Музей-панорама «Бородинская битва»-2
Я поднимаюсь по витой длинной лестнице на самый верх Музея, там находится панорама «Бородинская битва». Она представляет собой величественное зрелище, и зритель как бы становится действующим лицом происходящих событий. На всех моих фотографиях вы увидите не только картинное изображение великих баталий Бородинского сражения войны 1812 года, но и реальные предметы переднего плана, которые еще больше вовлекают нас в гущу событий.
Панорама Бородинская битва, деревня Семеновское
Мы видим горящую, полуразрушенную деревню Семеновское. Слева у барабана стоит генерал Д.С.Дохтуров, который заменил на поле боя тяжело раненого П.И.Багратиона. По его приказу гренадеры Астраханского и Московского полков начинают бой. Немного дальше находятся спешенные драгуны Черниговского и Харьковского полков. На белом коне – генерал П.П.Коновницын. На втором плане справа мы видим лейб-гвардии Литовский и Измайловский полки, которые, выставив вперед штыки, простояли на поле свыше шести часов и отразили несколько атак неприятеля.
Слева вдали мы видим французскую кавалерию генерала Нансути, которая должна справа обойти деревню Семеновское. Наполеон называл этих могучих кирасир «железными» воинами. Их атаку поддерживает артиллерия, расположившаяся вдоль Семеновского ручья. На переднем плане картины хорошо виден Семеновский овраг, по которому в данный момент проходит линия фронта. По дощатому мосту и вброд переходят гренадеры Павловского полка этот овраг и сразу же вступают в рукопашный бой с передовыми частями французской пехоты генерала Фриана. Идет кровопролитное сражение.
Панорама Бородинская битва, французские позиции
Третья часть картины показывает французские позиции. Гвардейская артиллерия генерала Сорбье поддерживает атаки пехотной дивизии генерала Фриана и французской кавалерии. Рубо показывает последовательность ведения боя артиллерийского орудия. Художник был замечательным пейзажистом, и прекрасно написав осеннюю подмосковную природу, он противопоставляет ее разрушению и кровопролитию происходящих баталий.
На четвертом фрагменте панорамы мы видим, как стройными рядами в бой идут кирасиры. Овраг разрушает их строй, и они уже поодиночке переправляются на другой берег. Позиции русской армии были изрезаны многочисленными ручьями, речками, оврагами, что для французской кавалерии создавало дополнительные трудности. Вдали за рекой Колочь находятся войска вице-короля Италии Е.Богарне, который должен двинуть их на батарею Раевского, центральное укрепление русских.
Панорама Бородинская битва, кавалерийский бой
На пятой части полотна изображен кавалерийский бой во ржи, один из самых впечатляющих и динапичных эпизодов всей панорамы. Это бой русских кирасир под командованием генерала Н.М.Бороздина и саксонских кавалеристов. Слева мы видим русского кавалериста, окруженного со всех сторон французами. Лицо его в крови, но он продолжает бороться с врагами. Это единственный человек во всем полотне, которого Рубо написал в фас. Вдали, все в дыму расположено село Бородино, на которое Наполеон направил свой первый удар. Оно сгорело полностью, лишь сохранилась церковь Рождества, которую можно посетить и сейчас. Правее церкви находится Курганная высота, тоже вся застланная дымом. Впоследствии ее назвали «батареей Раевского», а французы – «редутом смерти». Много полегло здесь народа, кругом видны трупы.
Появление кавалеристов Ф.П.Уварова и казаков М.И.Платова разрушило планы Наполеона, ему пришлось задержать атаку батареи Раевского, чем воспользовался Командующий русскими войсками М.И.Кутузов, направив свежие войска к Курганной высоте. Вдали среди группы всадников изображен М.Б.Барклай де Толли, командующий центром позиции и правым флангом. На переднем плане в зеленом мундире, в треуголке с белым плюмажем мы видим генерал-майора Н.М.Бороздина.
Слева вдали видны белые палатки перевязочных пунктов русской армии. Туда везут раненых, на последней коляске лежит тяжело раненый П.И.Багратион. Стоящие в резерве кавалергарды и конногвардейцы отдают честь любимому командиру. Повсюду горящие избы, они изображены и на полотне, и представлены на переднем плане перед картиной, кругом тлеющие угольки, догорающие бревна.
Феликс Рубо отобразил настоящий накал всего Бородинского сражения 1812 года, драматизм столкновения двух армий, героизм участников битвы.
Так хотелось панораму бородинской битвы посмотреть, но… Может конечно это какая то неполадка с моей стороны, но на других страницах вашего сайта картинки загружаются, а на этой нет…
Александр, я исправила ошибки, можете посмотреть на панораму Бородинской битвы.