Возможно, что этот визит стал для Татлина стимулом к созданию контррельефов — конструкций из жести, стекла, дерева, гипса. «Композиция» 1915 века Веры Пестель изображает один из таких контррельефов Татлина. Об этом свидетельствуют характерные цилиндры из жести и картона. При этом сама художница в 1925 году на вопросы анкеты о художественных влияниях отвечала: «Вначале импрессионисты (французы) и Ван Гог, затем Дерен, Пикассо, Брак, теперь старые мастера, особенно — голландцы и испанцы — Меер из Делфт, Сурбаран».

Любовь Попова. Живописная архитектоника. 1918

Любовь Попова. Живописная архитектоника. 1918. Слободской музейно-выставочный центр

Творческая манера Любови Поповой (1889-1924) сформировалась под влиянием передовых художественных направлений: итальянского футуризма, французского кубизма, конструктивизма Владимира Татлина и супрематизма Казимира Малевича. «Живописными архитектониками» Попова называла свои геометрические композиции 1916–1918 годов — это был ее собственный вариант беспредметной живописи. Термин «архитектоника» говорит о том, что важным принципом построения композиций этого цикла художница считала ясную и логичную соподчиненность элементов, свойственную архитектуре.

Любовь Попова

Цикл беспредметных работ, показанный ею в 1916 году на выставке объединения «Бубновый валет», назывался «Шах-Зинда». Знаменитый архитектурный памятник средневекового Самарканда, который Попова видела во время поездки в Среднюю Азию в 1916 году, вдохновил ее на создание этой серии. Выполненные в 1918 году «живописные архитектоники» (около 20 работ) доводят принципы сочетания цветовых плоскостей до совершенной гармонии.

Александра Экстер. Городской пейзаж. Композиция. Около 1916

Александра Экстер. Городской пейзаж (композиция). Около 1916. Слободской музейно-выставочный центр

В начале XX века дерзкие женщины-художницы выступили активными членами нового общества и ревностными участниками эстетической революции. Провозвестница русского авангарда Александра Экстер (1882–1949), окончив Киевское художественное училище и выйдя замуж за успешного адвоката, несколько лет провела в Париже, где училась в Академии де ля Гран Шомьер и дружила с Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком, Фернаном Леже, Пабло Пикассо и Арденго Соффичи.Вскоре она перешла от довольно любительских натюрмортов к более зрелым кубистическим экспериментам.

«Городской пейзаж» – одно из самых знаковых произведений Экстер. Картина написана в стиле кубофутуризма – характерном для русского художественного авангарда тех лет, и стремившемся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени).

Подобно сложному орнаменту ковра, все пространство холста заполнено геометрическими формами домов и заводов. Экстер рассматривает городской пейзаж словно сверху и распластывает его на поверхности холста – расчленяя здания на составные формы и складывая их заново. Возможно, что источником вдохновения для этой работы Экстер послужила Венеция. Об этом свидетельствуют красные черепичные крыши и синяя вода узких каналов.

Термин «амазонки авангарда» вновь вошёл в употребление в конце 1990-х, когда состоялась знаменитая международная выставка «Амазонки авангарда (Amazons of the Avant-Garde)» (1999–2000). Выставка была посвящена творчеству шести русских художниц.

 

Понравилась статья? Нажми на кнопочки!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.