Отечество мое — в душе моей…
В Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) показаны работы русского и западноевропейского искусства конца XIX — начала XXI века из собрания Музея искусства авангарда (МАГМА). В Белом зале ГМИИ первой вы увидите картину Ильи Ефимовича Репина «Парижское кафе» (1874-1875), который опередил таким сюжетом знаменитых импрессионистов Эдуарда Мане и Огюста Ренуара. Здесь есть и Марк Шагал.
Удивительная коллекция
Далее висит картина Зинаиды Серебряковой «Лежащая обнаженная портрет Неведомской». Девушка изображена так нежно и романтично, что возникает необыкновенная благодарность художнице за доброту и теплые чувства, которые должны наполнять нашу жизнь.
В экспозиции представлено 100 произведений, поэтому мне предстояла тяжелая работа выбрать из 100 шедевров 15-20 работ. Они все достойны того, чтобы показать их моим дорогим читателям. Я в полном восторге от выставки, и получила огромный позитивный потенциал, посмотрев на картины гениальных мастеров. Название выставки «Отечество мое – в моей душе…» — сказал Марк Шагал в своем стихотворении:
Отечество моё — в моей душе.
Вы поняли?
Вхожу в него без визы.
Всем художникам, работы которых представлены на выставке, приходилось хранить отечество в своей душе, ведь все они были эмигрантами.
Марк Шагал всегда считал себя национальным художником, он по жизни шел как по облакам, меняя города и страны. Марк Шагал оставался человеком вне времени и определенного места.
Роберт Фальк был самым младшим среди молодых живописцев объединения «Бубновый валет». В его картинах этого периода преобладали лаконичные, скупые пейзажи и натюрморты.
Выставка великих талантов
Яков Каган-Шабшай по образованию был инженером-электротехником, проявил себя на многих поприщах. Он знал 5 иностранных языков и вкладывал огромную энергию в свою работу. В доме Каган-Шабшая всегда кипели споры об искусстве. Он дружил с молодым живописцами и помогал им материально, в том числе и Марку Шагалу. Каган-Шабшай коллекционировал произведения еврейского искусства XIX века. Картина Роберта Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая» была показана публике при жизни автора только три раза. Огромный ажиотаж возник вокруг картины, когда она была заявлена на торгах Sotheby’s. Самое поразительное то, что ее купили до проведения торгов. Это был всего третий такой случай на торгах Sotheby’s.
Амедео Клементе Модильяни, итальянский художник и скульптор, прожил недолгую, но очень яркую жизнь. Его творчество нельзя отнести ни к одному из художественных направлений его времени. И произведения его не имели успеха при жизни живописца. Теперь же цены на его картины взлетели до небес. Меня поразила утонченность женского образа на картине Амадео Модильяни «Портрет девушки в черном платье».
Хаим Сутин был близким другом Амедео Модильяни, и произведения его тоже относились к парижской школе. У картин Хаима Сутина необыкновенно яркая энергетика и особая драматичность. Я показываю здесь только две работы этого живописца «Кондитер из Кань» и «Пейзаж в Кань», но это настоящие шедевры.
На одной грустный, безнадежно уставший , грустный мальчик , на другой – неведомо сказочные дома с их завораживающей готовностью к движению.
Мастера Серебряного века
Мастера мирового театрально-декорационного искусства Лев Бакст и Валентин Серов напоминают нам о русском Серебряном веке. О картине Валентина Серова «Похищение Европы» я писала здесь.
Сенсационные успехи «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже во многом связаны с декорациями и костюмами, созданными этими великими мастерами.
Яркие, сочные краски абстрактных композиций Сони Делоне сразу же привлекают внимание. Ее произведения наполняют радостью жизни и желанием делать добро. Соня Делоне родилась в небольшом городке Градижск Полтавской губернии. Когда ей исполнилось 18 лет, она едет учиться в Академию изящных искусств в Карлсруэ, потом переезжает в Париж, который считается центром искусств. Здесь она знакомится с художником Делоне и выходит за него замуж.
Соня Делоне увлекается разложением цвета, выражает динамику движения живописным языком солнечных кругов. Для «Русских балетов» Сергея Дягилева художница оформляет спектакли. Она создает собственный модный дом, в котором ее авангардные украшения и платья пользуются большим спросом. Для парижской Всемирной выставки 1937 года Соня Делоне вместе со своим мужем создает панно величиной в 235 квадратных метров. Соня становится крупнейшим мастером ар-деко. В 1964 году в Лувре открывается ее персональная выставка, а в 1975 году Соню Делоне награждают Орденом Почетного легиона.
Легенды русского искусства
Александра Тышлера причисляют к художникам-нонконформистам, становление творчества которых происходило в начале 1960-х годов, во времена «оттепели». Жемчужиной его ранних произведений считается картина «Наводнение». Здесь надо понимать, что она имеет символико-аллегорический смысл.
Александр Тышлер возводит настоящие воздушные замки. Его поэтическая одухотворенность и полет воображения создают великие картины, среди которых «Наклонная башня». Он был исключительным мастером, выдающимся театральным художником.
Совершенно невозможно спокойно пройти мимо «Натюрморта с арбузом и булкой» Давида Штеренберга. Я думаю, сказывается обучение живописца в Школе изящных искусств в Париже. Влияние Поля Сезанна и кубизма явно проявлялось в его творчестве. В 1925 году вместе с Соней Делоне и Натаном Экстером он участвует в Международной выставке декоративного искусства. Умер Давид Штеренберг в 1948 году и после смерти был практически забыт, хотя долгое время жил и работал в Советской России. Похоронен художник в Москве на Ваганьковском кладбище.
Михаила Шварцмана называют легендой отечественного андеграунда, мистиком и философом. Он всегда поражает, удивительным наитием, пророческим даром, гениально парадоксальным мышлением. Следуя за художниками-авангардистами 20-х годов Михаил Шварцман продолжал мистически-религиозное направление русского искусства.
Илья Кабаков и Эль Лисицкий
Прошедшей осенью в Москве в Медиа Арт Музее (МАММ) прошла широкомасштабная выставка художников-концептуалистов Ильи Кабакова и Эля Лисицкого, о которой я подробно писала здесь. На выставке «Отечество мое – в моей душе…» особое место занимают две большие картины Ильи Кабакова «Аллея» (1982) размером 2,60 на 1,90 метра и «Жук» (1982) размером 2,10 на 1,50 метра.
Аллея мне понравилась, а вот с Жуком я пока не разобралась, ведь эта картина была продана в 2008 году на аукционе в Лондоне почти за шесть миллионов долларов. Видимо, я до нее еще не доросла, но Жук меня исключительно заинтересовал.
Одного из самых интересных концептуалистов я считаю Виктора Пивоварова. На выставке можно увидеть восемь его работ, я выделила две – «Триптих со змейкой» (2000) и «Мокрые волосы» (2012).
Стоя перед картиной «Мокрые волосы», я ощущала животрепещущие капельки утренней росы, исходящие из картины, и свежий московский воздух.
Из интервью предпринимателя и коллекционера Вячеслава Кантора, создателя Музея искусства авангарда (МАГМА):
Я считаю, что это очень символично, что мы показываем в России лучшие наши работы, 90 процентов которых приобретено за ее пределами. Про Россию известно, что мы — великая ресурсная держава, еще про космос и балет, но есть еще и это измерение, что Россия не заимствовала из западного искусства, а, наоборот, во времена авангарда занимала лидирующие позиции.
Выставка открыта до 16 февраля 2014 года.
Здравствуйте,Валентина!Побывать на этой замечательной выставке мне не удалось,поэтому спасибо Вам за замечатель-
ный экскурс по ней.Слышал,что к выставке издавался ката-
лог.Можно ли его купить сегодня и где?
Да, Виктор, во время выставки в Музее продавался совершенно прекрасный каталог. Есть ли он сейчас в продаже, не могу сказать. Когда буду в ГМИИ, посмотрю обязательно. Иногда каталоги распродаются быстро, даже до окончания выставки не хватает, а иногда, я обращала внимание, еще долго стоят на полке и становятся дешевле.
Спасибо за проведенную экскурсию и профессиональный рассказ о предложенных картинах.
Наталья, это чудесная выставка, захватила меня полностью. Очень хотелось высказаться!
Такая интересная выставка! Ещё бы «ходила» и смотрела! Спасибо огромное, Валентина!
Лада, я рада, что Вам понравилось. Выставка, действительно, замечательная!
Ах, какая галерея! не закрывала бы, любовалась. Какие авангардисты! Серебрякова, Репин. Уж некоторые имена забыла. Вот нежные женские лица Серебряковой с детства приметила, а видеть приходится очень нечасто. Репина люблю все картины, столько жизни. Фальк, «рубленые» черты. Удивительная картина. Спасибо.
Тамара, я очень рада, что доставила тебе удовольствие. Действительно, на выставке собраны великолепные полотна!
Отличная выставка, спасибо! Получила большое удовольствие ! Приятно бывать у вас в гостях! ))) С НОВЫМ ГОДОМ И РОЖДЕСТВОМ! Твит
Елена, спасибо! А Вас — с наступающим Крещением!
Всегда интересно прикоснуться к творчеству не только художников прошлых времен, но и современных художников. Спасибо за предоставленную возможность.
Совершенно верно, Любовь, особенно, когда современные художники тоже могут создавать шедевры!
Одно слово искусство, все слова здесь бесполезны, иди и смотри.
Наталья, полностью с тобой согласна. Вот я пошла и посмотрела, и очень захотела поделиться впечатлениями!
Не всегда, да и не каждому удаётся побывать на выставках. Большое Вам спасибо за поддержание вот у такой части любителей интереса к искусству.
Алексей, я с удовольствием делюсь своими впечатлениями. Особенно о таких шедеврах! Наступило такое время, когда не успеваешь посмотреть все интересные выставки!
С наслаждением любовалась картинами. Спасибо, Валентина, за экскурс. Марк Шагал — любимый художник моей лучшей подруги. Очень интересные его работы.
Понравилась картина «Парижское кафе» Репина. Прямо будто там очутилась, так передается дух того места.
Татьяна, очень приятно, что тебе понравилось. Я всегда пишу о вещах, к которым сама очень неравнодушна, и потому вдвойне приятно получить отклик!
Спасибо за мини- галерею на вашем сайте. С удовольствием посмотрела картины и прочла вкратце об их авторах.
Любовь, я рада, что Вам понравилось! Всегда жду в гости!
Любовь, заходите, всегда рада!
Валентина, спасибо за замечательный экскурс по выставке! Очень интересные и картины, и художники — невероятно яркое впечатление осталось.
С наступившем Новым годом! Пусть он принесет с собой самое доброе и исполнит все загаданное!
Спасибо, Эллина! Замечательный праздник Новый год. Мы всегда надеемся, что наши мечты исполнятся!
даже в Париже в кафе стока полных женщин — а есть работы, где женщины просто аморфтные — на лицах было больше простолюдин, ну купцов или как там в начале века их называли?
Вот именно из картин мы и узнаем, как выглядели люди в то время!
Спасибо,Валюша, за возможность прикоснуться к прекрасному. Мне особенно запала в душу обнаженная Серебряковой.
Гениальные мастера, картины просто шедевры. Валентина, действительно нужно постараться отобрать для сайта самое лучшее. У тебя удалось! Понравился очень»Жук»
Людмила, здесь есть интересный момент — все картины страхуют. Так вот самые большие страховые суммы были заплачены именно за Жука Ильи Кабакова и за Девушку Модильяни. Любопытно, правда?
Очень интересно, пока читала и смотрела, отдохнула душой.
Юлия, заходите еще! Надеюсь, Вам понравится.
Исключительно интересная подборка картин, Валентина. Знаю и люблю картины Серебряковой, особенно ее акварели, пейзажи. Понравился «Натюрморт с арбузом и булкой» Штеренберга, я раньше его работ не видела. И конечно «Мокрые волосы» Пивоварова, вы правы, очень чувствуется воздух влетающий в широко открытое окно. Спасибо за рассказ!
Надежда, приятно, что Вам понравилось. Огромное разнообразие, не знаешь, как выбрать самое необычное 🙂