Александр Головин. Фантазии Серебряного века. Выставка
Александр Головин. Фантазии Серебряного века.
Выставка к 150-летию художника
Помните, дорогие друзья, как я, рассказывая о знаменитом русском художнике Константине Коровине, несколько раз упоминала о его друге – художнике Александре Головине, с которым они вместе учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества? К 150-летию со дня рождения Александра Яковлевича Головина в Третьяковской галерее на Крымском валу открыта великолепная выставка с огромным количеством работ талантливейшего художника. Лучшие произведения художника Александра Головина созданы в период, называемый «Серебряным веком» русской культуры.
Спрятанный в себе человек – говорил о нем Константин Коровин, близко знавший его. Александр Головин отличался притягательной внешностью. Константин Коровин в своих воспоминаниях «То было давно… там… в России» писал о совместных годах учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ):
Красавец-юноша, блондин, с расчесанным пробором вьющейся шевелюры – с пробором, тщательно приглаженным даже на затылке, — он удивил лохматых учеников нашей Школы. Фигура, прекрасный рост, изящное платье, изысканные манеры (он был лицеистом), конечно, составляли резкий контраст с бедно одетыми учениками Школы. И к тому еще на мизинце Головина было кольцо – кольцо с бриллиантом!
Позднее аристократизм поведения художника и его выразительная внешность неизменно восхищали окружающих, давая повод называть его «барственным Головиным», каким он предстоит на автопортрете 1912 года. Константин Коровин писал в своих воспоминаниях:
Головин чрезвычайно нравился женщинам. Они перед ним распускали крылья своих очарований и вдохновляли его в творчестве.
Александр Головин — немного биографического
Родился Александр Головин в Москве на Плющихе в семье священника. Отец его, Яков Данилович Головин, с 1866 года был назначен профессором богословия, а также настоятелем церкви Святых Апостолов Петра и Павла в Петровско-Разумовском. Семья переезжает в выстроенный для священника дом, настоящий адрес которого – улица Прянишникова дом 21. Сейчас это — полуразрушенный двухэтажный домик. В 1878 году Яков Данилович Головин умирает, и из-за ухудшения материального состояния семьи Александр переводится из лицея в Поливановскую гимназию. Эту гимназию окончили Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, шахматист Александр Алехин.
В 1881 году Александр Головин поступает в МУЖВЗ, обучается у известных художников В.Е.Маковского, И.М.Прянишникова, Е.С. и П.С.Сорокиных, посещает рисовальные вечера в доме В.Д.Поленова. Стараясь найти свой собственный путь, он занимался декоративными искусствами, станковой живописью, проектировал мебель и домашнюю утварь, делал майоликовые панно, и во всем добивался непревзойденных результатов.
В 1898 году, работая в Керамико-художественной гончарной мастерской «Абрамцево», по заказу Саввы Ивановича Мамонтова Александр Головин создает 6 больших керамических панно и 16 небольших вставок для декоративного оформления гостиницы «Метрополь».
Вместе со своим другом Константином Коровиным Александр Головин участвовал в оформлении русского кустарного павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Здесь, в Париже Головин получает золотую медаль по отделу декоративно-прикладного искусства и серебряную – за майолику.
Роза – один из ключевых символов изобразительного искусства и поэзии Серебряного века. Этот цветок можно увидеть в работах Борисова-Мусатова, С.Судейкина, М.Врубеля, Н.Сапунова, встретить в стихах Брюсова, Бальмонта, Северянина, Блока и многих других.
В творчестве Головина роза занимает особое место, оборачиваясь то декоративной деталью костюма, то собираясь в букет или растворяясь в пейзаже. Роза у Головина звучит как лейтмотив, пронизывающий произведения разного времени и разных жанров, объединяющий станковые и театральные работы.
С 1895 по 1897 год Головин путешествует по Европе вместе с Еленой Дмитриевной Поленовой, сестрой В.Д.Поленова, Еленой и Александром Карзинкиными, посещая Францию, Италию и Испанию. Александр Андреевич Карзинкин (1863-1931) — московский коммерсант, происходивший из старинного московского купеческого рода, любитель искусства, меценат, член совета Третьяковской галереи 1905-1912 годы. Член московской городской думы. После октябрьской революции работал в Историческом музее. Семья Карзинкиных тесно общалась с Третьяковыми, Морозовыми, Константином Станиславским, была хорошо известна в культурной среде Москвы конца XIX-начала ХХ века.
С Головиным Карзинкина сближали общие художественные интересы, увлечение театром, единый круг знакомых. Состоявшиеся в 1895-97 годах совместные поездки в Европу, положили начало их многолетней дружбе. Ко времени этих путешествий относится создание портрета Карзинкина. Картина экспонировалась художником в 1905 году на Таврической выставке в Петербурге. В 1920 году Александра Андреевича Карзинкина арестовали за то, что он продавал на рынке монеты из своей коллекции. Но это уже другая судьба и другая история.
Сохранилась открытка, посланная Головиным из Венеции своей невесте Марии Константиновне Котовой, свадьба состоялась осенью 1897 года. Вскоре она родила Александру двух дочерей Елену и Марию, и сына Сашеньку. Но брак вскоре распался. Переезжая в Петербург, жену и детей художник оставляет в Москве. А в ноябре 1898 года художник теряет близкого друга и советчика Елену Дмитриевну Поленову. От тяжелых переживаний его спасает только работа.
Интерьер «Теремок» был показан Головиным на выставке «Современное искусство», организованной коллекционером и меценатом князем С.А.Щербатовым и его другом В.В. фон Мекком в 1903 году в Санкт-Петербурге в особняке на Большой Морской улице. На этой выставке были представлены интерьеры, созданные художниками «Мира искусства» И.Э.Грабарем, А.Н. Бенуа, Е.Е.Лансере, Л.С.Бакстом, Коровиным. Интерьеры стали моделью нового мира модерна.
В своем интерьере Головин продемонстрировал новые приемы стилизации и открытия в области декоративного искусства, основанные на творческой переработке национального наследия. Растительные орнаменты и мотивы из русских сказок и народного искусства явились в «Теремке» в гипертрофированном, зрелищно-театральном виде в духе стилевых исканий русского модерна. Роль светильников выполняли совы, из глаз которых лился свет. Интерьер представлял собой удивительный сплав таинственной сказочности и уюта. Это была невиданная в Петербурге новость.
Решающим поворотом в жизни живописца стало приглашение в Большой театр от управляющего Московской конторой Дирекции Императорских театров В.А.Теляковского. И вот на этом пути его ждал блистательный успех декоратора.
4 сентября 1900 года в Большом театре после долгого перерыва состоялось возобновление оперы Даргомыжского «Русалка», которая с момента премьеры 1868 года популярностью не пользовалась. Решающую роль в перемене отношений к опере, сыграли Шаляпин, выступивший в роли Мельника, и Л.В.Собинов, исполнявший партию князя. Способствовал успеху постановки дуэт художников-декораторов Коровина и Головина, дебютировавших в ней на сцене Императорского театра.
В 1901 году он был приглашен в Петербург на должность главного декоратора Императорских театров, так как его работы над декорациями к операм «Ледяной дом» Корещенко и «Псковитянка» Римского-Корсакова оказались успешными. После постановки «Кармен» в 1908 году в Мариинском театре о Головине заговорили как о смелом театральном новаторе.
Художник пишет цикл картин «Испанки», моделями для которых становятся работницы Мариинского театра. Вышивальщица костюмерного цеха А.Я.Гераськина становится его второй женой. Ее портрет художник пишет в 1916 году, но его местонахождение, к сожалению, неизвестно.
Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа (1880-1966) – оперная певица, дочь художника Н.Д.Кузнецова, жена Л.Н.Бенуа. Она была солисткой Мариинского театра, а также исполнительницей народных испанских танцев. Картина была написана вскоре после премьеры оперы Бизе «Кармен» в 1908 году. Спектакль имел оглушительный успех, этому во многом способствовало великолепие художественного оформления Головина. С 1918 года Кузнецова-Бенуа жила во Франции.
Евфимия Павловна Носова, урожденная Рябушинская, жена текстильного фабриканта В.В.Носова. Жила в особняке на Введенской площади в Москве, художественно оформленным Н.Н.Сапуновым и С.И.Судейкиным. Во дворце Козимо Медичи благодаря радушию хозяйки собирался весь цвет литературной и художественной элиты. Носова обладала обширной коллекцией русской живописи XVIII-ХХ веков, в которой находились «Портрет неизвестной в розовом платье» Ф.С.Рокотова, портрет графини Урсулы Мнишек Д.Г.Левицкого, «Портрет Челищева» Кипренского, а также работы Боровиковского, Венецианова, Тропинина.
Образ самой Носовой привлекал многих художников, в том числе К.А.Сомова и А.С.Голубкину. Братьев Носовой Рябушинских также связывали дружеские отношения с Головиным, Михаил Павлович приобрел несколько произведений живописца, Николай Павлович, покровитель журнала «Золотое руно», заказал ему исполнение портрета Н.К.Рериха.
Для русских сезонов в Париже Александр Головин оформлял «Бориса Годунова» Мусоргского и «Жар-птицу» Стравинского. Спектакли имели триумфальный успех. Головин много сотрудничал с выдающимся режиссером, новатором ХХ века Всеволодом Мейерхольдом.
Их первым совместным спектаклем стал «У врат царства» Кнута Гамсуна в Александрийском театре в 1908 году. Затем были поставлены «Дон Жуан» Мольера и опера «Орфей и Эвридика» Глюка. Спектакли были отмечены и критиками, и зрителями.
Елена Александровна Смирнова (1888-1934), с 1906 года балерина Мариинского театра в Петербурге.
Шедевром творческого сотрудничества Мейерхольда и Головина был спектакль по драме Лермонтова «Маскарад». Его премьера состоялась 25 февраля 1917 года и прозвучала мрачным предзнаменованием. Изысканная культура «Серебряного века» ушла со старой Россией. Головин работал для театра все меньше. Огромным успехом увенчалась его работа над «Женитьбой Фигаро» Бомарше, которая он делал по приглашению Станиславского. Но на премьеру художник приехать не смог по болезни. Александр Головин скончался 17 апреля 1930 года.
Яркость, праздничность театральных костюмов как бы затмила на выставке душевность, лиричность, спокойствие и умиротворенность пейзажей и выразительность портретов. Художник создавал свой мир красоты и гармонии на полотнах, в театральных декорациях и сценических костюмах, в декоративно-прикладном искусстве. И теперь мы можем наполнить свой духовный мир этим великолепием. Фантазии Серебряного века – может быть, сейчас нам их так не хватает!
Выставка открыта в Третьяковской галерее на Крымском валу дом 10 до 24 августа 2014 года.
Очень интересные и разноплановые картины у Головина. Можно подумать, что написаны разными художниками. По крайней мере, мне так показалось.
Головин — замечательный русский художник, большой талант. Он был мастером в разных видах искусства.
Не чего картины у Александра Головина, только скучноватые какие то…
Не скучный сад понравилась картина. Какая то сказочность даже есть в ней.
Он же был прекрасным декоратором, наравне с Коровиным и Серовым в этом плане. Не все можно через компьютер передать, а вот если смотреть из партера на сцену, тогда все будет по-другому восприниматься.
Не понял, смотреть из партера на сцену будет лучше восприниматься, чем что?
Чем маленькая картина на компьютерном экране. Головин же был талантливым театральным декоратором.
Валентина, у меня блог твой совсем не открылся. Проверь — чего там.
Я проверила, а как у тебя теперь — открывается?
Замечательные работы!
Полностью с Вами согласна.
Чудесные полотна, и портреты и природа, все удается этому художнику, который пишет в своем неповторимом стиле. Спасибо, Валентина , что познакомили нас с его творчеством.
Любовь, рада, что Вам понравилось!
Я вот сейчас читала про художников, картины, ими написанные, время. в которое они жили , и поймала себя на мысли, как мало мы стали об этой стороне нашей жизни думать. Все некогда нам и бежим мы, не зная куда….
Совершенно верно, Светлана, я тоже иногда думаю об этом. Иногда надо отрешаться от повседневности, вспоминать о наших корнях, традициях, культуре…
Рерих чего то на Ленина похож))) а еще — у них мода была на мятые пиджаки? а еще — у девочки такая нога огромная?
нет, мне в принципе понравилось, а если начала задавать вопросы, то рассматривала значит)))
О, Ларочка, ты стала приглядываться к произведениям искусства! Мне приятно!
Очень люблю такие статьи. Спасибо. С огромным интересом все прочитала и посмотрела.
Ирина, очень рада, что Вам понравилось! Вы нечасто ко мне заглядываете, и мне вдвойне приятно, что не забываете меня при всей своей загруженности! Всегда жду!
Эх, какой красавец мужчина, да к тому же еще и талантливый! 🙂 Удивительно, как много разных стилей сочетал в себе Головин, а декорации — восхитительны!
Хорошо, хорош, это точно, такие теперь редко встречаются (интеллигентности не хватает:)
🙂 НВалентина, интеллигентные тоже попадаются, но у них стать не та 😉 А, тут порода видна! 🙂
Нда, Эллиночка, интеллигентные еще кое-где остались, а вот породу извели совсем!
А, ведь Ваша правда…. Жаль… Я помню, как зачитывалась романами, где романтические ухаживания за барышнями описывались или вызов на дуэль… И ведь не только в России мужчины «мельчают».
Эллиночка, неужели нам совершенно не на что надеяться? Я думала, что заграницей мужчины еще умеют ухаживать за женщинами, и воспитания, и интеллигентности хватает. И «сладкое слово халява» для них не так важно? Неужели…неужели я ошибаюсь 🙂
Меня поразило огромное количество различных жанров, присутствующих в работах Александра Головина. А его любовь к изображению роз ! Сразу видно что это его любимые цветы, так изобразить «королеву цветов» может только истинный ценитель!
Мария, я тоже любовалась произведениями Александра Головина, выставка замечательная, обширная и разнообразная!
В музее очень редко случается побывать, а Ваш сайт отвлекает от быта и приобщает к искусству . Всегда с интересом читаю Ваши публикации.
Спасибо, Татьяна, за добрые слова. Значит, я добиваюсь поставленной цели, и вы смогли приобщиться к искусству. Заходите обязательно!
«Спрятанный в себе человек»… Картины показывают, какой волшебный мир он в себе прячет! ))) Спасибо, Валентина! С большим удовольствием посмотрела выставку!
Лада, мне приятно, что Вам понравился Головин. Я-то вообще к нему неравнодушна, из-за того, что он друг-однокашник Константина Коровина 🙂
Всегда с большим интересом читаю ваши статьи,Валентина, и любуюсь картинами. Головин- прекрасный художник! Получила огромное удовольствие от просмотра его картин! Спасибо! Удачи! Твит
Елена, спасибо за Вашу поддержку и добрые слова.
Спасибо за знакомство с творчеством Головина, как будто сама побывала на выставке.
Анастасия, рада, что Вам понравились произведения Александра Головина.
Валентина, спасибо Вам за очередное творческое свидание. Картины художников, с которыми Вы нас знакомите, всегда вдохновляют, восхищают и пробуждают фантазию
Спасибо, Наталья, за добрые слова. Я рада, что Вам понравился Александр Головин.
Валентина, спасибо за интересный рассказ! В прошлом весьма интересовался работами К. Коровина, но не знал, что у него был такой интересный приятель-художник.
Игорь, спасибо за приятные слова. Я в свое время очень внимательно знакомилась с жизнью Константина Коровина. Друзья его привлекают — Серов, Врубель, Шаляпин, Головин. И жизнь интересная, и картины жизнерадостные! Выставка Головина просто шикарная, масштабная, охватывает все виды деятельности художника.
Очень понравились картины «Нескучный сад» и «Носы гондол», последняя — как кадр из фильма )
Да, Александра, я специально «Носы гондол» сюда поместила. Картина завораживает и будит фантазию!
Вот это картины, вот это искусство! восхитительно!
Лара, как хорошо, что Вам понравилось. Я теперь немножко стало представлять Ваш вкус! Буду стараться Вас радовать и дальше 🙂
Спасибо! Очень интересно!!!!
Олечка, сходи на выставку Головина, тебе понравится! Он такой разнообразный!
Хорошая статья! Картины просто великолепные, мне очень понравилось.
Елена, так приятно, что Вам понравилась выставка Александра Головина. Заходите еще!
Очень понравились все работы, но особенно «Павловск» и «Умбрийская долина». Благодаря Вам, Валентина, столько необычного и прекрасного увидела!
Татьяна, очень рада, что Вам понравилось! Произведения Головина такие светлые и радостные.
Удивительной свежести краски, одухотворенные портреты настолько завораживают , что трудно оторвать взгляд. Спасибо, Валентина, вы как всегда открываете для нас новые страницы искусства. Друзья, не забудьте посетить выставку, ведь 18 апреля, в день культурного и исторического наследия Москвы музеи работают бесплатно.
Надежда, спасибо, что напомнили о бесплатном посещении музеев. Очень удобно, когда идешь со всей семьей!
Меня автопортрет поразил — темная комната, лицо в тени, свет откуда-то сбоку-сзади, но при этом все светлое ) Еще интересно смотреть, как художник писал натюрморты — много-много-много всяких разных штучек, цветных, ярких, а смотрится все единым целым ) Иллюстраторские работы — как все переплетается, перетекает, соединяется.. И вместе с тем, портреты выполнены фотографически точно, а другие работы — очень декоративны..
Я в автопортрете чувствую какое-то напряжение. Особенно выделяются цветы, бабочка и глаза!
Подробная статья и великолепные иллюстрации , Валентина! Сколько же у нас талантов! Сама себе завидую!
Нина, как приятно слышать такие слова!